Общие сведения о первоцветах
Виды первоцветов
Проблемы охраны раннецветущих растений
Методика выполнения проекта
Первоцветы - 2001
Первоцветы - 2000
Первоцветы - 1999
Первоцветы - 1998
Первоцветы - 1997
Первоцветы - 1996
Первоцветы - 1995
Словарик
Карта Ярославской области
Авторы проекта
Экологическая страница
Выход
Первоцветы >> Методика работы по проекту


С чего начать?
Вы можете выполнить только простые задания
Вы хотите поработать более серьезно
Вы хотите принять участие в работе по охране первоцветов

Прежде всего, Вам необходимо внимательно изучить проект, который размещен на этой www-страничке. Здесь Вы сможете найти, помимо методики выполнения, основные теоретические сведения по раннецветущей флоре, примеры выполнения проекта из опыта прошлых лет, а также ознакомиться с основными представителями этой флоры.

К сожалению мы пока не имеем возможности разместить здесь ВСЕ наши первоцветы - это первый год, когда мы выполняем работу в таком масштабе. В частности, здесь пока отсутствуют такие обычные и широко распространенные раннецветущие растения, как мать-и-мачеха или копытень европейский (пока мы не располагаем хорошими авторскими фотографиями), которые Вы наверняка встретите во время весенних экскурсий.

Поэтому для работы над проектом Вам понадобятся также определители или атласы высших растений, произрастающих в Вашем регионе. Мы не располагаем данными по всем региональным изданиям такого рода, однако по Ярославской области в 1961 году был выпущен очень хороший определитель, который содержит не только определительные таблицы, но и распространение видов на территории области, краткое описание типичных мест обитания и практическое использование для каждого вида. Этот определитель может быть использован и в других областях центральной части Европейской России, однако в настоящее время он является библиографической редкостью и содержит устаревшую систематику. В 1986 году был выпущен более сокращенный определитель. В крайнем случае Вы можете воспользоваться недавно выпущенным атласом. Эта книга издана большим тиражом и Вы наверняка сможете найти ее в магазинах или библиотеках.

Итак, Вы уже имеете определитель или атлас и ознакомились с проектом. Что делать дальше?

В простейшем случае (если Вы работаете со школьниками средних или младших классов), во второй половине апреля или самом начале мая Вы планируете эксурсию в ближайший от Вашей школы (станции юных натуралистов, просто от дома) лес, луг, берег реки или ручья, парк, в школьный сад или даже по улицам города (везде можно найти массу интересных вещей).

Важно правильно выбрать время - "истинные" первоцветы начинают цвести практически сразу же после схода снега. Уже к началу мая (все сроки даются нами применительно к Ярославской области) появляются другие представители весеннецветущей флоры, которые нельзя отнести к первоцветам в узком смысле этого термина - чистотел большой, одуванчик лекарственный, яснотка обыкновенная и многие другие.

Все они увеличат обьем Ваших работ (определение видов), а кроме того, исказят правильные представления о ранневесенней флоре.

Во время экскурсии постарайтесь пронаблюдать и определить - что именно цветет в Вашей местности в это время года.

Примечание: - постарайтесь провести определение непосредственно в полевых условиях - после изучения нашей WWW-странички Вы уже будете иметь предварительное представление об основных первоцветах и Вам предстоит только уточнить названия видов. Те виды, которые в массе встречаются в вашей местности, в количестве 1-2 экземпляров можно также взять для определения в лаборатории.

Ни в коем случае не рвите те растения, которые являются охраняемыми, редкими или просто нечасто встречаются в Вашей местности, какими бы красивыми они Вам не казались!
Ограничьтесь полевым определением.

После этого постарайтесь записать:
1. Место проведения экскурсии (область, город, район, село и т.д.);
2. Дату проведения эксурсии;
3. Погодные условия - ясно, пасмурно, температура воздуха (по возможности), явления (дождь, снег, град, ураган и т.д.);
3. Названия обнаруженных Вами цветущих растений (желательно в скобочках указать латинские названия);
4. Условия произрастания (в хвойном или лиственном лесу, на лугу, болоте, в парке, на берегу ручья и т.д.);
5. Относятся ли они к охраняемым видам?
6. Записать к какой из групп по способу опыления (ветроопыляемые, насекомоопыляемые) Вы отнесли бы встреченные вами растения;
7. Встретились ли Вам те растения, которые Вы не смогли определить (их краткое описание);

После этого Вы можете послать нам по электронной почте eco@dlc.uniyar.ac.ru или по обыкновенной почте

150000, г. Ярославль, ЦОС, а/я 1063

152300, Ярославская обл., г. Тутаев, ул. Магистральная, дом 16-а, Дом Природы, Клепикову М.А.

(если Вы не имеете доступа к электронной почте и получили сведения по нашему проекту от коллег) Ваши записи и некоторые сведения о вашем кружке или классе (адрес, количество участников, класс, Ф.И.О. руководителя и все, что вы захотите рассказать о себе).

Если по ходу работы над проектом у Вас возникнут вопросы, предложения или критические замечания, координатор проекта всегда будет рад получить Ваши сообщения.

После окончания сезона первоцветов мы обобщим все присланные Вами данные - результаты Вашей работы Вы сможете увидеть сами на нашей WWW-страничке, установить контакт с другими группами, работающими над этими или другими интересующими Вас проблемами.

Если же Вы хотите поработать по проекту на более серьезном уровне, Вы можете провести более детальные исследования. Как и в предыдущем случае, Вам понадобятся определители; а также
равнобедренный прямоугольный треугольник (из тех, которые используются на школьных занятиях по геометрии);
линейка;
12-20 колышков (можно использовать штыри, которые употребляются для установки палаток);
веревка, на которой отмечены метровые и десятиметровые деления (узелки или кусочки липкой ленты "скотч");
ленточный метр (каким обычно пользуются портные);
карандаш и блокнот для записи наблюдений,
а также немного терпения.

Затем Вам необходимо выбрать день для экскурсии.

То, что вы будете делать, называется геоботаническим описанием, которое предполагает стандартное описание растительных сообществ. На основе заполненных Вами геоботанических бланков любой ботаник сможет достаточно четко представить себе место, где Вы проводили исследования.

Для геоботанического описания первоцветов нами была использована упрощенная стандартная методика закладки и описания пробных площадок (размером 10x10 метров) в совокупности с глазометрическим методом учета обилия видов.

Методика была упрощена по следующим причинам:
- создавая наш проект, мы в первую очередь ориентировались на работу со школьниками, уровень знания которых не может соответствовать профессиональной специфике подобной работы;
- наблюдения планируется проводить весной, т.е. в то время, когда большинство травянистых растений находятся либо в фазе цветения, либо в фазе начальной вегетации, что может отразиться на значительных погрешностях в применении шкалы обилия.

Запись наблюдений в данной работе в нашем проекте проводится на стандартных бланках геоботанического описаниях леса; параллельно были составлены описания геоботанических экскурсий, сводный список видов, обнаруженных за весь цикл исследований, после завершения работы и анализа ее результатов сделаны соответствующие выводы.

Выйдя на место планируемых исследований, Вы проведете закладку пробных площадок, по которым Вы будете составлять описание мест произрастания первоцветов.

Для этого Вы колышками отмечаете квадратный участок размером 10 на 10 кв. метров (для этого Вам и понадобится размеченная веревка). При выборе места для разбивки пробной площадки необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами:
1. Площадка должна отражать типичную картину данного растительного сообщества в Вашей местности;
2. Пробных площадок желательно делать несколько (как минимум три, лучше пять) - для того, чтобы обобщенные данные возможно более полно соответствовали реальной картине;
3. Может случиться так, что раннецветущие растения расположены в исследуемом месте неравномерно (группами) - при закладке нескольких площадок надо стараться так, чтобы на них оказались (в разном соотношении) все основные представители весенней флоры.

После разбивки на каждой площадке необходимо подсчитать и определить все раннецветущие растения, также деревья и кустарники, и (по возможности, но в данном проекте не обязательно) другие травянистые растения, после чего заполнить прилагаемые бланки:

После того, как Вы провели исследования, отметьте также некоторые "особенности" этих растений.

Результаты работы Вы можете <послать нам> по электронной или обыкновенной почте.

Если в результате работы над проектом Вы также сможете послать нам фотографии тех раннецветущих растений, которые Вы встретили на своих экскурсиях, и который пока отсутствуют на нашей WWW-страничке, мы будем рады опубликовать их здесь с указанием Вашего авторства.

После окончания сезона первоцветов мы обобщим все присланные Вами данные - результаты Вашей работы Вы сможете увидеть сами на нашей WWW-страничке, установить контакт с другими группами, работающими над этими или другими интересующими Вас проблемами.

Rambler's Top100
© Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании