Олимпиады по информатике

Начиная с 1987 года в Ярославле проводятся городские и областные олимпиады по информатике для старшеклассников. За несколько лет сложились некоторые традиции их проведения, которые немного отличают эти олимпиады от аналогичных соревнований в других городах и странах. В первую очередь это относится к теоретическому туру, в котором принимают участие все олимпийцы. Так как предмет информатики в различных школах преподается по-разному, с использованием самой разнородной техники, учителями, имеющими широкий спектр собственных интересов и различный уровень подготовки, то на теоретическом туре предлагается довольно широкий набор задач на различный вкус. Из предложенных задач ученики самостоятельно выбирают те, решение которых, по их мнению, принесет им максимальное количество баллов. Обычно, в зачет идут результаты по четырем задачам. Решением задачи на теоретическом туре может быть программа на каком-либо языке программирования, словесное или графическое описание алгоритма, в некоторых случаях доказательство теоретического факта или что-то аналогичное, имеющее отношение к самому широкому толкованию слова информатика.

В практическом туре участникам, показавшим хорошие результаты в первый день соревнований, предлагается написать и отладить программу, выполняющую заданные действия. Как и в теоретическом туре предлагается несколько задач на выбор. Проверка правильности выполнения задания практического тура осуществляется с помощью системы тестовых примеров.

В данном сборнике собраны все задачи, предлагавшиеся на Ярославских олимпиадах по информатике. Большинство задач требуют не столько умения программировать на каком-либо алгоритмическом языке, сколько логики алгоритмического мышления, сообразительности, а иногда и просто здравого смысла. Около каждой задачи указано количество баллов, давемое за ее правильное решение.

Во второй части сборника к большинству задач приведены комментарии, которые содержат ответы, решения, методические указания, а также описание понятий и методов, используемых в решении данной задачи. По своей форме приводимые комментарии совпадают с тем разбором задач олимпиады, который обязательно проводится для ее участников.

 
© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.
Rambler's Top100