Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

4.2. Игровые занятия

ИГРА - это особо организованные занятия, требующие эмоциональных и умственных сил, направленные на развитие познавательных способностей личности.
При использовании в учебном процессе игр следует руководствоваться следующими соображениями:

1. Каждая игра преследует определенные цели: начиная игру, учитель должен четко осознать, какие знания у детей он будет закреплять, какие развивать навыки и умения. Необходимо настроить детей на выполнение заданий, условий игры.

2. Перед тем, как начать игру, учитель сообщает с каким материалом она будет проводиться, иногда предупреждает о возможных трудностях, с помощью контрольных вопросов выясняет понимание школьниками материала, на котором построена игра. Учитель сообщает задачу и объясняет правила игры, показывает образец, как нужно выполнить игровое действие.

3. Нельзя начинать игру, не убедившись, что все ученики поняли, что надо делать и что от них требуется. В процессе игры учитель помогает при затруднениях, иногда подсказывает наводящими вопросами решения, направляет действия учащихся.

4. Учитель осуществляет контроль за соблюдением правил игры, иногда можно назначить контролеров, если это требуется по ходу игры. Учитывая особенности той или иной игры, следует стремиться к тому, чтобы руководили процессом игры ведущие из числа учащихся. Руководство учителя по возможности должно быть опосредованным - это позволит ведущим проявить самостоятельность, инициативу, овладеть организаторскими умениями, а играющим почувствовать большую свободу действий (игра будет протекать более эффективно и целесообразно).

Спецкурс предполагает использование разных вариантов игр: деловые и ролевые игры, игры-дискуссии, ситуационные задачи.

Деловая игра "Особенности национальной кухни"

ЦЕЛИ игры:
1. Выяснить основные принципы выполнения одного из постулатов здорового образа жизни - рационального (сбалансированного) питания.
2. Оценить достоинства и выделить недостатки разных видов национальной кухни.
3. Составить список рекомендаций по изменению пищевого рациона современного человека.

ОБОРУДОВАНИЕ:
- памятка "Золотое правило питания"
- карточки с кратким описание кухонных традиций различных стран
- трафареты таблиц для заполнения

Из числа учащихся формируются 7 групп. Один ученик назначается "шеф-поваром". Учитель выступает в роли ведущего.

Проведение игры.
Схема проведения: выступление ведущего -> жеребьевка -> групповая работа -> выступление первой группы -> обсуждение -> оценка выступления "шеф-поваром" -> выступление второй груп-пы ->...-> заключительное слово ведущего.

Эпиграф к уроку:
Однажды был такой обед, где с хреном кушали паштет,
Где пирамида из котлет была усыпана корицей ,
Где поросенок с чечевицей стоял обвитый в колбасах,
А гусь копченый - весь в цветах.
А вот обед ,где ветчина была с изюмом подана!!!
Вот редька горькая с сметаной!!!
Вот с черносливом суп овсяный, с лавровым листом колбаса,
С ершами - соус из морошки, с брусникою - телячьи ножки!…
(В.С.Филимонов).

I. Вводное слово ведущего (учителя)
Последние десятилетия характеризуются значительным возрастанием интереса к проблеме питания человека и это неудивительно, т.к. правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья. В то же время ответ на вопрос "Что же значит правильно питаться?" остается спорным. Существует много взглядов на питание: одни люди придерживаются вегетарианской ориентации питания, другие предпочитают сыроедение, иные - макробиотику, третьи являются сторонниками энергетического питания и т.д.

Марк Твен как-то сказал: "Секрет жизненного успеха отчасти состоит в том, что есть следует все, что хочется, а потом предоставлять пище возможность доводить борьбу в желудке до победного конца". Но не сопряжена ли подобная философия с риском для здоровья? Чтобы питание было действительно полезным, его необходимо организовать с учетом целого ряда правил.
Каждой группе выдаются памятки для изучения и использования в дальнейшей работе.

ПАМЯТКА "ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПИТАНИЯ"
В питании человека должны в максимальной степени использоваться продукты, сохранившие свои естественные биологические свойства. При приготовлении продуктов следует стремиться к максимально полному сохранению заключенной в них живой энергии и исключению искусственных концентрированных продуктов, сахара, соли, консервантов, муки и кулинарных изделий из муки.

II ЖЕРЕБЬЕВКА. Ведущий предлагает представителям групп выбрать один из семи конвертов /в каждом конверте находится задание для группы и трафарет таблицы для заполнения по ходу игры/

III ГРУППОВАЯ РАБОТА.
План работы в группах: 1. Прочитать и проанализировать выданный текст. 2. Занести необходимую информацию в таблицу (пользуясь правилом) 3. Подготовить устное сообщение для других групп.

ГРУППА N 1. КИТАЙСКАЯ КУХНЯ.
Богата овощами и сравнительно бедна жиром. Очень быстрое приготовление овощей на сильном жару с добавлением необходимого количества масла и при постоянном их перемешивании позволяет достаточно хорошо сохранить витамины. Соусы, которых так много в этой кухне, содержат много соли.

ГРУППА N 2. АМЕРИКАНСКАЯ КУХНЯ.
Преобладает высококалорийная пища. Популярны многослойные бутерброды с ветчиной, беконом, паштетом, часто используемые закуски (например, ломтики жареного картофеля) содержат избыток жира и соли. Распространены полуфабрикаты. Много фруктов и овощей - свежих и замороженных.

ГРУППА N3. РУССКАЯ КУХНЯ.
Основу составляют грибы, рыба, овощи (огурцы, капуста, редька, свекла, лук, чеснок). Широко применяются мясные блюда (жаркое, студень, гуляш), молоко, масло, сметана. Популярны каши с добавлением меда, мучные изделия (хлеб).

ГРУППА N 4. ИНДИЙСКАЯ КУХНЯ.
Богата овощами, бобовыми и кисло-молочными продуктами. Следует учитывать, что многие индийские блюда пропитаны сливочным или кокосовыми маслами, содержащими высокий процент насыщенных жиров.

ГРУППА N 5. ЯПОНСКАЯ КУХНЯ.
Ее основу составляют богатые белками соевые продукты, рыба, овощи, мучные изделия и рис. Блюда японской кухни содержат очень мало жира; морские водоросли, широко используемые в этой кухне, богаты микроэлементами. Недостатком следует считать злоупотребление солью.

ГРУППА N 6. МЕКСИКАНСКАЯ КУХНЯ.
Основные блюда - рис, злаковые, бобы и жареные цыплята - жира содержат мало, салаты и маниока богаты жирами, но жиры эти по преимуществу мононенасыщенные. Следует учитывать высокое содержание жиров в поджариваемых с салом бобах и в "буррито" из говядины с сыром и сметаной.

ГРУППА N 7. ИТАЛЬЯНСКАЯ КУХНЯ.
В северо-итальянской кухне много говядины, телятины, сливочного масла и сливок; южно-итальянская кухня богата мучными изделиями (сложными углеводами), овощами, фруктами и рыбой, недостаток - довольно высокое содержание жира в пище.
(Тексты составлены с учетом изучения темы "Пищеварение" в курсе биологии 8(9) класса).

Образец таблицы для заполнения:

Особенности национальной кухни.
Вид национальной кухни Достоинства Недостатки
1.
2.

7.
   

IV. ОБСУЖДЕНИЕ. После выступления каждой из групп задаются вопросы участниками других групп, отмечаются сильные и слабые стороны выступления, выясняются неточности. По итогам обсуждения заполняется таблица.

После выступления каждой группы "шеф-повар" оценивает ее работу, руководствуясь следующими критериями:
- обоснованность выводов
- их соответствие "золотому правилу"
- доступность изложения.

V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: "Шеф-повар" по итогам работы групп оглашает список "поправок" к пищевому рациону современного человека, дает рекомендации по рационализации питания детей и подростков.

ИТОГ подводит учитель, отмечая положительные и отрицательные моменты в процессе групповой работы.

Домашнее задание:
1. Оценить сбалансированность своего суточного рациона питания.
2. Его соответствие требованиям "золотого правила".

Примечание: занятие может проводиться в кабинете домоводства.

РОЛЕВАЯ ИГРА "АКВАРИУМ"
(требует предварительной подготовки в течение 5-7 минут, проводится по микрогруппам).

ЗАДАЧА: обыграть ситуацию (не просто мысленно смоделировать и проанализировать, а представить в игровой форме).

"Аквариумом" в психологии называют ситуацию, в которой несколько человек (микрогруппа) становятся объектом наблюдения и анализа других. Она достаточно сложна для тех, кто находится в "аквариуме", но не менее сложна и для наблюдателей, ибо необходимо помнить, что люди - не рыбы, они требуют деликатного, корректного отношения к ним.
В результате игры возникают модели поведения, которые могут быть применимы школьниками в дальнейшей жизни.

В любой момент игра может быть остановлена. Это целесообразно, если:
- цель игры достигнута;
- играющие зашли в тупик;
- нарушены условия игры.

После объявления "стоп-кадра" возможна консультация, подсказка со стороны любого зрителя или неролевые реплики "актеров".
Преимущества ролевой игры:
1. Ситуация может при необходимости многократно возвращаться в исходные условия;
2. Одна и та же ситуация может быть предложена к разыгрыванию малым инициативным группам (МИГ). Затем обсуждаются различные варианты сюжетов, предложенные МИГами.
Эта игра, как никакие другие, способствует развитию самосознания учащихся и их положительной мотивации на здоровьесберегающее поведение.


[вверх]
Rambler's Top100