Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[предыдущая глава] [возврат к плану] [следующая глава]

3. Учебно-тематический план спецкурса

Курс "Подросток и его здоровье" включает 34 учебных занятия, темы для обсуждения на которых подобраны согласно двум требованиям:

  1. Соответствие поставленным задачам и возможности их реализации.
  2. Личная инициатива учащихся (школьникам было предложено написать на карточках вопросы, ответы на которые они хотели бы получить по теме "Здоровье и здоровый образ жизни").

Успешность курса обеспечит параллельное изучение школьниками раздела биологии "Анатомия и физиология человека" (8-(9) кл.)
Межпредметные связи: биология, экология, медицина, валеология, география, химия, ОБЖ.

Содержание занятий Час Планируемый результат Примечания
1 2 3 4
Тема 1. Качество природной среды и здоровье. (6 часов)
1. Введение: здоровье и болезнь 1 Сформировать:
а) знания о здоровье людей как показателе состояния благополучия окружающей среды;
б) умения анализировать влияние различных видов деятельности людей на состояние природной среды и собственное здоровье.
 
2. История болезней 1 Самостоят.
3. Факторы, влияющие на здоровье человека 2  
4. Биотрансформация ксенобиотиков 1  
5. Анализ экологически опасных ситуаций в школе и дома 1 Решение задач
Тема 2. Болезни и патологические состояния. (13 часов)
1. Наследственные болезни 3 1. Уметь характеризовать различные физические и "социальные" болезни людей.
2. Объяснять причины и следствия выбора людьми определенного образа жизни.
3. Использовать знания в ситуации поиска идеала нравственно и физически здорового человека.
Практ. раб. "Родоcловные"
2. Аллергии 1  
3. Нервно-психические расстройства 1 Таблица-календ. "Цвет настроения"
4. Стресс и его последствия 1
5. Инфекционные заболевания 1 Наблюд. за своим самочувствием
6. Природно-очаговые болезни 1
7. Онкологические патологии 1
8. Венерические болезни 1  
9. СПИД 1 Игра "АНТИ-СПИД"
10. Вредные привычки (употребление психоактивных в-в) 2  
Тема 3. Основы здорового образа жизни. (10 часов)
1. Рациональная организация жизнедеятельности 1 1. Осознание школьниками физиологических, психологических, социальных последствий нерациональной организации жизнедеятельности.
2. Отработка стратегии валеологически обоснованного поведения в разного рода проблемных ситуациях.
3. Обучение простейшим методам самопомощи
Теппинг-тест
2. Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней 2 Экскурсия на кафедру патолог. анатомии
3. Профилактика вредных привычек 1 Психотренинг
4. Культура питания 1 Деловая игра "Особенности нац. кухни"
5. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам. Профилактика срывов. 1  
6. Современная контрацепция и профилактика абортов 2 Раздельно
7. Методы психотерапевтической защиты ("Помоги себе сам") 1 1. Упр. "Прогр. релаксация"
2. Обучение самомассажу
8. Заблуждения о своем здоровье 1 Дискуссия
Тема 4. Медицинская помощь в экстремальных ситуациях. (4 часа)
1. Человек в экстремальных условиях (скрытые возможности организма человека) 1 Осуществление практикума-тренажа по оказанию первой помощи в чрезвычайных условиях. Самостоятельно
2. Аптечка универсальная 1   Демонстрация
3. Правила оказания первой помощи 2   Ролевая игра "Скорая помощь"
Подведение итогов. 1 Выявление результативности спецкурса Анкетирование

Идеальный конечный результат спецкурса - формирование у школьников стойких убеждений в необходимости осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью и его охране.

Выбор способов реализации поставленной цели должен обеспечивать не только задачу передачи знаний, но и:
1. воспитание у школьников отношения к здоровью как к ценности;
2. формирование: - представления о себе как о здоровом человеке;

  • переживания возможности утраты здоровья (мысль об этом должна порождать тревогу);
  • способности использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразоваться в энергию действия;
3. выработку у школьников конкретных привычек здорового образа жизни (Приложение 1).

При этом необходимо соблюдение принципа: от представления о ситуации (явлении) к выработке соответствующего отношения к нему и, далее, адекватных способов поведения. Импульсом для начала процесса формирования убеждения является яркое эмоциональное переживание. В соответствии с этим занятия по своей структуре состоят из следующих частей:

  • актуализация имеющегося опыта и житейских знаний (в этой части применяются различные пси-хологические упражнения, в т.ч. "мозговой штурм", "ключевые слова" и др. (стимульные аудио-видеоматериалы));
  • формирование новых представлений (осуществляется с использованием различных игр, микро-конференций, проблемных семинаров, творческих этюдов);
  • отработка личной стратегии поведения ("аукционы идей", практикумы, таблицы-дневники, а также другие способы решения проблемных ситуаций);
  • осмысление полученного опыта, рефлексия ("незаконченная фраза", сочинения-миниатюры и др.) (Приложение 2).

В конце каждого занятия предлагаются домашние задания, часть которых необходимо выполнять при обязательном участии членов семьи и других близких.

Преподаватель при таком обучении выполняет следующие функции:

  • служит источником информации;
  • является лидером и авторитетным членом коллектива;
  • является образцом нравственно-этических норм;
  • демонстрирует модель будущей деятельности;
  • организует психологический климат, руководит межличностными отношениями.

Очень важно, чтобы в ходе обучения в группе сформировался специфический микроклимат, который характеризуется абсолютной авторитетностью преподавателя, доброжелательными взаимоотношениями, верой в успех каждого, поощрением и поддержкой друг друга. При таком подходе эффект воздействия усиливается, в итоге это приводит к хорошим результатам: общение осуществляется на уровне профессиональных и человеческих потребностей, в основе которых лежит принцип эмоциональной благоприятности.


[вверх]
Rambler's Top100