Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Безух Ксения Евгеньевна

учитель биологии
средней школы N43
им. А.С. Пушкина
г. Ярославля

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"

Методическая разработка спецкурса для учащихся 8(9) классов общеобразовательной школы "Подросток и его здоровье"

[возврат к плану] [следующая глава]

Введение

О здоровье детей и подростков сегодня пишут много и по-разному. Как правило, большинство статей, посвященных проблеме ухудшения здоровья школьников, начинаются с перечисления "страшных" показателей, иллюстрирующих негативную динамику этого процесса. В соответствии с этими показателями современный школьник стал меньше ростом, хуже видит, ссутулился, а также страдает нервно-психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями и заболеваниями желудочно-кишечного тракта. При этом ухудшение происходит как от года к году, так и от класса к классу, иными словами, десятиклассник 2001 г. уступает по медицинским показателям десятикласснику 1970 г., и оба они уступают первоклассникам, которые учились одновременно с ними.

Сравним результаты наблюдений, проведенных в начале века и в его конце.

Так, согласно статистике московских городских школ за 1911/1912 учебный год, "количество слабых детей непрерывно растет с первого класса к старшим группам; в 1-х классах слабые дети составляли 35%, в средних - 39,8% и в старших - 44,2%". (Арямов И.А. Основы педологии. - М., 1928) А по материалам 5 Конгресса педиатров России (1999г.) "в 1996 -1997 гг. здоровые дети составили от 10 до 20% популяции". (Хаспекова Н.Б., Чечельницкая С.М. Вариабельность сердечного ритма и исследований возрастной динамики вегетативной регуляции у здоровых детей 5-14 лет // Школа здоровья. Т.6.-1999.-N4.)

Как видно, за прошедшие 100 лет эта тенденция сохранилась. Нами проведена экспресс-оценка соматического здоровья подростков 12-15 лет шк. N 43 г. Ярославля по методике Г.Л. Апанасенко (обследовано 106 девочек и 106 мальчиков). Результаты исследований показали, что подавляющее большинство детей имеет низкий уровень соматического здоровья. Так, среди девочек: 86% - детей 12 лет, 90% - 13-летних, 83% - 14-летних школьников и, наконец, 100% девочек 15 лет. Приблизительно такая же картина наблюдалась и у мальчиков. Низкий уровень здоровья выявлен у 94% 12-летних детей, 95% - 13-летних, 89% - мальчиков 14 лет и у 93% - 15-летних подростков.

Наряду с этим, 21% девочек был отнесен к III группе здоровья, а 59% - ко II группе. У мальчиков эти показатели были соответственно 16,5% и 70,5%. Полученные данные дополнялись целым "букетом" различных заболеваний. Наиболее часто встречающиеся: нарушение функций щитовидной железы, высокая тубинфицированность, аллергические заболевания, заболевания органов дыхания, нарушения зрения, осанки и др. С сожалением следует отметить, что в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, т.е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.

Школа была, есть и будет единственные социальным институтом, который охватывает всех без исключения граждан, поэтому именно школа должна способствовать воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формировании навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Исходя из вышесказанного, цели настоящего исследования состоят в следующем:

  1. Показать возможность реализации принципа "здоровье через образование" в рамках данного курса.
  2. Доказать, что подобные курсы могут стать важным фактором профилактики так называемых "болезней поведения" ("Предупрежден - значит вооружен").
  3. Раскрыть и проанализировать методический аспект проблемы.

Объектом воздействия являются школьники подросткового возраста. Выбор этот неслучаен и обусловлен многоплановостью и противоречивостью процессов, происходящих в этот период в жизни школьников.


[вверх]
Rambler's Top100