Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Что такое научное исследование?

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников

[возврат к плану]

Содержание науки составляет производство особых знаний для общества. Развитое общество нуждается в особой информации (лат. сообщение, сведения) и потому финансирует науку. В настоящее время наука существует в основном как коллективная исследовательская деятельность. Чтобы стать ученым, человек должен овладеть некоторым обязательным объемом знаний и научной традиции. Это происходит в вузе и научной школе под руководством опытного руководителя, как правило крупного ученого или специалиста. Плодотворная работа ученого невозможна без общения и обмена информацией, обсуждения и критики достигнутых результатов.

Первичное знание в науке связано с фактами (лат. factum — сделанное). Поскольку в восприятии внешней реальности участвуют органы чувств человека и его представления, бывает важно отделить реальность от влияний личности ученого. Научные факты фиксируют исследованную реальность. Получение фактов происходит в наблюдении и эксперименте. Наблюдение входит в эксперимент в качестве одной из форм, и вместе они составляют эмпирическую (греч. empeiria — опыт), то-есть опытную деятельность ученых.

Эмпирические факты отражают отдельные стороны исследуемых предметов или явлений, их внешнюю, видимую сторону. Внутренние связи изучаемых явлений закономерно отражаются законами природы (частными, общими и самыми общими). Эти законы скрыты от органов чувств и открываются только при помощи мышления или рациональной (лат. rationalis — разумный) способностью человека.

Все многообразие мыслительных действий ученого по созданию теории относится к научно-теоретической деятельности. Эмпирический и теоретический уровни научного естествознания взаимосвязаны. Непосредственным предметом размышлений теоретика выступают факты, только через них можно выйти на законы. Вся сложность состоит в том, что хотя наличные факты несут сведения о законе, эти указания имеют неявный характер. Поэтому в процессе выведения теории ученому приходится заниматься разработкой и выдвижением рабочих гипотез (греч. hypothesis — основание, предположение). Хотя в этом процессе есть многочисленные ориентиры, многие ходы научной индукции (лат. inductio — наведение) являются неопределенными, и многое зависит здесь от его интуиции (лат. intueri — смотреть проницательно).

Возникшая теоретическая гипотеза должна не только объяснять старые факты, но и указывать на новые явления. На этом строится ее эмпирическая проверка. Из общего содержания предположения по правилам дедуктивной (лат. deductio — выведение) логики однозначно выводят частные следствия или предсказания новых фактов. На основе последних планируется и осуществляется эксперимент. Если при его проведении и повторении сохраняется отрицательный результат, гипотеза отбрасывается как несостоятельная. Обнаружение и подтверждение предсказанных фактов превращает вероятное знание в достоверную теорию, которая становится истинным образом закона природы.

Всякое научное мышление начинается с проблемы (греч. problema — задача, задание). Суть проблемы составляет бессвязное и противоречивое знание. Типичные особенности проблемного знания — внутренняя противоречивость и отсутствие рациональной связи с несомненными научными результатами. Если некий факт установлен, но нет ясного его отношения к какой-то теории, встает проблема его теоретического объяснения. В науке сложились определенные оценки в отношении того, что можно считать нормальным (истинным) знанием. Оно должно обладать следующими признаками: внутренняя логическая непротиворечивость, рациональная связь с другими элементами знания, теоретическая доказательность (для эмпирии) и эмпирическая проверяемость (для теории).

Может ли школьник самостоятельно получить какую-то новую научную информацию? Не будет ли это просто игрой в науку?

В какой-то мере, конечно, будет. Однако для многих известных и даже великих ученых занятие наукой всегда оставалось хотя и серьезной, но все же игрой. Не даром же один из художественных образов ученого — этакий большой ребенок, который жить не может без своих "игрушек”: микроскопа и других приборов, химических веществ и пробирок и т.д. Большая доля истины в этом несомненно есть.

Участвуя в исследовательской работе, школьник быстро усваивает “правила игры”, принятые в мире науки: изучает литературу по теме исследования, осваивает некоторые научные методики, способы изложения и оформления научной работы, доказательства и обсуждение полученных результатов, и это уже огромный шаг вперед и выигрыш драгоценного времени. Кроме того, во многих областях науки, например, в биологии, до сих пор идет процесс накопления фактов, для получения многих из них не требуется сложного оборудования, дорогих реактивов и даже высшего образования. Если школьных знаний при этом не хватает, их можно приобрести без особого напряжения в библиотеке.



[вверх]
Rambler's Top100