Киселева Наталья Витальевна
Школа 77 г.Ярославль
учитель литературы, русского языка и МХК

Мир ренессанского искусства

(урок- игра по искусству эпохи Возрождения)

Цель: обобщить полученные знания по теме "Художественная культура Возрoждения".

Условия игры: Класс делится на команды, выбирают капитана и названия команд. Каждая команда получает домашнее задание:
  • представить себя
  • приготовить 3 вопроса для команды-соперницы
  • показать ("оживить") одну из картин художников эпохи Возрождения
  • Реквизиты игры:
  • Репродукции картин, разрезанные на равное количество частей, для конкурса "Мозаика"
  • карточки с буквами "А", "Б", "В" для каждой команды
  • сигнальные карточки
  • Учитель:
    "Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себя сделал творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного- исключительно благодаря своей внутренней воле..."- так говорит бог Адаму в трактате итальянского гуманиста Пикоделла Мирондола "О достоинстве человека".
    В этих словах сжат духовный опыт эпохи Возрождения, выражен сдвиг в сознании, который она совершила.
    Когда говорят: "искусство Возрождения"- какие ассоциации возникают прежде всего? Вспоминаются лица. Лица крупным планом, высветленные, отчеканенные с четкостью медали, иногда замечательно красивые, иногда неправильные, но всегда значительные. Это была эпоха бурного творческого подъема, освободившейся от гипноза церковной схоластики, жаждующая познать и понять мир, каков он действительно есть, эпоха больших открытий, которая, как говорил Энгельс, "нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учености".
    Сегодня нам предстоит вспомнить имена великих мастеров эпохи Возрождения, их шедевры, а также обобщить полученные знания по теме "Искусство эпохи Возрождения".
    Наша игра состоит из нескольких этапов. За каждый этап вы получаете определенное количество баллов как для своей команды, так и для себя лично. Оценивать вашу игру будет команда жюри, в состав которой входят: (прeдставление жюри)

    I этап "Презентация"

    Учитель:
    Откроет нашу игру I этап "Презентация". Сейчас каждая из команд в течениe 3-x минут представит себя.

    Выступление команд.
    Учитель:

    Этот конкурс оценивается по 5-ти бальной системе (он может и не оцениваться)

    II этап "Разминка".

    Перед решающим сражением необходимо чуть-чуть размяться. Каждая команда должна подготовить по 3 вопроса для команд-соперников. Поэтому мы начинаем II этап "Разминка".

    Выступление команд.
    Учитель:

    Уважаемое жюри! Вам надо оценить каждую команду по 7-ми бальной системе.

    III этап "Мозаика".

    Учитель:
    И вот мы вспомнили основные понятия и имена по теме "Искусство эпохи Возрождения", а сейчас нам придется вспомнить шедевры эпохи Возрождения. Командам предстоит собрать по кусочкам репродукцию картины великого мастера, назвать ее и автора и дать краткий анализ картины.
    (Капитаны команд выбирают конверты с разрезанными репродукциями картины и вскрывают их только по команде учителя)
    Время ограничено - только 1 минута. Жюри оценивает быстроту, логику анализа картины и точность в определении автора и названия картины.

    Выступление команд.

    IV этап "Стихотворчество".

    Учитель: Я сейчас попрошу выйти сюда двух представителей от каждой команды, которые могут сочинять стихи. Они сейчас попытаются сочинить стихи к тем картинам, которые они сами выберут. Надо попытаться в своих стихотворениях отразить суть картины. Времени на подготовку 10 минут. (Участники готовятся ).

    V этап "Умники и умницы".

    Учитель: Пока наши юные поэты готовятся, я прошу еще 2 человека от команды выйти ко мне.
    (Раздают карточки "А", "Б", "В")
    Сейчас вам предстоит помочь команде набрать дополнительные очки. Я вам читаю вопрос и даю три варианта ответа. Вам надо поднять ту карточку, буква которой содержит правильный ответ.

    1) Человек эпохи Возрождения - это:

    А) Представитель победоносного, разумного и прекрасного рода.
    Б) Человек неудовлетворенный, жаждущий недосягаемой справедливости.
    *В) Образ волевого, интеллектуального человека - творца своей судьбы, творца самого себя.

    2) Этот "титан Возрождения" главным средством своей философии считал человеческое тело, пластику его позы и жеста, мимику.

    *А) Микеланджело
    Б) Джорджоне
    В) Тициан

    3) Термин "Возрождение" означает:

    А) продолжение средневековой традиции
    *Б) усвоение античного наследия
    В) создание принципиально нового, отличного от эпохи средневековья и античности.

    3) В основе его мадонны лежит тип женщины с продолговатым овалом лица, поднятыми бровями, как бы заплаканными, окаймленными длинным ресницами глазами, тяжелыми ниспадающими косами, сочетающими с тонкими линиями тела -

    *А) Боттичелли
    Б) Рафаэль
    В) Тициан

    4) Задачей гуманистов эпохи Возрождения становится:

    А) воспроизводить образ не реального, а потустороннего мира, пользуясь языком символов и аллегорий.
    *Б) напряженный интеллект к собственному внутреннему миру, неустанная работа, самопознание.
    В) учение о жизни в согласии с природой и ограничение насущных потребностей.

    Я прошу вас занять свои места, а ко мне прошу подойти стихотворцев и прочитать свои маленькие шедевры. (выступление поэтов)

    Жюри подводит итоги двух этапов: "Умники и умницы" и "Стихотворчества"

    VI Этап "Командная игра: Третий лишний" .


    Командам предлагается из трех названных картин или имен художников выбрать одно лишнее и объяснить почему. На обдумывание дается 30 сек. Если команда не смогла, право ответа переходит следующей команде Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла. ( 1 за правильную "лишнюю" картину + 1 за объяснение)

    1)* "Давид" Донателло
    "Юдкор" Джорджоне
    "Весна" Ботичелли
    (Это скульптурное произведение, а не живописное)

    2) "Джоконда" Л.да Винчи
    "Спящая Венера" Джорджоне
    * "Даная" Мициана
    (дана не на фоне пейзажа, как остальные)

    3) "Мадонна Бенуа" Л.да Винчи
    "Мадонна Конистевали" Рафаэля
    *"Пьета" Микеланджело
    (Это скульптурное произведение, а не живописное)

    4) "Венера Урбинская"
    "Венера перед зеркалом"
    *"Спящая Венера"
    (Это произведения Джорджоне, а не как два предыдущих - Тициана)

    5) Тинторетто
    Леонардо да Винчи
    * Рафаэль

    6) Микеланджело
    Донателло
    *Джотто
    (Это живописец, а не скульптор)

    7) "Сотворени Адама" Микеланджело
    "Оплакивание Христа" Микеланджело
    * "Грехопадение и изгнание из рая" Микеланджело
    (Это сюжет из нового завета, а не из Ветхого)

    8) * "Джоконда" Л. да Винчи
    "Пар в доме Левия" Веронизе
    "Афинская школа" Рафаэля
    (Это портрет одного человека, а не групповой)

    9) "Весна" Ботичелли
    "Даная" Тициана
    * "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи
    (Это не мифологический образ)

    Учитель: Жюри подводит итоги и сообщит нам какая и команд лидирует
    Жюри:
    Учитель: Подошел решающий этап, в котором свои знания покажут капитаны команд.

    VII Этап "Капитанский бой"


    Учитель: Каждому капитану выданы флажки. Кто первый знает ответ на вопрос, который я задаю, поднимает флажок. На обдумывание время не дается, ответ должен быть моментальным Оценивается ответ в 2 балла: 1 за название картины + 1 за автора этой картины. Если капитан одной команды неправильно назвал автора или название картины, право ответа переходит к капитану, который вторым поднял свой сигнальный флажок.

    1) Суть какого произведения отражают строки из "Божественной комедии" Данте?
    Там вздохи, плач и исступленный крик
    Во тьме беззвездной были так велики,
    Что поначалу я в слезах поник

    Отрывки всех наречий, ропот дики,
    Слова, в которых боль, и гнев, и страх,
    Плесканье рук и жалобы и всплески

    Сливались в гул, без времени , в веках
    Кружась во мгле неозаримой,
    Как бурным вихрем возмущенный прах...

    ("Страшный суд" Микеланджело)

    Этот образ привлек внимание двух великих мастеров эпохи Возрождения. Класическая правильность черт, не миловидность, а обаяние безгрешной чистоты.
    ( Ботичелли)

    Поэты и критики эпохи романтизма видели в этом портрете роковое начало, созвучное их собственному художественному идеалу. Они сравнивали ее с богиней плодородия древних египтян Исидой., писали, что ей ведомы законы жизни и смерти, добра и зла.
    ("Джоконда" Л. да Винчи )

    Учитель: Жюри подводит итоги, а команды готовятся к последнему этапу - домашнему заданию.

    Жюри:

    VIII "Немая сцена"


    Выступление команд

    Учитель: Наша игра подошла к концу. Жюри мы просим огласить результаты.

    Вернуться на страницу Киселевой Натальи Витальевны

    Rambler's Top100