Эпова Марина Георгиевна
школа 48, Ярославль
учитель русского языка и литературы

Закончила Иркутский Государственный Университет в 1982 году. С 1982 года работаю в школе учителем русского языка и литературы.

Предлагая вниманию учителей - словесников этот урок, думаю, что он не только поможет им научить школьников написать сжатое изложение, разобраться в терминах (притча, иносказание), построить план текста, определить его тему и идею, стиль и тип речи, но и поможет выстроить ход работы на уроке, представить его логику.

Урок являет собой часть, занимающую определенное место в системе уроков по развитию речи в пятом классе. Теоретические основы подобной работы заложены в таких дисциплинах, как стилистика, лингвистика текста, культура речи и знакомы словесникам, в частности, по работам В.И. Капинос, М.С. Соловейчик, Н.Н. Сергеевой.

Ученикам предлагается работа с синонимическим рядом глаголов, с антонимичными парами слов, они конструируют предложения, определяют тему и рему как элементы актуального членения предложения, выстраивают связи между предложениями, опуская слова, выражающие сквозную тему, и т.д. В результате у учащихся расширяется запас грамматических конструкций, развивается чувство языка, они учатся самооценке собственной речи в письменной ее форме.

Данный урок позволяет учащимся сначала провести наблюдения над языком образцового текста, запланировать собственное речевое действие, а затем перейти к его реализации и наиболее способным учащимся - к контролю над получившимся высказыванием.


Перейти к уроку

Rambler's Top100