Суворова Галина Михайловна
школа 59
учитель биологии

Объяснительная записка.


Современная экология обогатилась новыми знаниями, приобрела интегральный характер и стала наукой, которая затрагивает все сферы экономической, социальной, духовной жизни человека и общества. Экологическое образование официально признано одним из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем.

Экология - основа формирования нового образа жизни, гармоничного отношения человека с окружающей средой.

С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (1991) и "Об образовании" (1992) создана предпосылка правовой базы для формирования системы непрерывного экологического образования и воспитания населения страны.

Во исполнение Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию "Повестки дня на 21 век", подписанных Россией, Указа Президента Российской Федерации "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечение устойчивого развития общества, а также формирование экологической культуры подрастающего поколения считаются пер- воочередными следующие меры:

ћ создание инфраструктуры для обеспечения системы непрерывного экологичес- кого образования и воспитания;

ћ пересмотр всех школьных курсов с точки зрения идей, разработанных ООН и принятых в Рио (1992) и закрепленных в "Повестке дня на XXI век";

ћ введение в школьные курсы понятия "Гражданин Планеты" и обсуждение глобальных экологических проблем;

ћ создание системы практической деятельности учащихся по улучшению окружающей среды;

ћ координация всех систем образования, начального, среднего профессионального и эколога - просветительской деятельности организаций;

ћ подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам экологического образования.

Предложенная программа поможет решить эти проблемы с I класса.

Основная цель: развитие целостной личности, способной практически решать вопросы выживания человечества в условиях экологического кризиса и надвигаю- щейся экологической катастрофы.

Задачи:

1. Воспитание экологической культуры и экологической грамотности личности.

2. Практическая направленность.

3. Предусматривается многоплановая деятельность:

ћ расширение интеллектуального кругозора позволяет увидеть причины экологи- ческих нарушений в природе и их последствия;

ћ эмоциональное сопереживание, необходимость ошуццений своей включенности в природные процессы позволит восполнить потери полноценности собственного существования;

ћ наиболее активный импульс ответного чувства сострадания у человека вызывает то, что воспринимается им как красивое и гармоничное;

ћ подведение юного эколога к практической деятельности, восстановление при- родного уголка, наблюдения за изменениями в природе, мониторинг, создание конструктивного проекта по улучшению окружающей среды, экологические акции.

4. Направления экологической работы предусматривает введение в школьные курсы биологии, географии, химии, физики, математики, литературы, истории рас- смотрение экологических вопросов. Введение экологических понятий в эти предметы.

В начальной школе в курсе природоведения с первого класса рассматривается в блоках понятие - "Гражданин Планеты". Особое внимание уделяется практическим вопросам по изучению целостности природы. Практические занятия проводятся в биогеоценозах родного края, школьном саду, на территории микрорайона. В первом классе в курсе "Окружающий мир" экология рассматривается в широком смысле - экология личности, экология человеческих отношений, экология природы. Основные задачи для учащихся первого класса: в разделе экология личности - обогащение нравственного опыта детей, воспитание положительных качеств личности, формирование этических и эстетических чувств, воспитание понимания и любви природы, бережного отношения к ней, стремления приумножить ее богатства. В разделе экология общественных отношений - формирование навыков правильного поведения Ј семье, в школе, на улице, в общественных местах, на природе, форми- рование социального опыта школьников, воспитание любви и забота о своей семье, внимательное отношение к друзьям, старшим, уважение к людям труда. В разделе - экология природы - накопление и систематизация представлений детей о предметах и явлениях, происходящих в природе, воспитание любви к родному краю, развитие познавательных интересов детей, их умственных способностей в соприкосновении с природой, раскрытие взаимосвязи: человек - природа -общество, учить детей тому, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.

Девиз программы - "Земля у нас одна". Основные формы, методы работы: экскурсии в природу, экологические чтения, интеллектуальные творческие игры, встречи с интересными людьми разных профессий, работа на пришкольном участке, в школьном лесничестве, в уголке живой природы, посещение станций натуралистов, проведение наблюдений, постановка опытов, лепка из глины и изготовление изделий из природного материала, занятия флористикой, просмотр фильмов о природе, прослушивание музыкальных произведений.

Предусматривается групповая и индивидуальная работа учащихся по исследова- тельским темам, осуществляется связь урочной работы с внеурочной, межпредмет- ные связи, соблюдение дидактических принципов: от простого к сложному, форми- рование целостного представления мироздания. Содержание программы раскрывается в блоках (64 часа).

В средних классах (5-9) в период становления экологической культуры вводятся спецпредметы и специальные направления в биологии, химии, физике, географии, литературе, истории, где экология рассматривается с современной точки зрения, проводится научно - исследовательская работа под руководством преподавателей вузов города, ежегодная конференция "Экое", где заслушиваются выполненные исследовательские работы на базе школьного лесничества, в микрорайоне, изучение малых рек, биогеоценозов.

В старших классах (10-11) формируется экологическая ответственность. Осуществляется специализация для поступления в вузы по биологии, химии, географии, экологии с помощью профессоров и преподавателей высших заведений города.

Программа нацелена на следующую последовательность работы учащихся: теоретическое образование - созерцание природы - наблюдения за процессами, происходящими в природе, обнаружение разрушительных тенденций в природе - переживание разрушительных тенденций в природе как своего личного несчастья - этическое осмысление своей позиции - акция в защиту природы - новый, более глубокий контакт с природой.

5. Подведение итогов работы:

а) формирование актива программы, подготовка кадров по экологическому образованию,
б) овладение программой, принятие личностью значимости дела,
в) осуществление программы,
г) апробация программы и отслеживание результатов работы на базе средней школы 59 с последующим творческим отчетом.

Перспективы программы:

ћ создание школы "экосознание";

ћ общеобразовательного цикла с вопросами глубинной экологии, решающей жизненно - важные вопросы;

ћ формирование щадящего отношения к природе;

ћ изучение городской среды, влияния загрязнений окружающей среды на ланд- шафт района, создание экологической тропы в биогеоценозах Родного края;

ћ создание банка методических разработок экологических игр, экологических проектов, дидактических материалов.


Rambler's Top100