Суворова Галина Михайловна
школа 59
учитель биологии

V класс " Экологическое природоведение и экологическая культура ".( 68 часов )


Введение. Живая и неживая природа, земляне и природа, зачем изучать науку о жизни Земли, о ее природе. Мир в котором мы живем - наш общий дом. Экскурсия: Знакомство с окружающим миром свой микрорайон.

Земля - планета солнечной системы. Планету открываем сообща, солнечная система, ее состав, планета Земля. О чем спорили древние мудрецы ? Корни древнегреческой учености. Солнце - раскаленное небесное тело - звезда. Спутники планет. Луна спутник Земли. "Человек с Луны".

Звезды, созвездия, первый космонавт - Ю. А. Гагарин, практическое занятие. работа с картой, атласом, глобусом, экскурсия в природу " Звездное небо ".

Воздух. Состав воздуха, свойства, воздух - самый важный океан для жизни на Земле, укрепляет и защищает нашу планету. Нагревание воздуха с поверхности Земли. Силач - невидимка или как научились воздух сжимать и заставили работать. Образование облаков, осадки, их виды. Ветер, работа ветра. Давление и масса воздуха, откуда взялся, прилетел ветер, погода, местные признаки, предсказания погоды. Движение воздушных потоков, значение воздуха для живых организмов, климат, где мороз, а где жарко , зачем нужно охранять чистоту и красоту воздушного океана. Нормы экологической этики.

Практические работы:

1. Работа с картой, описание погоды, экскурсия, наблюдение за состояниемь воздуха в микрорайоне школы по методичке.

Вода. Вода в природе. Свойства воды. Вода растворитель. Вода в природе. А есть ли Ледовитый океан ? Охрана вод.

2. Определение свойств воды, обследование экологического состояния воды в водоеме микрорайона. Горные породы. Понятие о горных породах, минералы, рудные и нерудные полезные ископаемые, металлы, получаемые из этих руд, выветривание, разрушение горных пород.

3. Изучение минералов и ископаемых.

Почва. Отличие почвы от горных пород. Состав и свойства почвы. Значение почв для жизни организмов, деградация почв и ее причины. Способы сохранения почв.

Растения, животные и окружающая среда. Разнообразие растений и животных на Земле. Необходимые условия для жизни растений и животных, роль растений и животных для природы и для человека. Охрана природы. Экскурсия в природу: Изучение видов растений и животных родного края. Сфера жизни. Четыре времени года, ритм Вселенной. Экскурсия в зимний лес. " Поет зима, аукает, а ты гуляй да приглядывай ". Определение деревьев и кустарников в зимнем лесу. Зима - в гостях у зверей в зимнем лесу ( по В.Бианки ), когда холодно и голодно, как важно быть добрым. Весна. Пробуждение природы, ( по В.Бианки ). Лето, зеленые леса и лесные чудеса. Куда уходит лето. Осень. Густая пора времени - листопад, дары природы, почему гибнут деревья. В сказочном царстве - волшебном государстве, природные зоны Земли, величайшие пустыни. А пустыни - это там где совсем пусто ? Азбука природы, природа в опасности. Кто друзья, кто враги ? Земля - место всех богатств, почему она такая добрая? Крупные хищники: санитары или разбойники ? Человек и природа. Правила поведения в природе. Почему надо знать правила поведения в природе, уметь их выполнять и учить этому младших. Есть у растений и животных хорошие друзья, такие как ты и я. Практические занятия: Нарисуй ка сам картинки, про работу Невидимки, Местные признаки природы в поговорках и пословицах. Море синее и реки на Земле текут не зря. Лечебница в лесу, в мире животных, как ведут, чувствуют себя животные дома ? Бывает ли у собаки и кошки плохое настроение ? Земля такая добрая, рисуем, сочиняем, поем.


Rambler's Top100