О проекте 'Экожурнал' Рисунки Сочинения Пиктограммы Переписка Проект рекламы Журнал Выход

Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании

 
Экожурнал: меню
Экожурнал: меню

"Лесопарк - SOS"
Школа N8 г.Усть-Илимска Иркутской области

Авторы: кружок "Экология лесопарка", руководитель Аюпова С. Д.

Наш замечательный город Усть-Илимск "вырос" в сибирской тайге. Архитекторы и его строители среди возведённых многоэтажек оставили "островки" дикой природы - лесопарки. Объектом нашей тревоги стал лесопарк 4 микрорайона, окружённый центральным продовольственным рынком, детскими садами, жилыми домами и школой N 8, в которой мы учимся.

Актуальность проекта.

В лесопарке растут ель, пихта, лиственница, сосны, в том числе и вид сибирская сосна, которую ещё называют сибирским кедром и которая знаменита своими кедровыми орешками. Было время, когда в лесопарке жили белки, и ёщё несколько лет назад можно было за ними понаблю-дать и даже покормить. Но, к сожалению, ситуация меняется к худшему: буреет хвоя, усыхают молодые деревца, неустойчивыми и опасными становятся могучие исполины тайги сосны, ели и лиственницы(см. фотографии в приложении). Исчезают лесные травы, мох, на их месте появляются луговые растения, а на отдельных участках их заменили самые жизнеспособные: подорожник, лапчатка, одуванчик Среди птиц стали преобладать синантропные виды: городской воробей, голуби, синицы.

Проблема: ухудшение экологического состояния лесопарка, способное привести природный комплекс к гибели.

Причинами являются:
- механическое повреждение деревьев;
- пожоги сухих листьев и травы;
- выгул собак;
- распитие спиртных напитков компаниями взрослых;
- загрязнение территории лесопарка бытовым мусором;
- протаптывание тропинок.
Как следствие перечисленных факторов антропогенного воздействия на лесопарк - это уплотнение почвы со всеми вытекающими последствиями (см. приложение).

Цель: привлечь внимание различных категорий жителей микрорайона: взрослого населения, школьников, детей старшего дошкольного возраста, владельцев собак, а также администрации и городских служб коммунального хозяйства к экологической проблеме лесопарка для его сохранения.

Задачи:
1. разработать и применить эффективные способы привлечения внимания общественности к проблеме лесопарка, рассчитанные на разные категории городского населения;
2. овладеть навыками работы с общественностью

Способы рекламирования.

- Использование фотографий, демонстрирующих бедственное положение лесопарка и бездумное, варварское к нему отношение людей для опубликования в средствах массовой информации, оформления в школе стенда "Лесопарк - SOS", предназначенного для учащихся и их родителей.
- Информирование о последствиях влияния жителей микрорайона на лесопарк с помощью листовок, учитывая тип аудитории, для которой они предназначены и способы их распространения: через почтовые ящики, рекламные щиты на остановках, городскую периодическую печать, распространение на мероприятиях, улицах и рынке, среди отдыхающих в парке (см. приложение)
- Изучение общественного мнения по теме "Сохраним ли мы лесопарки в нашем городе?" путём социологического опроса (анкету см. в приложении) и организация дискуссии на страницах городских газет.
- Выступление агитбригады "Лесопарк - SOS" перед школьниками и родителями на класс-ных часах, линейках, родительских собраниях.
- Подготовка сюжета о лесопарке для передачи детского и юношеского телевидения "Там - Сям" Илимского регионального телевидения.
- Выпуск информационного бюллетеня "О лесопарке цифрами и фактами", предназначенного помимо жителей микрорайона для администрации и городских служб коммунального хозяйства. Для этого кружковцами в июне планируется провести исследования состояния экосистемы лесопарка по образовательной программе полевого практикума "Экология лесопарка", составленной руководителем Аюповой С. Д.
- Представление данного проекта с разработанными материалами в комитет по охране окружающей среды при Администрации города для оказания помощи в его финансировании городским экологическим фондом, поиск спонсоров среди предпринимателей города.

Критерии результативности проекта.

- конкретные результаты работы: количество листовок и охват ими разных категорий населения; количество публикаций в средствах массовой информации и наличие откликов; количество выступлений агитбригады и др.
- проведение экологических акций по восстановлению растений, санитарной очистке и благоустройству территории лесопарка школьниками с участием жителей микрорайона;
- проведение работ коммунальной службой города по завозу земли и санитарной рубке деревьев;
- оказание финансовой помощи в реализации проекта городским экологическим фондом и спонсорами.

Мы предлагаем участникам проекта "Экожурнал" поработать над созданием собственного проекта рекламы бережного отношения к окружающей среде и обсуждении его с другими участниками проекта.

Приложение 1. Листовка "ЛЕСОПАРКУ - ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ!" Кружок Экология лесопарка" шк. 8

ЛЕСОПАРК НУЖДАЕТСЯ В НАШЕМ БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ!

    ВЫ ПОМОЖЕТЕ СОХРАНИТЬ ЛЕСОПАРК, ЕСЛИ...
  • БУДЕТЕ ХОДИТЬ ПО АСФАЛЬТИРОВАННЫМ ДОРОЖКАМ. На протоптанных тропинках почва так уплотняется, что становится столь же плотной, как асфальт и бетон.
  • ОТДЫХАЯ, НЕ ОСТАВИТЕ ПОСЛЕ СЕБЯ МУСОРНУЮ СВАЛКУ. МУСОР - ЭТО НЕПРИЛИЧНО!
  • БУДЕТЕ БЕРЕЖНО ОТНОСИТЬСЯ К РАСТУЩИМ В ЛЕСОПАРКЕ РАСТЕНИЯМ. Раны на стволе дерева - "дверь" для проникновения и размножения множества вредителей, микроорганизмов и паразитических грибов.
  • НЕ ОСТАНЕТЕСЬ РАВНОДУШНЫМИ К ПОДЖОГАМ ЛИСТЬЕВ И СУХОЙ ТРАВЫ.
  • ПОЗАБОТИТЕСЬ О ПТИЦАХ: ПОМОЖЕТЕ ИМ ПЕРЕЗИМОВАТЬ И СОЗДАДИТЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЫВЕДЕНИЯ ПОТОМСТВА. Питаясь семенами и плодами растений, птицы содействуют их расселению. Поедая насекомых-вредителей, они защищают от них растения.
ЛЕСОПАРКУ - ДОЛГУЮ ЖИЗНЬ!

Приложение 2. Листовка "То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено".

  • А знаете ли вы, что одно крупное дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности фотосинтез снижается в 10 раз и поэтому каждому городскому жителю надо уже не одно, а 10 деревьев. Вот почему мы нуждаемся в парках и скверах.
  • Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысячи - пустыню. Помните, на протоптанных в лесопарках, на газонах тропинках почва так уплотняется, что становится столь же плотной, как асфальт и бетон.
  • Знайте, почва - большой многоэтажный дом с разнообразными жильцами: бактериями, простейшими, микроскопическими грибами, червями, насекомыми и др. Все они создают благоприятные условия для развития растений. Поэтому старайтесь ходить по асфальтированным дорожкам.
  • Запомните, у деревьев при уплотнении почвы ломаются и сохнут тонкие и мелкие корешки, находящиеся в верхнем почвенном горизонте, а именно они являются главными поставщиками влаги и питательных веществ для дерева. Ухудшение питания деревьев ослабляет и задерживает их рост и развитие, приводит к отмиранию листвы (хвои) и, как следствие, к преждевременной их гибели.
  • Не забывайте, что раны на стволе дерева - "двери" для проникновения и размножения множества вредителей и болезнетворных организмов, паразитических грибов.
  • Берегите птиц! Подкармливайте их зимой, весной развешивайте искусственные домики - скворечники, не разоряйте птичьи гнёзда, не трогайте птенцов, не создавайте лишнего шума. Не будьте равнодушны к их варварскому истреблению. Многообразие видов птиц в парке - показатель экологического благополучия. Питаясь семенами и плодами растений, птицы содействуют их расселению. Поедая насекомых-вредителей, они являются защитниками растений.

    В наших силах сделать так, чтобы "островки" дикой природы,
    сохранённые для нас строителями города,
    радовали ещё не оно поколение жителей Усть-Илимска.
    Кружок "Экология лесопарка" школы 8

    Приложение 3.СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

    Проблема: ухудшение экологического состояния лесопарка, способное привести природный комплекс к гибели.

    Цель опроса: привлечь внимание населения микрорайона к проблемам лесопарка.

    Тема: Сохраним ли мы лесопарки в городе?

    Формы проведения: анкетирование, устный опрос на улице, в лесопарке.

    Респонденты (опрашиваемые): учащиеся 1 - 11 классов и педагоги школы № 8, т. к. школа распо-лагается рядом с лесопарком и через него для многих пролегает путь до школы; взрослое населе-ние, проходящее через лесопарк от рынка и др. учреждений до жилых домов и в обратном направ-лении; мамы с детьми дошкольного возраста и другие люди, использующие лесопарк для прогу-лок и отдыха; владельцы собак, выгуливающие своих питомцев в лесопарке.

    Тип анкеты: анонимная, смешанная, очная.

    Анкета.

    Выясняются следующие данные о респонденте: является ли жителем 4 микрорайона, воз-раст, род занятий.

    1. Как Вы считаете, какое значение имеет лесопарк для жителей микрорайона?
    2. Как Вы оцениваете его состояние?
      • хорошее;
      • удовлетворительное;
      • неудовлетворительное;
      • крайне неудовлетворительное.
    3. Что Вас не устраивает в лесопарке?
    4. Можно ли изменить ситуацию в сторону улучшения?
      • да;
      • нет;
      • не знаю;
      • мне безразлично.
    5. Какие меры, по вашему мнению, помогут улучшить состояние лесопарка?
    6. Что можете сделать лично Вы для сохранения этого природного комплекса в городе?

    Для устного опроса использовать вопросы 2, 3, 4, 6.

    АДРЕСА ОРГАНИЗАТОРОВ ПРОЕКТА:

    150000, г.Ярославль, ЦОС, а/я 1063,
    Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, "Экожурнал"
    Телефон: 32-88-91, 30-29-62
    Координатор - Завьялова Лариса Михайловна: zlm@dlc.edu.yar.ru

  Проект проводится при поддержке Департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области
 ©Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2002