Химия / 2006 - 2007 / I тур | II тур    Архив     Выход   
 
О туре   Новости   Участники   Задания   Ответы   Результаты
 
Задания тура

Уважаемые участники!

Предлагаем вам задания 1 тура химической олимпиады. Как всегда просим вас отвечать кратко, что позволит быстро проверить ваши работы. Каждое задание оценивается в 2 балла, а творческое задание – в 10 баллов. Желаем успеха.

7-9 класс

1. Найдите соответствие между годом научного открытия и автором открытия:

1. 1766,
2. 1777,
3. 1782,
4. А. Лавуазье,
5. Г. Кавендиш.

Эти открытия привели к изобретениям в воздухоплавании. Назовите эти открытия.

2. Вследствие того, что математическая часть химии основана главным образом на таких телах, которые представляют собой невидимые вещества или элементы, и потому, что эта наука обсуждает объемные соотношения между ними, я не мог найти более короткого и более подходящего названия, чем..., происходящее от греческих слов στοιχετογ и μετσειγ; первое означает что-то вроде “невидимый”, второе - измеряю, а все в целом поиски...» Может быть вы вставите недостающие слова? Кому принадлежат эти слова? Как называлась эта книга?

 3. В 1772 г. Д. Пристли провел следующий опыт: под опрокинутый в воду колокол, после того как в нем погасла свеча, он вводил ветки мяты, а спустя несколько дней помещал под колокол горящую свечу. Свеча продолжала гореть. Повторенный через некоторое время опыт не удался Пристли. Почему? Опыт проводился не только со свечой, но и с ….

 4. Что объединяет этих героев: Амирани и Прометея?

 5. Когда возникает «электрический запах» и чем он объясняется? Приведите уравнение образования этого «запаха».

 6. В 1719 г было издано экспериментальное исследование, а один из описанных там опытов выглядит так, как изображено на рис. 1. Что иллюстрирует этот рисунок.

 7.
Я – дым плавильных печей.
И страшно ядовитый дым.
Но я теряю яд
Через искусство и сноровку.
И тогда несу помощь людям и животным.
Применяй лишь меня правильно и с вниманием,
И ты получишь через меня добрую защиту.
И все же я яд и останусь ядом,
Пронзившим немало сердец.

О каком веществе здесь говорится? Каков алхимический символ этого элемента?

 8.Какой металл в виде тонких листочков просвечивает синим и зеленым цветом, а в отраженном свете цвет меняется. На какой?

 9. Традиция связывать металлы с планетами отразилась в названиях этих металлов от названий только что открытых двух астероидов… Приведите названия астероидов и металлов.

 10. Французский химик по окончании горного института поехал в южную Америку к Боливару. Участвовал в его походах в качестве офицера и исследовал природные богатства этой страны с помощью своей походной лаборатории, которую раскидывал даже в кратерах действующих вулканов. Он установил коэффициент ассимиляции растениями и соотношение между СО2 и выделяющимся газом, что в 1870 году было описано уравнением. Кто этот химик? Приведите уравнение реакции, о котором здесь говорится и кто это уравнение вывел?

Творческое задание:

Составьте краткую презентацию о развитии химической промышленности в вашем крае. Презентация должна содержать исторические моменты от зарождения до сегодняшних дней. Обязательно указать химиков-организаторов или ученых, принимавших активное участие в создании химических заводов, научно-исследовательских институтов. Слайды не должны содержать текст, разъяснения и заметки пишутся в специально отведенном месте или вообще в формате Word с указанием номера слайда, к которому относится этот текст. В слайде следует помещать портреты, фотоснимки, схемы производств, уравнения реакций. Старайтесь не использовать фотоснимки и готовые тексты из Интернета. Важен ваш творческий взгляд на выбранную тему. Постарайтесь связать найденный материал со страничкой учебника по химии (7-9 классы). Расскажите своим одноклассникам на уроке или внеклассном мероприятии (по возможности). Составьте анкету на основании вашей работы и попросите одноклассников ее заполнить. Пришлите эту анкету с ответами нам (в документе формата Word).


10-11 классы

 1. Что общего между олеумом и 1,2-дихлорэтаном?

 2. Органическая химия (известно более 15 млн органических веществ) еще долго не исчерпает себя. А все-таки, примерно, какое количество веществ из этого многообразия находит практическое применение?

 3.Работа над синтезом триметилуксусной кислоты привела А.М. Бутлерова к исправлению ошибки, допущенной французскими химиками при доказательстве строения пинаколинового спирта. Какое открытие сделал Бутлеров? В чем суть этого открытия?

 4. Один из компонентов химической реакции - углекислый газ СО2, избыток которого в атмосфере - серьезная проблема современной экологии, может превращаться в циклические карбонаты в присутствии катализатора. Назовите этот катализатор.

 5. В 1999 году одной из фирм отмечалось создание лекарственного препарата, который входит в «золотой фонд» лекарственных средств. О каком препарате идет речь? Приведите уравнение реакции для его получения. Есть ли у него природные аналоги?

 6. Какое растение здесь изображено? Для чего используется его сок?

 7. Сколько изомеров состава С9Н12 могут дать преимущественно только одно монобромпроизводное при бромировании на свету (можно привести только названия этих углеводородов), только один изомер при бромировании в присутствии железа? Какой из изомеров при радикальном монобромировании дает вещество, для которого возможна оптическая изомерия?

 8.Одно из положений теории химического строения А.М. Бутлерова: «Химическое строение соединений можно установить при изучении их реакций». Кем и как было установлено строение боковой цепи изоамилбензола ? Этому предшествовала работа В.В. Марковникова. Что им было доказано?

 9. В 1861 году был написан и издан учебник «Органической химии». Написал его человек, который не занимался научными исследованиями в области органической химии. Что вынудило его написать учебник? Что особенного в содержании этого учебника было? Кто же автор этого учебника?

 10. В одной из телевизионных передач был дан полезный совет, как ликвидируется засор в кухонной раковине. Было показано: в место слива засыпали полчашки питьевой соды и тут же залили столовым уксусом: засора как не бывало. Теоретически подтвердите или опровергните телевизионную рекомендацию. Проиллюстрируйте с помощью необходимых уравнений реакций. Какое объяснение дали в телевизионной передаче?

Творческое задание:

Составьте краткую презентацию о развитии химической промышленности в вашем крае. Презентация должна содержать исторические моменты от зарождения до сегодняшних дней. Обязательно указать химиков-организаторов или ученых, принимавших активное участие в создании химических заводов, научно-исследовательских институтов. Слайды не должны содержать текст, разъяснения и заметки пишутся в специально отведенном месте или вообще в документе формата Word с указанием номера слайда, к которому относится этот текст. В слайде следует помещать портреты, фотоснимки, схемы производств, уравнения реакций. Старайтесь не использовать фотоснимки и готовые тексты из Интернета. Важен ваш творческий взгляд на выбранную тему.


Контакты:
  • Электронная прочта (e-mail): chemproject@edu.yar.ru
  • Телефон: +7 (4852) 32-88-91, 30-29-62
  • Координатор проекта: Левашова Алия Тагировна

© ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" Rambler's Top100