Задачи для 11 классов

  1. Рассуждение:Тоталитарное государство и советская культура в послевоенный период (1945-1985 гг.) (объем ответа - до 2-х страниц печатного текста).

  2. Работа над ошибками: Заключите в двойные круглые скобки те фрагменты в тексте, где допущены ошибки, и после текста дайте верные варианты.

    Пролеткульт

    Заметным явлением в художественной жизни Советской России 20-х годов стала деятельность Пролеткульта. Эта массовая культурно-просветительная организация пролетариата возникла сразу после Октября 1917 года. Пик ее деятельности пришелся на 1919-1921 год, в середине 20-х годов пролеткульты пришли в упадок, а в 1932 году оставшиеся четыре местных пролеткульта были закрыты специальным постановлением ЦК ВКП(б). В основу деятельности Пролеткульта были положены идеи А.А.Богданова о пролетарской культуре.
    А.А.Богданов был разносторонне одаренным человеком: философом, экономистом, социологом, биологом, математиком, врачом. Одним из самых крупных и значительных его сочинений является "Тектология. Всеобщая организационная наука". Идеи, изложенные в нем, предвосхитили появление генетики. В 1918-1921 годах А.А.Богданов входил в руководство Пролеткульта. Однако, по настоянию В.И.Ленина был отстранен, а позднее репрессирован.
    Один из руководителей Всероссийского Совета Пролеткульта В.Плетнев писал: "Цель и задача Пролеткульта состоит в творчестве новой пролетарской культуры, не имеющей ничего общего с буржуазной культурой. Разрешить эту задачу можно только силами самого пролетариата". Неприятие культурного наследия дореволюционной России во многом объяснялось ненавистью социальных низов к своим вчерашним эксплуататорам, которая сознательно или бессознательно переносилась на культуру свергнутого класса. Но не только пафос разрушения был свойственен пролеткультовцам, а также и стремление к творческой самореализации, поиск новых форм и методов создания художественного произведения. Работа Пролеткульта была организована в студиях: театральная, литературная, музыкальная, научная, изобразительных искусств, хореографическая, которые привлекали большое количество участников. Пролеткульт и его деятельность были высоко оценены В.И.Лениным.

  3. Тесты:

    а) Найдите пару современников
    И.И.Мозжухин Л.М.Гурченко
    В.В.Холодная Ю.В.Никулин
    Ф.Г.Раневская Р.Я.Плятт.
    б) Оставьте в данном перечне только те явления и произведения литературы и искусства, которые являются своеобразными художественными символами эпохи "оттепели":

    • Художественный фильм "Коммунист",
    • картина И.Глазунова "Вечная Россия",
    • роман К.Симонова "Живые и мертвые",
    • появление бардовской песни,
    • скульптура В.Мухиной "Рабочий и колхозница",
    • интерьер станций кольцевой линии Московского метрополитена,
    • открытие театра "Современник",
    • высотный дом на Котельнической набережной в Москве("Дом на набережной").
    в) Соотнесите авторов и их произведения:
    А.С.Макаренко "Я пришел дать вам волю"
    В.А.Каверин "Флаги на башнях"
    Д.А.Гранин "Бьется в тесной печурке огонь…"
    А.А.Сурков "Открытая книга"
    В.М.Шукшин "Зубр".
    г) Продолжите список "пассажиров" "парохода философов":
    Н.О.Лосский, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, А.А.Кизеветтер, П.А.Сорокин, М.Осоргин
    (Н.Д.Кондратьев, И.А.Ильин, Д.С.Мережковский) .

  4. Тесты по традиционной русской культуре

    а) Внимательно прочитайте отрывок из воспоминаний А.В.Никитенко: "В бальной зале появился человек в армяке, без галстука, в красной рубашке с косым воротником и с шапкой мурмолкой под мышкой. Говорил неумолкно и большею частью по-французски - как и следует представителю русской народности". Известно также, что за ношение "народного платья" этот человек был подвергнут властями наказанию - домашнему аресту.
    Представитель какого общественного течения описан в этом отрывке?

    • славянофилы первой половины XIX века
    • сторонники теории "русского социализма" середины XIX века
    • представители "деревенской прозы" эпохи "оттепели"
    • "почвенники" постперестроечного периода.
    б) Продолжите перечень: хутор, село, деревня, станица…
    (починок, пустынь, застава).
    в) Что означало в эпоху русского средневековья слово "хам"?
    • грубый, невоспитанный человек
    • грубое, толстое полотно
    • грубая, но меткая фраза.

Рекомендательный список литературы

  1. Аронов А.А. Мировая художественная культура: Россия: Конец XIX - ХХ век: Учеб. пособие. М., 1998.
  2. Воспоминания о Л.В.Собинове. Ярославль, 1983.
  3. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ в. М.: Просвещение, 1988.
  4. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.
  5. Мир русской культуры: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Н.Мячина. М., 1997.
  6. Рабинович М.Г. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
  7. Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. СПб. , 1999.
  8. Тарасов А.Ф. Некрасов в Карабихе. Ярославль, 1989.
  9. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX-ХХ вв.: Учеб. пособие. М., 1996.
  10. Шустрова И.Ю. Этнография русских Верхнего Поволжья: усадьба, жилище и хозяйственные постройки XIX-XX вв. Ярославль, 1999.

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 2000
Rambler's Top100