II тур


9 Классы
[10 Классы] [11 Классы]

игровой номер название команды организация город 1 2/1 2/2 Тесты Всего
Н245-9 Модерн лицей им. Ломоносова Архангельск 9 10 10 3 32
Н355-9 Михайлова Наташа Гимназия 3 Ярославль 9 9 9 4 31
Н353-9 Наследники Клио МОУ Лицей Уварово 10 7 8 4 29
Н216-9 System of Down Школа 72 Новокузнецк 8 8 9 4 29
Н060-9 Манаков Дмитрий Курманаевская средняя школа Село Курманаевка 9 8 7 4 28
Н090-9 Эврика Эврика-Развитие Ростов- на-Дону 8 8 6 3 25
H030-9 теоретики Гимназия 6 Новороссийск 8 7 6 2 23
Н278-9 Крылья Бобровская средняя школа Сузунский район 5 8 6 3 22
Н075-9 Содружество Школа N 106 Трехгорный 7 6 4 4 21
Н188-9 Руна Центр образования село Коткозеро 7 7 6 1 21
Н315-9 Вольнодумцы школа 175 г.Зеленогорск 5 10 4 2 21
H034-9 Светлячки Курманаевская средняя школа Курманаевка 6 6 4 4 20
Н327-9 Сибиряк Гимназия N7 Новосибирск 7 6 3 3 19
Н300-9 Палея "Гимназия" Костомукша, Карелия 6 5 4 2 17
Н328-9 Клио школа 68 Ярославль 5 6 2 3 16
Н214-9 Культячейка Гимназия N4 г. Пермь 3 3 5 3 14

Аналитическая справка
по результатам второго тура
дистанционной олимпиады
по истории отечественной культуры
2002-2003 г.


На второй тур прислали ответы 16 коллективных и индивидуальных участника. Общие впечатления таковы. Анализ работ свидетельствует, что школьники справились с заданиями тура в целом достаточно успешно. Нет ни одной работы неполного характера. Сразу же вполне определенно выявились работы, претендующие на призовые места. Ответы этих участников были оценены достаточно высоко. Победители имеют результаты в рамках 29- 32 баллов из 34 возможных.
Ниже предлагается анализ ответов по 4 основным типам заданий.



Перед вами плакат времен Великой Отечественной войны. Какой памятник служит фоном для этого плаката? Кто автор этого памятника? Когда и где он был установлен? Как вы думаете, почему именно этот памятник был изображен на данном плакате?

Все участники олимпиады верно определили памятник и его автора -скульптора И.П.Мартоса, многие дали историю создания, установки и перемещения памятника на Красной площади в Москве. В работах Н-060-9, Н-245-9, Н-353-9 и Н-355-9 содержится наиболее полный рассказ о создании этого памятника. При ответе на последнюю часть задания все верно указали причины использования этого памятника на плакате времен Великой Отечественной войны. Во всех ответах прослеживается роль народного ополчения в событиях Смуты и Великой Отечественной войны, в некоторых к этому еще и добавлена большая роль ополчения и партизанского движения в данных событиях и в период Отечественной войны 1812 года. Такие ответы оценивались наиболее высоко. В целом с этим заданием справились практически все участники данного тура олимпиады.



Перед вами портрет великой русской актрисы, которая была гордостью Малого театра на рубеже XIX-ХХ вв.
Кто автор ее портрета? Кто эта актриса? Охарактеризуйте ее вклад в развитие русского театра. Опишите процесс вашего исследовательского поиска.

Во всех работах правильно была названа М.Н.Ермолова, все правильно определили и художника - В.А.Серова . Однако, характеризуя вклад этой актрисы в развитие русского театра, многие пошли по пути копирования из интернетовских файлов биографии. Таким образом, в некоторых работах вклад актрисы в развитие русского театра оставался не выделенным и не охарактеризованным. На наш взгляд, это свидетельствует, во-первых, о невнимательности участников олимпиады к формулировке задания, а, во-вторых, о недостаточном их умении вычленить и организовать собранный материал в соответствии с заданным ракурсом.
Описание системы поиска оказалось в большинстве работ, но не во всех ответах. Работа Н-245-9 отличается наиболее подробным и четким описанием процесса подготовки ответа на это задание. Хочется привести фрагмент этой работы: "Использованная литература:
Добыш Г. ЗвЈзды русской сцены. - М.: Детская литература, 1992.

Кратко опишите процесс Вашего исследовательского поиска и его логическую цепочку.

Перед нами портрет великой русской актрисы Малого театра на рубеже XIX - XX вв.
Заглядываем в "Советский энциклопедический словарь" на стр. 763 в раздел Малый театр "с 1824 наз М.т.. С 1919 сложилась школа реалистич. актЈрского иск-ва. Основоп. этой школы утвердили ... страстный рев. романтизм (П.С. Мочалов, М.Н. Ермолова).
Предполагаем, что это М.Н. Ермолова. А вот автора находим быстро, т.к. сразу же вспомнили, что в прошлом туре, отвечая на творческое задание просматривали альбомы Серова В., и там видели данную картину.
Спешим в этом убедится. Так и есть! Вот он этот портрет!!
Отправляемся в библиотеку, набираем несколько книг о театре. В них находим биографии Ермоловой М.Н.
Но вот по существу вопроса нам показалось, что информация лучше представлена в книге: Добыш Г. ЗвЈзды русской сцены. - М.: Детская литература, 1992


Описывая систему поиска, в некоторых работах ребята ограничивались самими общими фразами. Не были при этом указаны ни авторы, ни названия тех изданий, откуда брался конечный материал для ответа.. Но были и очень детальные описания процесса поиска, где указывались отдельные этапы и итоги каждого из них.
При оценке задания этому моменту - выстраиванию цепочки логического поиска - придавалось особенное значение, так именно здесь эксперты получали возможность определить индивидуальные исследовательские навыки участников. Это тем более важно, что основная масса участников, к сожалению, ограничивалась копированием найденных на сайтах материалов, никак не проявляя к ним критического отношения. При этом они чаще всего ограничивались первым же найденным материалов, не пытаясь проверить или дополнить его, что приводило в ряде случаев к досадному тиражированию ошибок или опечаток.



Перед вами портрет великого русского поэта, написанный И. Крамским в 1877 году. Сейчас этот портрет хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Кто изображен на этом портрете? Как он связан с Ярославским краем? Опишите процесс вашего исследовательского поиска.

Выполняя это задание, все участники олимпиады верно определили русского поэта Н.А.Некрасова. Создалось впечатление, что сделать это было им не трудно. Было приятно убедиться, что уроки по русской литературе не прошли для участников олимпиады даром и они помнят изученный материал.
Связь Н.А. Некрасова с Ярославским краем была установлена практически всеми. Но вырисовывается любопытная закономерность: все отметили, что детство прошло в селе Грешнево и что учился будущий поэт в ярославской гимназии. Однако тот факт, что позднее Некрасовым была приобретена усадьба "Карабиха" неподалеку от Ярославле, где были созданы многие известные его произведения и где сейчас находится мемориальный музей поэта, отмечен был далеко не всеми. Это несколько удивило экспертов, так в первом туре участникам олимпиады пришлось соотносить усадьбы-творческие центры и именами их владельцев. Тогда связь Некрасова с Карабихой была зафиксирована в большинстве работ. Видимо, готовя ответы предыдущего и этого туров, школьники ограничивались и удовлетворялись первым же обнаруженным фактом. К сожалению, встречался один ответ, который хотелось бы воспроизвести, чтобы участники могли учиться не только на лучших ответах, но и на ошибках других:
  1. На портрете изображен Николай Алексеевич Некрасов (1821 - 77/78).
  2. Он родился в Ярославле и прожил там лучшие годы своей жизни.
Процесс исследовательского поиска:
  1. Посмотрев на портрет, мы сразу узнали нашего великого русского художника.
  2. Поскольку мы кратко знаем биографию Некрасова, то мы сразу же ответили на второй вопрос". Подобный вариант не удивителен, если вчитаться в логику поиска ответа данного участника. По существа поиска ответа не было.



Только 6 из 16 участников справились со всеми четырьмя заданиями этого блока. Некоторые учащиеся не смогли соотнести название новгородских храмов с церковным праздником Преображения. Наибольшие затруднения вызвал вопрос о театральном цензоре екатерининской эпохи. Имя И.П.Елагина верно назвали очень немногие. Эксперты заранее подозревали, что не всем удастся найти конкретную фамилию этого деятеля и, формулируя варианты ответов, заложили возможность прихода к верному ответу методом исключения. Все другие названные люди либо не могли быть цензорами по определению (драматург А.П.Сумароков, конечно же, не мог сам себя проверять), либо не имели отношения к театральной деятельности. На будущее участникам следует помнить об этом варианте ответа на тестовые задания. Вопросы о гжельском промысле и о Симеоне Полоцком подобных затруднений не вызвали.
Обращает на себя внимание тот факт, что многие участники не понимают специфики тестовых заданий, требующих однозначного ответа или подчеркивания правильного ответа. Они сопровождают ответы порой очень обширными комментариями. Эти усилия оказываются в определенной степени бессмысленными, так как экспертами никак не оцениваются, но работу их затрудняют.



Старший преподаватель исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова В.Н.Дегтеревская
Старший преподаватель исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова И.А.Федорчук

E-mail: mark@edu.yar.ru
тел:(0852)32-88-91
Копрусова Марина Викторовна




Rambler's Top100