|
Друзья!
Пусть вас не смущает, что всем возрастным категориям (9-ые, 10-ые и 11-ые классы) в первом (отборочном) туре разосланы одинаковые задания. Они действительно доступны для всех. Но вот первые два задания, предусматривающие особенно напряженную творческую и аналитическую деятельность, оцениваться будут по-разному, в зависимости от возрастной номинации и соответствующих возрастных особенностей. Удачи вам! И пусть победят сильнейшие!
Оргкомитет проекта.
"Цена" вопросов
- Первое задание - до 10 баллов.
- Второе задание - до 10 баллов.
- Третье задание - по 1 баллу за каждый правильный ответ на вопросы N 1-9, за верное решение вопроса N 10 - 4 балла (по 0,5 бала за верную пару с правильным названием песни)
Внимательно прочитайте фрагмент из учебника по истории русской культуры: "В истории образования XVIII века выявляется удивительный факт "перевернутой системы". В самом деле, Академия наук была образована в 1725 году, первый университет - в 1755 году, а собственно система школьного образования начала функционировать фактически только с екатерининской реформы 1786-1787 годов".
Что имели в виду авторы? Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свое мнение.
Перед Вами фотография 1906 года. На ней изображен выдающийся русский исторический живописец в костюме одного из героев своей картины. А рядом - репродукция законченного произведения. Для творческой манеры этого художника характерно стремление "вжиться" в ту эпоху, которую он собирается отобразить, психологически "примерить" своих будущих персонажей.
Об истории подготовки и создания этой картины автор лично рассказал известному русскому литератору, получившему заказ на написание биографии живописца. Эта книга не была закончена, но подготовительные материалы (беседы с художником) были опубликованы.
Ответьте на следующие вопросы:
- Кто этот живописец?
- Как называется и когда была написана картина, помещенная здесь?
- Кто готовил книгу о данном художнике?
- Где опубликованы (в бумажном и электронном виде) эти подготовительные материалы к биографии?
Кратко опишите процесс Вашего исследовательского поиска и его логическую цепочку.
- Приезд Феофана Грека в русские земли имел глубокое символическое значение. "Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие". Какую страну авторы уподобляют "костенеющим старческим рукам"?
- Об этом типе храма искусствоведы пишут, что он сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения. В нем воплотился образ времени и человека в нем. Мечты о необычном, стремление к новому, поиски своего пути - все это в соединении с традициями и формами русского деревянного зодчества воплотил в себе данный храм-сказка. Первый подобный храм был построен в честь рождения Ивана Грозного. О каком типе храма идет речь?
- базиликальном
- крестово-купольном
- шатровом
- Решительно прорубленное Петром I "окно в Европу" было подготовлено изменениями в сознании и повседневном быту определенной части русского общества еще в период правления его отца Алексея Михайловича. На всю Москву славился дом некоего знатного боярина, который женат был на крещеной шотландке. Дом был каменным, что по тем временам встречалось крайне редко. В нем звучали "органы, фиоли, скрипицы" и тешили не только домочадцев, но и самого государя, "который редко посещал подданных своих", но для этого боярина делал исключение. Удивительным было и то, что в этом доме собирались знакомые, чтобы поговорить, поделиться новостями и мыслями. При этих собраниях присутствовала и жена боярина и не скрывалась в своей светелке, как это делали прочие женщины в ту эпоху, а сиживала меж мужчин и вела беседу наравне с ними. Необычный рацион питания в этом доме стал поводом для возникновения следующей пословицы: "Артамоны едят лимоны, а мы молодцы - одни огурцы". Кто же хозяин этого, на европейский манер устроенного дома?
- А. Зубов
- А. Матвеев
- А. Ордин-Нащокин.
- Особое значение в деле воспитания личности и европейские и российские просветители придавали театру. В истории русской культуры известен факт, когда выдающийся русский поэт Г.Р.Державин, будучи тамбовским губернатором, решил "внести свет просвещения" в ряды необразованного провинциального дворянства. Для этого он специально создает театр. В 1786 году в нем был исполнен "Пролог", также сочиненный Г.Р.Державиным. Процесс просвещения местного общества был изображен в пьесе в виде весьма прозрачной аллегории: в темный лес, олицетворяющий местное дворянство, нисходит гений просвещения в сопровождении двух муз. Кто эти музы?
- Клио и Терпсихора
- Талия и Мельпомена
- Урания и Полигимния
- Что в первой половине XIX века выполняло роль средства массовой информации наряду с газетами и журналами, тиражи которых были не велики?
- лубок
- уличная афиша
- театр
- Загородные дома и усадьбы многих образованных и талантливых людей XIX - начала ХХ вв. становились очагами и центрами культуры. Сюда съезжались поэты, писатели, художники, музыканты. Здесь обсуждались и рождались выдающиеся произведения искусства. Расположите напротив фамилии владельца название его усадьбы:
- Н.А. Некрасов, Мамонтовы, М.К. Тенишева, А.П. Чехов, И.Е. Репин
- Пенаты, Абрамцево, Талашкино, Карабиха, Мелихово
- Обычай превращать вокзалы в концертные площади начался со времени строительства первой железной дороги в России от Петербурга до Царского Села. Дорога была убыточной. Чтобы привлечь публику, власти пригласили из Европы знаменитого музыканта дать несколько концертов в роскошном здании вокзала. Кто этот музыкант?
- Ф.Шуберт
- И.Штраус
- Ф.Шопен
- Появление иллюстраций этого художника к произведениям М.Ю. Лермонтова было воспринято в обществе неоднозначно. По свидетельству современника тех событий Андрея Белого реакцию одних можно охарактеризовать так: публика была оглушена непохожестью на то, к чему она привыкла. ("Дикое уродство, несусветный бред!"). Для других же было очевидно, что на художественном горизонте взошла новая звезда первой величины. О каком художнике идет речь?
- М.А. Врубель
- Е.Е. Лансере
- А.Н. Бенуа
- Какой великий русский писатель в результате долгих духовных метаний и поисков истинной веры пришел к отторжению официальной церкви. В одном из своих произведений от изложил свое отношение к церковной организации, за что был отлучен от Церкви. Кто этот писатель и как называлось его произведение?
- Ф.М.Достоевский ("Бесы")
- Н.Г.Чернышевский ("Что делать")
- Л.Н.Толстой ("Исповедь")
- Соотнесите фрагменты известных песен, указав их название, и иллюстрации к ним, выполненные знаменитыми мастерами из Палеха - центра лаковой миниатюры:
1.
Дан приказ: ему - на запад,
Ей - в другую сторону...
Уходили комсомольцы
На гражданскую войну.
|
A. |
2.
Выйди, выйди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую -
Все товары разложу
|
B. |
3.
И поныне стоит тот утес и хранит
Он заветные думы Степана;
И лишь с Волгой одной вспоминает порой
Удалое житье атамана.
|
C. |
4.
Рвутся снаряды,
Трещат пулеметы,
Но их не боятся
Красные роты.
|
D. |
5.
Эх, за Волгой и за Доном
Мчался степью золотой
Загорелый, запыленный
Пулеметчик молодой.
И неслась неудержимо
С гривой рыжего коня
Грива ветра, грива дыма,
Грива бури и огня.
|
E. |
6.
Вдоль деревни от избы и до избы
Зашагали торопливые столбы;
Загудели, заиграли провода,-
Мы такого не видали никогда.
Нам такое не встречалось и во сне,
Чтобы солнце загоралось на сосне,
Чтобы радость подружилась с мужиком,
Чтоб у каждого - звезда под потолком.
|
F. |
7.
Над страной весенний ветер веет.
С каждым днем все радостнее жить,
И никто на свете не умеет
Лучше нас смеяться и любить.
|
G. |
8.
И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.
Тропою тайной меж берез
Спешили дебрями густыми.
И каждый за плечами нес
Винтовку с пулями литыми
|
H. |
Список рекомендуемой литературы:
- Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. М.: Владос, 2002.
- Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
- Шульгин В,С. и др. Культура России IX-ХХ вв.. Учебное пособие. М.: Простор, 1996.
Эти издания - основная литература. Дополнительную литературу вы сможете и уже должны пытаться находить сами. В случае затруднения при библиографическом поиске, обращайтесь к работникам библиотек, которые всегда придут вам на помощь.
|