Друзья!

Пусть вас не смущает, что всем возрастным категориям (9-ые, 10-ые и 11-ые классы) в первом (отборочном) туре разосланы одинаковые задания. Они действительно доступны для всех. Но вот первые два задания, предусматривающие особенно напряженную творческую и аналитическую деятельность, оцениваться будут по-разному, в зависимости от возрастной номинации и соответствующих возрастных особенностей. Удачи вам! И пусть победят сильнейшие!

Оргкомитет проекта.

Задания тура

"Цена" вопросов
  • Первое задание - до 10 баллов.
  • Второе задание - до 10 баллов.
  • Третье задание - по 1 баллу за каждый правильный ответ на вопросы N 1-9, за верное решение вопроса N 10 - 4 балла (по 0,5 бала за верную пару с правильным названием песни)

Внимательно прочитайте фрагмент из учебника по истории русской культуры: "В истории образования XVIII века выявляется удивительный факт "перевернутой системы". В самом деле, Академия наук была образована в 1725 году, первый университет - в 1755 году, а собственно система школьного образования начала функционировать фактически только с екатерининской реформы 1786-1787 годов".
Что имели в виду авторы? Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свое мнение.


Перед Вами фотография 1906 года. На ней изображен выдающийся русский исторический живописец в костюме одного из героев своей картины. А рядом - репродукция законченного произведения. Для творческой манеры этого художника характерно стремление "вжиться" в ту эпоху, которую он собирается отобразить, психологически "примерить" своих будущих персонажей. Об истории подготовки и создания этой картины автор лично рассказал известному русскому литератору, получившему заказ на написание биографии живописца. Эта книга не была закончена, но подготовительные материалы (беседы с художником) были опубликованы.

Ответьте на следующие вопросы:
  1. Кто этот живописец?
  2. Как называется и когда была написана картина, помещенная здесь?
  3. Кто готовил книгу о данном художнике?
  4. Где опубликованы (в бумажном и электронном виде) эти подготовительные материалы к биографии?
Кратко опишите процесс Вашего исследовательского поиска и его логическую цепочку.
  1. Приезд Феофана Грека в русские земли имел глубокое символическое значение. "Это как бы эстафета искусства, передача светлого его факела из костенеющих старческих рук в руки молодые и крепкие". Какую страну авторы уподобляют "костенеющим старческим рукам"?
    • Греция
    • Болгария
    • Византия

  2. Об этом типе храма искусствоведы пишут, что он сыграл в древнерусском зодчестве не меньшую роль, чем смелая конструкция Флорентийского собора в архитектуре итальянского Возрождения. В нем воплотился образ времени и человека в нем. Мечты о необычном, стремление к новому, поиски своего пути - все это в соединении с традициями и формами русского деревянного зодчества воплотил в себе данный храм-сказка. Первый подобный храм был построен в честь рождения Ивана Грозного. О каком типе храма идет речь?
    • базиликальном
    • крестово-купольном
    • шатровом

  3. Решительно прорубленное Петром I "окно в Европу" было подготовлено изменениями в сознании и повседневном быту определенной части русского общества еще в период правления его отца Алексея Михайловича. На всю Москву славился дом некоего знатного боярина, который женат был на крещеной шотландке. Дом был каменным, что по тем временам встречалось крайне редко. В нем звучали "органы, фиоли, скрипицы" и тешили не только домочадцев, но и самого государя, "который редко посещал подданных своих", но для этого боярина делал исключение. Удивительным было и то, что в этом доме собирались знакомые, чтобы поговорить, поделиться новостями и мыслями. При этих собраниях присутствовала и жена боярина и не скрывалась в своей светелке, как это делали прочие женщины в ту эпоху, а сиживала меж мужчин и вела беседу наравне с ними. Необычный рацион питания в этом доме стал поводом для возникновения следующей пословицы: "Артамоны едят лимоны, а мы молодцы - одни огурцы". Кто же хозяин этого, на европейский манер устроенного дома?
    • А. Зубов
    • А. Матвеев
    • А. Ордин-Нащокин.

  4. Особое значение в деле воспитания личности и европейские и российские просветители придавали театру. В истории русской культуры известен факт, когда выдающийся русский поэт Г.Р.Державин, будучи тамбовским губернатором, решил "внести свет просвещения" в ряды необразованного провинциального дворянства. Для этого он специально создает театр. В 1786 году в нем был исполнен "Пролог", также сочиненный Г.Р.Державиным. Процесс просвещения местного общества был изображен в пьесе в виде весьма прозрачной аллегории: в темный лес, олицетворяющий местное дворянство, нисходит гений просвещения в сопровождении двух муз. Кто эти музы?
    • Клио и Терпсихора
    • Талия и Мельпомена
    • Урания и Полигимния

  5. Что в первой половине XIX века выполняло роль средства массовой информации наряду с газетами и журналами, тиражи которых были не велики?
    • лубок
    • уличная афиша
    • театр

  6. Загородные дома и усадьбы многих образованных и талантливых людей XIX - начала ХХ вв. становились очагами и центрами культуры. Сюда съезжались поэты, писатели, художники, музыканты. Здесь обсуждались и рождались выдающиеся произведения искусства. Расположите напротив фамилии владельца название его усадьбы:
    • Н.А. Некрасов, Мамонтовы, М.К. Тенишева, А.П. Чехов, И.Е. Репин
    • Пенаты, Абрамцево, Талашкино, Карабиха, Мелихово

  7. Обычай превращать вокзалы в концертные площади начался со времени строительства первой железной дороги в России от Петербурга до Царского Села. Дорога была убыточной. Чтобы привлечь публику, власти пригласили из Европы знаменитого музыканта дать несколько концертов в роскошном здании вокзала. Кто этот музыкант?
    • Ф.Шуберт
    • И.Штраус
    • Ф.Шопен

  8. Появление иллюстраций этого художника к произведениям М.Ю. Лермонтова было воспринято в обществе неоднозначно. По свидетельству современника тех событий Андрея Белого реакцию одних можно охарактеризовать так: публика была оглушена непохожестью на то, к чему она привыкла. ("Дикое уродство, несусветный бред!"). Для других же было очевидно, что на художественном горизонте взошла новая звезда первой величины. О каком художнике идет речь?
    • М.А. Врубель
    • Е.Е. Лансере
    • А.Н. Бенуа

  9. Какой великий русский писатель в результате долгих духовных метаний и поисков истинной веры пришел к отторжению официальной церкви. В одном из своих произведений от изложил свое отношение к церковной организации, за что был отлучен от Церкви. Кто этот писатель и как называлось его произведение?
    • Ф.М.Достоевский ("Бесы")
    • Н.Г.Чернышевский ("Что делать")
    • Л.Н.Толстой ("Исповедь")

  10. Соотнесите фрагменты известных песен, указав их название, и иллюстрации к ним, выполненные знаменитыми мастерами из Палеха - центра лаковой миниатюры:


  11. 1.
    Дан приказ: ему - на запад,
    Ей - в другую сторону...
    Уходили комсомольцы
    На гражданскую войну.

    A.

    2.
    Выйди, выйди в рожь высокую!
    Там до ночки погожу,
    А завижу черноокую -
    Все товары разложу
    B.

    3.
    И поныне стоит тот утес и хранит
    Он заветные думы Степана;
    И лишь с Волгой одной вспоминает порой
    Удалое житье атамана.
    C.

    4.
    Рвутся снаряды,
    Трещат пулеметы,
    Но их не боятся
    Красные роты.
    D.

    5.
    Эх, за Волгой и за Доном
    Мчался степью золотой
    Загорелый, запыленный
    Пулеметчик молодой.
    И неслась неудержимо
    С гривой рыжего коня
    Грива ветра, грива дыма,
    Грива бури и огня.
    E.

    6.
    Вдоль деревни от избы и до избы
    Зашагали торопливые столбы;
    Загудели, заиграли провода,-
    Мы такого не видали никогда.
    Нам такое не встречалось и во сне,
    Чтобы солнце загоралось на сосне,
    Чтобы радость подружилась с мужиком,
    Чтоб у каждого - звезда под потолком.
    F.

    7.
    Над страной весенний ветер веет.
    С каждым днем все радостнее жить,
    И никто на свете не умеет
    Лучше нас смеяться и любить.
    G.

    8.
    И сосны слышали окрест,
    Как шли на битву партизаны.
    Тропою тайной меж берез
    Спешили дебрями густыми.
    И каждый за плечами нес
    Винтовку с пулями литыми
    H.
Список рекомендуемой литературы:
  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. М.: Владос, 2002.
  2. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.
  3. Шульгин В,С. и др. Культура России IX-ХХ вв.. Учебное пособие. М.: Простор, 1996.

Эти издания - основная литература. Дополнительную литературу вы сможете и уже должны пытаться находить сами. В случае затруднения при библиографическом поиске, обращайтесь к работникам библиотек, которые всегда придут вам на помощь.


E-mail: mark@edu.yar.ru
тел:(0852)32-88-91
Копрусова Марина Викторовна




Rambler's Top100