Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


Ответы команды "Очарованные странники", L014, 11 класс

Ответ на вопрос 1.
1). Можно утверждать, что здесь пародируется стихотворение Велимира Хлебникова:

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гз-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

Чтобы доказать это утверждение, нужно сказать несколько слов о самом авторе. Велимир Хлебников, один из основателей футуризма, поэт, прозаик, драматург, часто экспериментировал со словом. Эти эксперименты были подчинены идее постижения путей исторического развития человечества. Он стремился создать искусство будущего. Слово воспринималось поэтом как мир, несущий в себе черты вчерашнего (архаизмы), сегодняшнего (язык улицы, жаргон, ненормативная лексика) и завтрашнего (неологизмы, новые слова) дня. Хлебников считал необходимым выявить множественность, многосоставность слова, чтобы оживить таким образом "окаменевший" язык. Стихи Хлебникова - это соединение как будто не сочетаемых сторон. Он не просто выдумал новые слова. Он попытался найти естественную звуковую первооснову языков, понятную и доступную любому жителю земного шара, чтобы прийти к единому языку человечества. Поэтическое слово у Хлебникова не предметно, оно поперечно - и поэтому не называет, а порождает предмет во внутреннем представлении. Множество окказионализмов, звуковых приемов - несомненный признак своеобразия стихов Хлебникова.

Сравним оригинал и пародию:

Боэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры, -

здесь в чередовании губных "б", лабиализованных "о" с нейтральными "и" и "э" дана движущаяся реальная картина губ. Орган губ вызван к жизни через воспроизведение работы этого органа.
Мэо, мэо, мэо, мэо, -
в повторении "мэо" возникает образ мяукающей кошки.

Реально ощущаемый образ лица (в первом стихотворении) и драки между кошкой и синицей ( в пародии) достигается с помощью звуков и необычных слов:

1. Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гз-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо.

2. Ласкатится полосий ток...
На ветке тарарахнул ток...
А ток его гнусато уволок
И съел
Так вне каких-то протяжений доли;
Все кошку и синицу увидали.
Итак, теперь мы c уверенностью можем сказать, что пародируется стихотворение В. Хлебникова.

2). Мы считаем, что это пародия на стихотворение И. Северянина, который принадлежал к эгофутуристическому течению. Многое самое острое из написанного Северяниным в годы бурного успеха - это специальные дразнилки, предназначенные для эпатажа городской черни, грязной торговой накипи, без корней и культурных традиций. Северянин в пародиях неисчерпаем, изобретателен, поэтичен. Способность к юмору, самоиронии - непременный спутник умного человека. Стихотворение, на которое была написана данная пародия, называется "Увертюра". Вот оно:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, свежо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги атомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Автор пародии заменяет "ананасы" на "Ломоносова", чтобы подчеркнуть футуристические лозунги против классического наследия, а первым классиком в литературе, как известно, был Ломоносов; поэтому в пародии полностью сохранена рифма (чередование мужской и женской) и размер (анапест), и стихотворение легко узнается. Мещанством у эгофутуристов считалось преклонение перед классикой:

Весь я в чем-то ужасном,
Крикливо мещанском,
Но рукою привычной я берусь за перо.

Есть прямая цитата, подтверждающая отрицательное отношение эгофутуристов к классике:

Я к поэзии прошлой отношусь, как к химере.
Что писал Ломоносов - ужасно старо.

Опуская Ломоносова в малагу и мадеру, автор пародии смеется над необычным стилем Северянина:

Ломоносов - в малаге,
Ломоносов - в мадере!
С ананасом в желудке? - вот это остро.

Таким образом, мы видим, что пародируются стихи Игоря Северянина.

Ответ на вопрос 2.
1. "Бог с тобой. Человека-то приласкать никогда не вредно, да вовремя и пожалеть" - это слова Луки из пьесы М. Горького "На дне", акт 3.

2. "Я ведь тоже через многое прошел, в тюрьме сидел 4 года 7 месяце за подлеца. Убил подлеца в запальчивости и раздражении" - слова Сатина, М. Горький "На дне", акт 3.

3. "Я потом встретил человека необыкновенного, сперва я его оскорблял, называл собакой (хотя он на меня не обижался, говорил, что нет ничего дурного в этом звере), а потом я смягчился, бросил деньги и стал с ним путешествовать" - Га-Ноцри рассказывает прокуратору о Левии Матвее в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" , но изменено лицо(21.2 Понтий Пилат).

4. "Правда, я-то его спасти не смог: нож, чтобы его убить, я украл слишком поздно, его уже казнили" - Левий Матвей говорит об Иешуа в романе "Мастер и Маргарита". (21. 16 "Казнь").

5. "А все-люди! Как ни вихляйся, как ни притворяйся, а человеком родился, человеком и помрешь" - слова Луки, М. Горький "На дне", акт1.

Ответ на вопрос 3.
Эпоху серебряного века представляют журналы: "Аполлон" , "Весы", "Мир искусства".

"Мир искусства" - литературно-художественный иллюстрированный журнал, орган объединения "Мир искусства" и писателей-символистов. Выходил в 1898/99-1904 годах в Петербурге ( до 1901 года - 1 раз в 2 недели , после 1901 года - ежемесячно ). Издатели : в 1899 М.К. Тенишева ,С.И. Мамонтов, затем С.П. Дягилев (гл. редактор), с номера 10 за 1903 год главным редактором был А.Н. Бенуа. Направленность журнала в области изобразительного искусства состояла в утверждении эстетики худ. индивидуализма, в постепенном сближении с интернациональным стилем "модерн", а также в популяризации русского искусства 18-19 вв. Внешний облик журнала, в оформлении которого принимали участие К.А. Сомов, Л.С.Бакст, Е.Е.Лансаре, его высокое полиграфическое качество способствовали достижению одной из главных целей объединения - поднятию общего художественного вкуса. В 1903 выходило отдельное издание "Хроника журнала "Мир искусства".

"Аполлон" - русский иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературы. Издавался в 1909-17 в Петербурге (в 1909-10-ежемесячно, с 1911-10 раз в год, в 1909-10 выпускал в виде приложения "Литературный альмонах "). Редактор-издетель - С.К.Маяковский ."Аполлон" публиковал материалы по истории классического и современного русского и зарубежного искусства , обзоры выставок , освещал проблемы изучения и охраны памятников русского искусства .Позиции журнала определялись идеалистическими взглядами и изощренными вкусами литературно-художественной элиты , видевшей в революции угрозу культуре, иллюзиями о преображении мира искусством с его духовными ценностями. "Аполлон" проявлял враждебное отношение к передвижничеству . В "Аполлоне" выступали представители различных течений в русском искусстве нач. 20 века. В 1918 году в связи с опубликованием ряда антисоветских статей журнал был закрыт.

"Весы" - журнал, издаваемый символистами

Ответ на вопрос 4.
Стихотворение Иосифа Бродского "Я памятник себе воздвиг иной..." является перекличкой-диалогом со знаменитым стихотворением А. С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Тема, к которой обратились оба поэта, стара, как мир: смысл творчества поэта, значение поэзии и место поэта в обществе. Идеи же того и другого стихотворений крайне противоположны. Если Пушкин с уверенностью утверждает, что его поэзия вечна ("не зарастет народная тропа", "душа в заветном мире мой прах переживет"), его поэзия необходима людям не только русским ("Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой, Тунгуз и друг степей калмык"), его поэзия нужна народу, потому что поэт "чувства добрые лирой пробуждал", " в жестокий век восславил свободу и милость к падшим призывал". В последней из 5 строф Пушкин обращается к музе(перед словом "муза" стоит частица "о", которая усиливает пафос), призывая ее быть выше критических нападок:

Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

И во всем поэт полагается на бога, в которого уверовал после ссылки в Михайловское, где часто посещал Святогорский монастырь, беседуя с братией и старцами:

Веленью божию, о муза, будь послушна.
Иосиф Бродский, повторяя первые три слова в первой строке "пушкинские" и добавляя четвертое слово - "иной" - сразу оповещает читателей о том, что будет доказывать противоположную мысль:
Поэзия Бродского не нужна XX веку и его "стране большой".

(Как известно, И. Бродский - эмигрант третьей волны, стихи его на Родине не печатали, не мог он себе и найти работу и за тунеядство был выслан из страны. Жил в Америке. Мир же по-иному оценил его творчество: И. Бродский - лауреат нобелевской премии).

В связи со своим замыслом Бродский использует тот же размер, что и у Пушкина - ямб, только у Пушкина - шестистопный (строки длиннее), а у Бродского - пятистопный (строки короче). Соответственно стихотворение Пушкина звучит напевно, величаво, торжественно (этому еще способствует чередование мужской и женской рифмы и перекрестная рифмовка), а у Бродского - четко, резко ( этому помогает рифма - в каждой строке мужская, поэтому последние ударные строки обрушиваются, как удар меча, хлещут, как бич, падают, как тяжелый камень; к тому же используется и сложная рифмовка, что усиливает впечатление).

Замыслу того и другого соответствует и лексика. Пушкин употребляет архаизмы ("пиит", "сущий", "доколь"), слова "высокого стиля" ("нерукотворный", "воздвиг", "восславил"), старославянизмы ("прах"), экспрессивную лексику с положительной окраской ("заветной", "великой", "гордый"). У Бродского лексика и низкого ("расчленят"), и среднего ("разрушат"), и высокого ("низвергнут") стилей перемешана. Слова с положительной окраской звучат иронично: "усталость вознесла" (олицетворение). Если Пушкин, сравнивая свой "нерукотворный памятник" с Александрийским столпом, с гордостью говорил о нем, то Бродский описывает свой памятник с издевкой, и в результате получается шарж, "коллаж":

К постыдному столетию - спиной
К любви своей потерянной - лицом
И груди велосипедным колесом.

Поэт, ерничая, говорит:
Рассудок мой теперь, как решето,
А не богами налитый сосуд (антитеза).

Для того, чтобы, наверное, усилить впечатление, придать большую торжественность, Пушкин использует эпиграф на латыни: Exegi monumentum...

Это еще и подтверждает преемственность. Усиливает впечатление и многосоюзие:

И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык
(Перенос мысли на другую строку придает плавность стиху).

Для этого же использует автор и инверсию: "На Руси великой", "главою непокорной", "чувства добрые", "памятник нерукотворный"; и парафраз: "в подлунном мире".

И. Бродский, думаем, чтобы подчеркнуть свою неприязнь к существующему строю в СССР в 60-70 годы, использует анафору: трижды повторяет слово "пускай" (причем оно является разговорным, нейтральное - пусть). Чтобы ярче показать боль-обиду, он заменяет слово "памятник" словом "меня" (контекстуальные синонимы), и уже словосочетание "меня низвергнут и снесут" звучит как оксюморон, парадоксально. Помогает нагнетению "диссидентского" настроения и градация: "низвергнут", "снесут", "обвинят", "разрушат", "расчленят". Причем эти глаголы, выступающие в роли однородных членов, могут сочетаться одни - с существительными одушевленными, другие с неодушевленными, а у Бродского они в одном ряду (значит, он, живой поэт, перестает иногда чувствовать, а неживой памятник чувствует, как человек). Интересно, что для своего века, XIX, Пушкин подбирает эпитет "жестокий" (и действительно, много жертв унесла война с Наполеоном, восстание декабристов и его последствия), а Бродский называет свой XX век "постыдным" (ему стыдно за репрессии, гонение на генетику, передовых ученых, культуру, ТУЛАГ, причины эмиграции, иногда насильственное выдворение из страны лучших людей времени). И Бродский заканчивает стихотворение гротесковым образом:

В стране большой, на радость детворе
Из гипсового бюста во дворе
Сквозь белые незрячие глаза
Струей воды ударю в небеса.

Это молчаливый протест против действительности. Стихотворение Пушкина звучит патетически, как гимн поэзии, а стихотворение Бродского - саркастически, как ядовитая насмешка-эпиграмма.

Ответ на вопрос 5.
Тема "маленького человека" - одна из ведущих в русской литературе XIX в. Так что же представлял из себя этот "маленький человек"? В толпе начальствующих, пишущих господ попадалась нередко на глаза маленькая, тщедушная фигурка чиновника, работающего за гроши, трясущегося от постороннего взгляда, стесняющегося своего бедного платья, своих потертых башмаков, своей непрезентабельности. Это и был тот самый "маленький человек".

Первым в русской литературе обратил внимание на "маленького человека" и раскрыл его образ А. С. Пушкин. Впервые героем произведения стал бедный чиновник, "мученик четырнадцатого класса", "маленький человек". Он (Самсон Вырин) покорно переносит все тяготы своей "должности", терпит обиды от проезжающих и живет одной радостью - дочкой Дуней. В понимании Пушкина, чиновник становится носителем понятий чести и чистоты. Повесть "Станционный смотритель" обозначила очень важный рубеж в развитии русской литературы. Евгений - герой другого пушкинского произведений "Медный всадник", безусловно, входит в длинный ряд бедных чиновников, "маленьких людей" русской литературы. Он так же как и Самсон Вырин из "Станционного смотрителя" честен и бескорыстен.

Апофеозом, почти символом "маленького человека" стал гоголевский Акакий Акакиевич Башмачкин. Жалкий маленький чиновник, задавленный нуждою и жесткосердием людей, - вечная мишень для насмешек и дешевого остроумия. Он, казалось, "так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове". Повесть "Шинель" с начала и до конца выдержана в интонации гоголевского смеха и затаенной скорби. По сравнению с Пушкиным Гоголь резко снижает проблему "маленького человека". Если смыслом жизни Самсона Вырина является дочь Дуняша, если Евгений лелеет мечту о счастье с Парашей, то единственной мечтой и смыслом жизни для Акакия Акакиевича становится новая шинель. Он говорит о ней, "как о дорогой подруге". Но мечта, фантазия "маленького человека" может приобрести и другие формы, может привести к иному жизненному итогу. Такой итог дан Гоголем в "Записках сумасшедшего". Герой этой повести Поприщин слышит в свой адрес безжалостный приговор ("Ведь ты же нуль...") и, не желая смириться с этой мыслью, пытается найти свое место в жизни. Гоголь гениально передает настроение безумного бреда Поприщина, который не желая смириться с тем, что он всего лишь титулярный советник, постепенно приходит к уверенности в том, что он король Испании.

Гоголевские традиции перенимает Достоевский. Первый период его творчества так и называется "гоголевским". Герои ранних повестей Достоевского (Девушкин из "Бедных людей", Голядкин из "Двойника") продолжает гоголевскую тему. Однако уже в первой повести ("Бедные люди")совершился, как писал М. Бахтин, "коперниковский переворот в гоголевском мире". В отличие от гоголевского забитого чиновника, боящегося начальства, терпящего нужду и унижения без надежды на иную жизнь, боящегося хоть слово проронить и выражающегося "междометиями и такими частицами, которых даже нет в русском языке", герой Достоевского наделен недюжинной способностью к самовыражению, он анализирует себя, свои поступки и способен на высокие чувства.

Тема "маленького человека" находит свое отражение и в литературе XX в. В рассказах Чехова она выглядит как "обличение пошлости пошлого человека". Достаточно вспомнить такие рассказы, как "Крыжовник", "Человек в футляре", "Смерть чиновника", в которых он отображает свое понимание пошлости: она - неизменная спутница рабства, глупости и отсутствия достоинства, она самый страшный порок.

История оскудения души является главной темой в рассказе "Крыжовник", где романтическая мечта Николая Ивановича о собственной небольшой усадьбе принимает все более реальные и ограниченные очертаний, а поэзия сельской жизни заменяется пошлой прозой. В центре этой невинной мечты - обилие крыжовника, вытеснившего из первоначальных планов героя все романтическое. Рабское, убогое пошлое в человеке может принимать в человеке самые разные формы. Одним из примеров является Ольга Ивановна, героиня рассказа "Попрыгунья" Она не жалеет ни сил, ни времени, чтобы создать вокруг себя изящную обстановку, окружить талантливыми людьми, рядом с которыми и она кажется себе незаурядной личностью. Однако в своем упоении "не совсем обыкновенными людьми" она не видит таланта и внутреннего богатства собственного мужа, гибель которого становится поистине трагической развязкой рассказа.

Смертью героя заканчивается и другой рассказ Чехова "Смерть чиновника". Червяков так унижен, что после последнего извинения перед генералом, "придя машинально домой, не снимая вицмундира, лег на диван и... помер". Умирает и Беликов из рассказа "Человек в футляре". Беликов ведет свою литературную родословную от щедринского премудрого пескаря: тот "жил - дрожал и умирал - дрожал", а этот выработал для себя жизненное кредо - "как бы чего не вышло".

Тему "маленького человека" в литературе XX в. продолжает Куприн. Однако, если Чехов с иронией говорит о своих героях, высмеивает их "пошлость", то Куприн поет гимн "маленькому человеку". В рассказе "Гранатовый браслет" чиновник Желтков неизменно вызывает у читателя сочувствие и восхищение. Этот мелкий чиновник способен на высочайшее чувство, на любую жертву ради любви. Поэтому трагизм конца произведения не означает, что оно пессимистическое.

Наоборот, Куприн подобно Пушкину, видит в "маленьком человеке" нечто лучшее, что не дано другим - большую душу. Ответ на вопрос 6.

1. Футуристы организовали выставку "Голубая роза" - Футуристы не организовывали выставку "Голубая роза". "Голубая роза" - это кратковременное русское художественное объединение. Возникло на одноименной выставке в Москве в 1907г. В этой выставке участвовали работы таких художников, как П. Кузнецов и Л. Матвеев. Они символисты. Для их работ характерна плоскостность и декоративная стилизация форм, лиризм образов, грусть, меланхолия, иногда мистико-символические искания.

2. В. Соловьев - мэтр акмеизма. В 1913 году опубликовал статью "Наследие символизма и акмеизм". - Гумилев - мэтр акмеизма. В 1911г. создается литературное объединение акмеистов "Цех поэтов", одним из организаторов которого был Гумилев. Он выступил с докладом "Наследие символизма и акмеизм", который вместе с докладом С. Городецкого "Некоторые течение в современной русской поэзии" был опубликован в журнале "Апполон". Они стали программными манифестами акмеизма.

3. Один из лучших сборников А. Блока стал сборник 1903г. "Будем, как Солнце".
- Одним из лучших сборников К. Д. Бальмонта стал сборник 1903г. "Будем, как Солнце. Книга символов". В этом и последующих сборниках мотивы антиобщественного индивидуализма и аморализма достигают крайних пределов.

4. Марина Цветаева, живя в Париже, вела активную переписку с М. Горьким. - М. Цветаева, живя в Париже, вела переписку с Б. Пастернаком. 12 апреля 1926 Пастернак писал Рильке, что Цветаева живет в Париже. Переписка Цветаевой и Пастернака длилась с 1922 года до 1935, достигнув апогея в 1926 (в этом году она жила в Париже) и затем постепенно сходя на нет. За это время они ни разу не виделись.

5. Произведение А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" впервые было опубликовано в журнале "Юность". - А. И. Солженицын принес произведение "Один день Ивана Денисовича" в рукописи в журнал "Новый мир". После восторженной оценки А. Т. Твардовского начинается борьба за публикацию повести. Она появляется в "Новом мире" (1962-?11)

6. Среди писателей-"деревенщиков" можно назвать: Ф. Абрамова, В. Войновича, Л. Петрушевскую, В. Белова. - "Деревенщики" писали о проблемах сельских жителей. Среди писателей-"деревенщиков" можно назвать Ф. А. Абрамова. Он автор романов, повестей, рассказов, главным образом, о жизни деревни. Произведения Абрамова проникнуты не только уважением к человеку-труженику, но и любовью ко всему живому (роман "Пряслины", повести "Пелагея", "Алька").
Также к писателям-"деревенщикам" можно отнести В. Белова (роман "Кануны").

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100