Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


Ответы команды "Веселый Пегас" L105 9 класс

I
1) Первое стихотворение посвящается Наталье Фёдоровне Ивановой. Она была дочери московского литератора. Она не разделяла чувства поэта. Это стихотворение самое серьёзное из всех, посвящённых ей. Как будто поэт сразу вырос, превратился из страдающего мальчика в зрелого человека, знающего себе цену.

2) Второе стихотворение Пушкин посвятил Наталье Николаевне Гончаровой с которой познакомился зимой 1828 года в Москве на балу. Пушкин называл Наталью Николаевну "мадонной" за красоту и "Карсом" - за неприступность. В конце концов "Карс" сдался - Гончаровы приняли предложение Пушкина.

II
В первой половине ХIХ века в России выходили:

"Вестник Европы"
Московский журнал, издавался в Москве в 1802-1830гг., выходил раз в две недели. Редакторы: Н.М.Карамзин(до 1804г.), В.В.Измайлов(1804г.), В.А.Жуковский(1808-1809гг.),П.А.Сумароков(1804г.), М.П.Каченовский(1805-1807гг.;1811-1813гг.;1815-1830гг.) C 1813 года всё больше приобретал [журнал] консервативное направление, критиковал романтизм и творчество Пушкина.

"Литературная газета"
Издавалась в Петербурге раз в 5 дней с 1 января 1830 года по 30 июня 1831 года. Редакционные издатели:
А.А.Дельвиг ((по ноябрь 1830), так как ему было запрещено редактировать из-за откликов за июльскую революцию);
О.М.Сомов (№ 65-72, 1830г.;№ 1-37, 1831г.).
Газета организована литераторами, объединившимися вокруг альманаха "Северные цветы", при ближайшем участии А.С. Пушкина и П.А. Вяземского. Газета продолжала, насколько возможно, традиции декабристской литературы.

"Современник"
С 1836 года- "литературный журнал, издаваемый А.С. Пушкиным (кн.1-4), в 1837- друзьями Пушкина, в 1838-1846гг.- П.А. Плетнев. Выходил в Петербурге раз в 3 месяца.

"Полярная звезда"
Русский литературный альманах. Издавался в 1823-1825 году, в Петербурге А.А Бестужевым, К.Ф. Рылеевым.

Периодические издания, не выходившие в свет в первой половине Х1Х века из предложенных:

  1. "Новый Мир" - так как издавался с 1925 года;
  2. "Нива"- так как основан и издавался с 1870 года;

III

а) 1. "Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал".
Это цитата из А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (глава 8, строфа XIII). Сравнение Онегина с грибоедовским Чацким, конечно же, идёт на пользу пушкинскому герою: может быть, равнодушный Онегин, человек, убивший своего друга, изменился? Читая 8 главу, мы убеждаемся в том, что да: он стал другим, автор и вступается за Онегина, не позволяет представителям светского общества осуждать героя. Таким образом, сопоставление Онегина с Чацким - один из показателей изменившегося авторского мнения о своём герое.

2. "Гоненье на Москву! Что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет." Это один из трёх эпиграфов к 7 главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Тройной эпиграф состоит из противоречивых частей, в них мы слышим восторженное отношение к Москве, лёгкую иронию и едкую сатиру (как раз в этом эпиграфе).

3. "Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь
Но смешивать два эти ремесла
Есть тьма охотников - я не из их числа."

Это неточная цитата из 3 действия комедии (у Грибоедова - "есть тьма искусников"). Цитирует Грибоедова Печорин, персонаж романа Лермонтова "Герой нашего времени" ("Княжна Мери") в своей дневниковой записи от десятого июня. Данная цитата говорит об ироническом отношении героя к представителям "водяного общества", для которых пьянство - привычное дело. Кстати, Лермонтов обращается к тексту комедии не один раз. Так, в дневнике Печорина в записи от 16 мая есть издевательское описание внешнего облика "кавалеров в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским" (перефразированы слова Чацкого: "Господствует ещё смешенье языков: французского с нижегородским"). Печорин цитирует и пушкинского "Евгения Онегина", и его стихотворение "Тучи". Перед дуэлью ночью Печорин читает роман Скотта. Всё это говорит о начитанности Печорина, интересе его к литературе, широте кругозора.

б) 1. Два стихотворения Пушкина послужили источником для создания этих строк - это стихотворения "Зимний вечер"(1825) и "Няне"(1826). Однако также Некрасов берёт как источник строки из "Евгения Онегина":

Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!...
Слова Татьяны из главы третьей, XIX строфа.

2. Почуяв лавры над главою,
Тотчас он тиснул свой портрет
С улыбкой гордою и злою,
..."Как Байрон, гордости поэт".
Эта строчка взята Некрасовым из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (1 глава, LVI строфа)

IV

1) Тема "Выстрела", открывающего "Повести Белкина" Пушкина, - противоборство личности с судьбой.
Можно говорить о двух дуэлях главного героя Сильвио с графом.
Главное чувство, которое движет героем времён первой дуэли, - зло ("Волнение злобы во мне было столь сильно…", "Его равнодушие взбесило меня", "Злобная мысль мелькнула в уме моём"). Единственный повод для вызова - пощёчина, и спровоцирована она Сильвио. Причиной же послужило следующее: "Первенство мое поколебалось". Сильвио движет зависть к достоинствам и успехам графа, желание утвердить превосходство над молодым счастливчиком.

И вот назначенное для дуэли утро. Сильвио стоял на месте с тремя секундантами. Граф пришёл с одним. Секунданты отмерили двадцать шагов. Пока какие-то правила дуэли соблюдаются (правда, не все: секунданты не обсуждали между собой условия дуэли, во всяком случае, об этом не говорится, не пытаются помирить противников). Нарушает ритуал дуэли Сильвио: "Мне должно было стрелять первому, но волнение злобы во мне было столь сильно, что я не понадеялся на верность руки и … уступил ему первый выстрел". Но скорее это объясняется желанием поиграть с судьбой. Сильвио мало убить противника, который не дорожит жизнью - дуэль отложена.

Все свои зрелые годы - до тридцати пяти лет - Сильвио посвящает подготовке к мести графу - чёрная, недостойная цель. Задумывая дьявольскую месть, герой не понимает, что, по сути дела, лишает счастья прежде всего самого себя.

Можно сказать, что произведение не о самой дуэли как таковой, а о жизни главного персонажа, которая так или иначе оказалась посвящена желанию отмщения.
И вот герой добивается своего: видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены. Что-то, однако, не позволило ему осуществить злобное намерение: он так и не решился убить графа. Почему? Может быть, проснулись в нём естественные человеческие чувства? Он просто устал от бессмысленной озлобленности? Скорее всего и то и другое.

Что говорит Сильвио своим выстрелом в картину? Можно предположить, что хочет ещё раз показать своё превосходство. Но предыдущего эпизода достаточно. Выстрел похож на точку: Сильвио ставит точку своей бессмысленной озлобленности, своей такой жизни. Именно поэтому Пушкин не заканчивает на этом эпизоде повесть, а дописывает ещё один абзац. В жизни героя появился новый смысл. В финале предстаёт Сильвио - герой.

2) В романе Пушкина "Евгений Онегин" на дуэли стреляются Онегин и Ленский. И хотя, как считали современники Пушкина, вызов Ленского ничем не обоснован, причин для смертельной вражды быть не должно (стреляются-то друзья!), условия поединка Онегина и Ленского очень жестокие.

Внимательное прочтение VI главы романа позволяет нам сделать выводы, что строгого, тщательного исполнения ритуала дуэли не было. Кажется, что "старый дуэлист" Зарецкий пунктуально следует установленному порядку: так, он привозит Онегину "приятный, благородный, короткий вызов" Ленского, "с точностью отменной" отмеряет тридцать два шага, разводит друзей. Но "в дуэлях классик и педант", видимо, намеренно ведёт дело с большими упущениями: роль посредников между противниками прежде всего заключалось в том, чтобы примирить их - Зарецкий не пытается обсудить с Онегиным возможности примирения в момент передачи картеля, он не делает этого и перед поединком; вторым нарушением правил дуэли можно считать то, что секундант Онегина Гильо - слуга (секунданты, как и противники, должны быть социально равными), к тому же секунданты обязаны были вместе составлять правила поединка - это тоже не было сделано. Вспомним ещё и то, что Онегин опоздал ("Ленский давно нетерпеливо ждал... Идёт Онегин с извиненьем"). Вряд ли Ленский сам бы покинул место поединка, но Зарецкий мой не допустить этой Дуэли, представив данный факт как нарушение. Почему же дока во всём, что касается дуэлей, этого не сделал? Видимо, ответ может быть один: Зарецкому было нужно, чтобы дуэль не только состоялась, но исход её должен был быть кровавым, лучше смертельным - речистому сплетнику и скандалисту это на руку.

Почему вызывает Онегина на дуэль Ленский - понятно: романтик Ленский потрясён и не мыслит иного решения проблемы: он защищает свою любовь, он собирается умереть за свои убеждения. А вот почему Онегин принял вызов и убил на поединке друга? Поведение Онегина перед дуэлью, во время дуэли очень важно для того, чтобы понять героя. Он, презирающий общественное мнение, становится его заложником. Руководит его поведением именно общество, которому он всегда пытается противопоставить. Его превосходство оказывается мнимым, Онегин становится убийцей друга. Именно убийцей он себя осознаёт, убийство Ленского не прощает Онегину ни Пушкин, ни читатели.
Именно VI глава оказывается кульминационной в композиции романа - происходит перелом в судьбах всех героев.

3) Сцена дуэли в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" важна по нескольким причинам. Во-первых, она позволяет нам лучше узнать и понять Швабрина. Он сослан в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Почему же в произведении ничего не говорится о нём? Да потому что сам Швабрин никогда не вспоминает об этом. О заколотом им поручике мы узнаём от Василисы Егоровны. Зато целая глава посвящена поединку с Гринёвым, где мы видим Швабрина в действии.

Дуэли в XVIII веке формально были запрещены по воинскому артикулу. Однако, следует отметить, что в то время дуэли не были так распространены, как во времена Пушкина, и на практике крайние меры против дуэлянтов не применялись.

Поводом дуэли в "Капитанской дочке" стал пренебрежительный отзыв Швабрина о стихах Петруши Гринёва, были оскорблены его чувства к Маше.
Швабрин распространяет "обдуманную клевету" о Василисе Егоровне и Маше.
Дуэль состоялась "со второй попытки". И только в перерыве между "попытками" Гринёв узнал, что Швабрин видит в Гринёве своего соперника, которого не мешало бы убрать.
Швабрин преступает законы чести, проявляя вероломство по отношению к своему противнику - сопернику. Если Гринёв пытается соблюсти правила дуэли и просит быть своим секундантом Ивана Игнатьича, то Швабрин всеми правилами пренебрегает. А во время дуэли наносит удар Петруши в тот момент, когда Гринёв отворачивается.
Этот поединок предопределяет дальнейшие события: не подоспей вовремя Савельич, участь Гринёва была бы решена теми несколькими словами, которые Швабрин сказал на ухо Пугачёву. Эпиграф к главе "Иль изволь, и стань же в позитуру" взят из комедии Княжнина "Чудаки". Комедиограф изображает в комическом плане дуэль на кортиках. Этот эпиграф соотносится с рассказом капитанши о дуэли Швабрина и показывает, как в романе "Евгений Онегин" сложность отношения автора к дворянскому кодексу чести.

4) Сцена дуэли есть романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Она происходит между Грушницким и Печориным.
И опять, как в романе Пушкина "Евгений Онегин", соперники - молодой романтик (таким, во всяком случае, мы воспринимаем Грушницкого сначала, правда, характеристика, данная Печориным, насквозь иронична, и мы понимаем, что Грушницкий - скорее пародия на Ленского) и трезво оценивающий жизнь старший по возрасту Печорин. Но как по-разному относимся мы к героям, принявшим участие в дуэлях! У стреляющихся есть секунданты: драгунский капитан и Иван Игнатьевич у Грушницкого, доктор Вернер у Печорина. Они вели между собой переговоры (в отличие от секундантов в "Евгении Онегине"), обговорим время, место, условия дуэли. Соперники привыкли на дуэль вовремя (" - Мы давно уж вас ожидаем, - сказал драгунский капитан с иронической улыбкой. Я вынул часы и показал ему. Он извинился, говоря, что его часы уходят."). Вернер предпринял попытку примирить противников. Итак, кажется, ритуал дуэли соблюдён. Но герою известно: его пистолет не заряжен. То, что предпринимает Грушницкий с приятелями, - это просто убийство.

Как же поведёт себя герой в этой ситуации? Для нас всё важно - и о чём думает, что делает Печорин накануне дуэли, и что чувствует он утром перед самой дуэлью, как ведёт себя во время поединка.

Печорин знает, что правила дуэли будут нарушены, и это нарушение может стоить ему жизни. Накануне не спит ночь и , хотя и отвлекается "волшебным вымыслом" Вальтера Скотта, что восхищает, но спокойно сознаёт и то, что надо бы "заснуть, чтоб завтра рука не дрожала", но спать он не может - думает о себе и о жизни, как и положено перед угрозой смерти.
Именно дуэль дала нам возможность увидеть Печорина, любующегося природой, умеющего сказать о ней красивые, поэтичные слова.

Печорин до последнего момента проявляет благородство души - старается пробудить в своём сопернике высокие человеческие качества, чтобы тот не сделал величайшей ошибки в своей жизни. И мы не осуждаем Печорина за смерть Грушницкого, как осуждали Онегина.
Лермонтов прощает своего героя - Пушкин винит Онегина в убийстве.

5) Дуэль - шутку представляет нашему вниманию А. П. Чехов в пьесе "Медведь". Это даже не пародия на дуэль, поэтому о соблюдении или нарушении каких-либо правил и говорить не приходится (чего стоит тот факт, что один из "дуэлянтов" - дама!).

Сама мысль о дуэли приходит в голову Смирнову неожиданно, вдруг. Оба героя очень импульсивны. Можно сказать, что мысль о дуэли возникла из-за пустяка: героиня оскорбляет визитера ("медведь", "монстр", "бурбон"), пришедшего за деньгами, которые ему должен ее муж. Но и он требует деньги (и немалые!) немедленно. Дуэль возникает из чисто комической ситуации, поэтому она сама комична, ненатуральна. Герои стараются перекричать друг друга-дуэль у них получается словесная. Смирнов говорит: "Подстрелю ее из принципа!". И нам не страшно, а смешно. Смех вызывает и то, что героиня не умеет пользоваться револьвером, она просит своего будущего противника на дуэли научить ее стрелять, повторяя при этом, что она "влепит пулю" в его "медный лоб". "Дуэль" играет кульминационную роль в пьесе. Именно из взаимных угроз, оскорблений (собственно самой "словесной" дуэли) возникает взаимный интерес героев друг к другу. Это происходит потому, что во время этой словесной перепалки герои эмоционально возбуждены, их чувства обострены, они открыты друг перед другом. "Медведь" оказывается романтиком, способным на смелое и решительное предложение руки и сердца, а героиня предстает не такой уж убитой горем женщиной. Собственно, дуэль в пьесе состоит из двух частей: первая часть - когда герои собираются стреляться, и вторая часть - когда Смирнов предлагает Поповой руку и сердце, а она говорит ему то "постойте", то "уходите", то опять зовет его "к ба - барьеру". Продолжительный поцелуй завершает перебранку героев, и это уже счастливый финал пьесы. Как и положено в комическом произведении, серьезные проблемы (долг, оскорбление) здесь разрешается неожиданно весело.

V
1). Поэма "Мёртвые души" представляет панораму русских характеров.
2). Стихотворение А.С. Пушкина "К морю" написано четырёхстопным ямбом.
3). Хронология событий в "Герое нашего времени" следующая:

  1. "Тамань" (Печорин едет на Кавказ согласно назначению).
  2. "Княжна Мери" (Печорин останавливается в Пятигорске и ждет нового назначения).
  3. "Фаталист" (Печорин уже назначен в гарнизон к Максим Максимычу, всё, описанное в этой повести, происходит во время его отлучки из крепости в казачью станицу).
  4. "Бела".
  5. "Максим Максимыч".
  6. "Предисловие к журналу Печорина".

4) В "Евгении Онегине" Пушкин сравнивает Татьяну с героиней баллады Жуковского "Светлана".

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100