Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2003
Приглашение
Участники
Задания
10 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2001
2002
Выход

9 класс

  1. По данному описанию определите, о ком из писателей или поэтов идет речь, ответ кратко поясните.

    а) Певец железа - он умер от железа.
    Завяли цветы пророческой души.
    И дула дым священником
    Пропел напутственное слово,
    А небо облачные почести
    Воздало мертвому певцу.
    И доныне во время бури
    Горец говорит:
    "То -глаза"
    (В. Хлебников)
    М.Ю.Лермонтов, намек на "железный стих, облитый горечью и злостью" (Как часто пестрою толпою окружен), романтические образы его поэзии: душа, облака, небо, бури, горы;


    б) Он - жрец и он веселый малый,
    Пророк и страстный человек,
    Но в смене чувства небывалой
    К одной черте направлен бег.
    Москва и лик Петра победный,
    Деревня, Моцарт и Жуан
    ...............................................
    И наше солнце и туман!
    Романтик, классик, старый, новый?
    Он - и бессмертен он!
    (М. Кузмин)
    А.С.Пушкин, указание на многоликость натуры, цитата "Пушкин - солнце нашей поэзии", указание на образ Москвы (" Москва, как много в этом звуке-", "Полтава", "Деревня", "Маленькие трагедии")

    в) "-" - одна из самых трагических фигур в истории русской литературы и мысли. С него начинается религиозно-нравственный характер русской литературы ее мессианство" (Н.А. Бердяев)
    Н.В.Гоголь, трагическая незавершенность грандиозного замысла - трилогии о воскрешенной Руси.

  2. Ремарки каких трех произведений представлены в едином тексте. Определите границы ремарок.

    Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, Софья сказывает взорами Милону, что перед ним Стародум. Постель, стол, чемодан, пустая бутылка, сапоги, платяная щетка и прочее ... все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст; вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.

    1. <...> в спальню Софьи - ремарка открывающая "Горе от ума";
    2. <...> Стародум - ремарка из "Недоросля" Д.И. Фонвизина;
    3. <...> и прочее - ремарка из "Ревизора" Н.В.Гоголя, описывающая комнату гостиницы, в которой остановился Хлестаков;
    4. <...> к карточным столам - ремарка из комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума" - реакция окружающих на монолог Чацкого.
    5. <...> в окаменении - последняя ремарка перед "немой сценой" в "Ревизоре".

  3. Прочтите отрывок из рассказа С.Черного "Первое знакомство". Автор прямо ссылается на один из текстов русской литературы первой половины 19 века. Какой именно? По каким приметам вам удалось это установить? Проанализируйте "скрытые цитаты":

    Воскрес и ничего не понимаю. Где? Во всех четырех окнах, как в рамах, пестрый нищенский жанр: мелкая речка, водовоз на бочке, заплатанный свайный мост, обшарпанные дома, осевшие и кривые, точно их кто распер изнутри, наличники, окрашенные синькой и охрой, и церкви- одна, две, четыре, шесть, семь - все разные, игрушечных стилей, яркие, - словно декорация из национального балета. Все такое знакомое по книжкам, выставкам, но почему-то никогда не приходило в голову, что оно существует, где-то живет, кем-то заведено и до сих пор, как было в "?", так и сохранилось. Уездная Помпея, так сказать. Разве только вокзал железной дороги пристроился на окраине.
    Звоню:
    - Самовар, и как насчет лошадей?
    - Сейчас.
    Услужающий засален, заспан, угрюм и пахнет чем-то очень сложным и тяжелым, - словом, традиция соблюдена до мелочей. Даже трогательно. Самовар оказался такого цвета, точно его только что выкопали из кургана, чай отдавал мокрой шерстью, а баранки ломались с сухим треском и рассыпались в пальцах. Мне стало смешно.
    - Но, эй!
    Поехали, я думал - не повезут. Качаюсь вправо, качаюсь влево, голова болтается, камни на мостовой, как черные клавиши, протарахтел мост, улица полезла в гору, тащимся и с каждым шагом из-за крутого взгорья с желтой церковью все шире и шире развертывается лиловая световая даль-
    Все дальше, дальше- Поля подошли к колесам, грачи подымают головы от земли, смотрят и равнодушно поворачиваются боком; железнодорожный мост спрятал последнюю арку, навстречу зашумела у перекрестка искалеченная ракита и, как ровный колыбельный напев, закачался у дуги тонкий, чуть надтреснутый, томный плеск. Небо стало другим. Громадное, глазом не охватишь, здесь синее, там голубое, облака развернулись и стали - края, как золотые стружки. Воздух - как полная радость, дышишь, словно здоровье пьешь-пьешь, и жажде конца нет. Землей пахнет, травами пахнет, и тишина до края земли, и колокольчик словно не к дуге привешен, а к самому сердцу.

    Использованы переклички с романом Н.В.Гоголя "Мертвые души".
    Детальное описание русской провинции. Деформация образов: заплатанный мост, осевшие кривые дома и пр.
    Желтая церковь "рифмуется" с желтой краской домов у Гоголя "пирожок, нарочно сберегаемый для проезжающих в течение нескольких недель".
    Нетрадиционность сравнений: чай отдавал шерстью, самовар - из кургана - ср. у Гоголя Образ слуги в гостинице напоминает в своих реалиях лакея Петрушку, кучера Селифана из "Мертвых душ", а так же Осипа из "Ревизора".
    "Поехали, я думал не повезут" - намек на спор о колесе, открывающий "Мертвые души", вводящий центральный мотив дороги. Последний абзац - аналог знаменитых лирических отступлений в роман: образ дороги, Руси и тройки.

  4. Данное письмо представляет собой смесь нескольких текстов. Определите автора письма, адресата. Установите название произведения и автора.

    Государь Андрей Петрович, отец наш милостивый!

    Милостивое послание Ваше я получил, в котором изволите гневаться на меня, раба Вашего, что -де стыдно мне не исполнять господских Ваших приказаний - теперь Петр Андреевич здоров и про него кроме хорошего нечего и писать; - А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. Все устроено как можно лучше: тело привезено обезображенное, пуля из груди вынута. Все уверены, что причиною его смерти несчастный случай- Доказательств против Вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете- Что жизнь наша? - Долина, где поселились горести. Что свет? - Толпа людей, которая не чувствует. -

    Две горлицы покажут
    Тебе мой хладный прах.
    Воркуя томно, скажут,
    Что умерла в слезах.

    ... да спотыкается - письмо Савельича, "Капитанская дочка", А.С. Пушкин;
    если можете - записка Вернера, адресованная Печорину, "Герой нашего времени", М.Ю. Лермонтов;
    ... в слезах - письмо прекрасной незнакомки Чичикову, "Мертвые души", Н.В. Гоголь.

  5. Исправьте допущенные в утверждениях ошибки. Ответы кратко поясните.

    а) В своей драме "Горе от ума" Грибоедов соблюдает правила трех единств - места, времени и действия.

    "Горе от ума" - это комедия по жанру (использутся комедийные приемы гротеска, комедия положений, Грибоедов ориентируется на классицистическое понимание комедии (любовный треугольник), драматизируюя ее (конфликт Чацкого)). Соблюдаются формально единство времени (1 сутки) и место действия (дом Фамусова), но фактически, художественное время ретроспективно ("век минувший") и художественное пространство расширяется (Москва, Тверь, Саратов...). Единство действия нарушается: любовная коллизия сопровождается конфликтом Чацкого с Москвой.

    б) Пушкин в поэме "Евгений Онегин" опирается на открытия классицизма и замечает: "Я классицизму отдал честь".

    "Евгений Онегин" - роман в стихах. Пушкин отказывается от традиций классицизма: нарушает закон триединства, помещает вступление в 8 главу, реализует два сюжета - "сюжет автора" и "сюжет героев". Основой текста становится "болтовня", лирические отступления.

    в) В "Герое нашего времени" отчетливо прочитываются цитаты из "Евгения Онегина": Но смешивать два эти ремесла
    Есть тьма охотников - я не из их числа.


    Данная неточная цитата из "Горя от ума": "А смешивать два эти ремесла / Есть тьма искусников, я не из их числа". Хотя в тексте есть цитата из "Евгения Онегина" в посвещении: "Все, что я говорю о них, есть только следствие

    Ума холодных наблюдений
    И сердца горестных замет".

    г) Для романа Гоголя "Мертвые души" характерно хронологическое линейное повествование.

    Гоголь определил свой роман по жанру как поэму (установка на лироэпическое выражение). Линейное повествование не соблюдается. Нарушение планов Чичикова (поворот к Коробочке, например) - важный композиционный прием, подчеркивающий абсурдность реальности. Экспозиция (детство Чичикова) перенесена в последнюю главу, является своего рода ключом для анализа героя.



Со всеми вопросами обращайтесь:

  • e-mail: kira@edu.yar.ru
  • тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Гусева Кира Евгеньевна.

ї Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100