Предисловие или С чего начинался Гуманитарный колледж
- Гуманитарному колледжу ("Русский центр") - 6 лет.
- "С одной стороны, 6 лет - это возраст, когда ребенок еще ходит в детский сад; с другой стороны, за 5 лет уже можно получить высшее образование",- так сказал на торжественном вечере, посвященном юбилею колледжа, заместитель мэра города по социальной политике и культуре Валерий Васильевич Величко.
- Юбилей - это повод для того, чтобы задуматься об истоках, подвести некоторые итоги, проанализировать результаты работы.
- Все началось с идей. Хотя многие начинают с создания материальной базы. Это правда, что тяжело без собственной крыши над головой, без технических средств обучения организовать качественный учебный процесс. Однако получилось так, что самый первый набор колледж (его название звучало тогда как "Высший частный гуманитарный колледж "Русский центр") сделал именно потому, что его идеи привлекли 50 человек, несмотря на то, что помещение арендовали в школе, занятия проводили во вторую смену, а гарантии того, что ребята, пришедшие в 10 класс, получат аттестат государственного образца, не было никакой (если не считать обещаний организаторов колледжа - к.ф.н. Столбуновой С.В., к.ф.н. доцента Пайкова Н.Н. и учителя Парамонова Г.В.).
- Что же это были за идеи? Во-первых, идея более широкого гуманитарного образования, чем это принято в общеобразовательной школе. Действительно, в учебном плане третьей ступени среднего (полного) общего образования были такие предметы, как мифология, фольклор, философия физики, вместо обычной истории - типология исторического процесса, история мировых цивилизаций, современный исторический процесс; введение в историю духовных культур, ценностное самоопределение личности (кроме общепринятых математики, физики, химии, биологии и других обычных предметов). Культура речи и нормы культуры вообще, этикет как таковой и этика, психология личности и психология общества,- все эти предметы были призваны "навести порядок в собственной душе", как выражался тогда разработчик учебных планов Пайков Н.Н, заставить задуматься о смысле жизни, начать поиск смыслов в любой деятельности. Два года, которые прошли для ребят в колледже с большой пользой и с большими трудностями - новый, неизведанный путь всегда сложен, труден, - увенчались успехом: они прошли государственную аттестацию и получили-таки аттестат государственного образца в собственных стенах. На пятилетний юбилей бывшие выпускники пришли возмужавшие, знающие, чего они хотят в этой жизни: студенты-филологи , юристы, экономисты, историки, психологи…
- Следовательно, если понимать "гуманитарное образование" как средство для обретения молодым человеком того импульса, который поведет его по дороге познания, самопознания, дальнейшего образования для воспитания и формирования свободной, творческой личности,- эта идея воплощается в колледже. Однако не поздно ли начинать этот процесс тогда, когда дитяте уже 15-16 лет?
- Конечно, начинать надо как можно раньше, года этак в 3-4. И это была вторая идея : идея непрерывного образования, которая заключалась в том, чтобы создать нечто вроде комплекса: детский сад - школа - вуз. В идеале это мыслилось так: развитие ребенка должно происходить в одном русле, в благоприятных условиях диалога, сотворчества, когда переход детей от одной возрастной ступени к другой совершался бы без шока, обычного при переходе из детского сада - в 1 класс; из начальной школы - в среднюю и так далее. Как говорится, "забудьте все, чему вас учили, и начнем все сначала".
- Вот почему уже второй учебный год колледж начал с 1 классом и Школой раннего развития - на дошкольное отделение было набрано около 30 детей. Для обучения в начальной школе было выбрано все лучшее, чего достигла педагогическая мысль : развивающее обучение. Дети в 1 класс не отбирались, а обучались все и всякие. И здесь начала воплощаться третья идея - идея индивидуализации обучения, учета способностей и возможностей детей. В группе из 10-12 человек воплотить эту идею гораздо проще, чем в классе из 30-40 человек, когда учитель видит только первый ряд. Набор в колледж показал: родители приводят , в основном, "нестандартных" детей,- с трудностями в педагогическом, психологическом плане - либо опережающих свой возраст по развитию, либо, наоборот, отстающих по тем или иным причинам. Задача учителя -узнать с помощью психолога, родителей, в чем состоит особенность каждого ребенка, и выработать для каждого свой путь обучения, воспитания, не забывая при этом о формировании детского коллектива. В условиях камерной частной школы это оказалось благодарной задачей: старшие заботятся о младших, как в семье, младшие буквально "виснут" на старших; а личность преподавателя для тех и других - это действительно личность, а не просто "передатчик знаний".
- Однако на страже соблюдения государственного образовательного стандарта, в котором нет ни слова ни об особенностях личности, ни о душе стоят государственные органы образованием. Согласно стандарту (на то он и стандарт) к определенному возрасту каждый ребенок должен достичь (усвоить) определенный набор знаний, достаточно широкий, по каждой предметной области. Спору нет, на выходе из школы это действительно необходимо , недаром же в любом цивилизованном государстве есть специальные службы, в которых без проблем можно получить документ об образовании, если выполнишь набор государственных тестов, разработанных и апробированных специалистами, где бы ты ни получил образование: в частной школе, в государственной или просто дома, путем самообразования. У нас же государство регламентирует не только перечень ЗУНов (знаний, умений и навыков), но и номенклатуру предметов в учебных планах, количество часов, отводимое на изучение того или иного предмета. Свобода остается только в размере часов, отводимых на предметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия. Вот почему колледж, в котором уже дважды проходила государственная аттестация , кардинально переработал свои учебные планы в соответствии с требованиями органов управления образованием. В результате в учебном плане нет таких экзотических для школы предметов, какие были в первый год обучения первого набора десятиклассников. Но и в пределах существующего учебного плана есть место для воплощения идеи гуманитарного образования. Обучение языкам ведется "от корней": к курсу русского языка дается исторический комментарий, к курсу иностранных языков - латынь, речь развивается на уроках риторики, излагать свои мысли на уроках физики, химии, биологии , писать конспекты, лекции, рефераты учит словесник на уроках по научному стилю речи. Преодолены проблемы, традиционно возникавшие в колледже с преподаванием точных дисциплин. Более того, по предложенному индивидуальному образовательному маршруту, согласованному с родителями, ученик может получить углубленные знания по физике, химии, математике. Иностранный язык дети изучают в Школе раннего развития и в начальной школе; пропедевтические знания по истории отечества они получают во 2-3 классах. Особенно большое внимание уделяется выработке образного мышления, эстетического вкуса учащихся. Дети с удовольствием играют в театре, рисуют, создают газету, вяжут и плетут, поют и танцуют.
- Психологи колледжа отслеживают результаты развития детей ежегодно. Однако темпы развития иногда не удовлетворяют родителей. Возникают сомнения: я плачу деньги, у моего ребенка должны быть немедленно результаты, а я их не вижу; значит, в этой школе плохо учат. Руководствуясь такой логикой, родители забирают ребенка из колледжа. Они не хотят дожидаться результата несколько лет, а тем более платить деньги, как им кажется, зря. Однако сами дети, уже уйдя из колледжа, испытывают ностальгию и теплые чувства к преподавателям, которые не "вбивали" силой знания им в голову, а создавали такие условия, в которых можно было выбирать. Не нужно забывать, что в колледж приходят дети на любой ступени, в любой класс, и для того, чтобы возродить потерянную мотивацию к обучению, познанию, вернуть положительные эмоции, утраченные, казалось бы, напрочь, должно пройти время, и немалое.
- Еще одной причиной, по которой родители переводят ребенка в государственную школу, является тяжелая экономическая ситуация .Ведь наши родители, в основном, - это предприниматели малого и среднего бизнеса, а им сейчас приходится нелегко.
- Переток учащихся из государственной системы образования в негосударственную и обратно - это процесс нормальный и объяснимый, и к нему надо относиться спокойно. Ведь система образования у нас единая, а родители ищут место, где их ребенку будет лучше. Это прекрасно, что у родителей и детей есть выбор, гарантированный Законом Российской Федерации "Об образовании". Другое дело, что отношение к частной школе, негосударственному образованию до сих пор в обществе далеко не однозначное, и скорее негативное, чем позитивное. Чего только не рассказывают о частных школах, каких только басен! А ведь в частной школе работают те самые преподаватели, учителя, которые в государственной были уважаемы, носимы на руках и всячески поощряемы. Что же изменилось в них с переходом в частную школу?
- Прежде чем ответить на этот вопрос, попытаемся выяснить, почему преподаватели приходят работать в частную школу и очень часто остаются в ней. Казалось бы, ответ прост: ведь частная школа - платная школа, и преподаватели могут зарабатывать здесь "большие" деньги. Однако это миф, который развеет любая ведомость на зарплату, которую вы увидите. Администрация колледжа прекрасно понимает экономические проблемы учительских семей, однако платить "большие" деньги учителям просто не имеет возможности. Ведь частная школа почти полностью находится на самофинансировании (если не принимать в расчет финансирование из муниципального бюджета, которое составляет всего 3 % от общих расходов колледжа). А что это значит? Плата за помещение, коммунальные услуги и телефон; оплата капитального ремонта выделенных помещений (в этом году наконец-то из комнаты школьника колледж переселился в более просторные помещения на ул.Б.Октябрьская, 61,63), мебель и оборудование, технические средства обучения…. И так далее и так далее. Одним словом, образование - это вовсе не бизнес, а "черная дыра", в которую сколько ни вкладывай, все мало будет. Спонсоры, скажете вы, помогают? Однако это тоже широко распространенный миф. Спонсоров гораздо больше у государственных школ, потому что именно к ним государство привлекает внимание и любовь крупных предприятий, имеющих свободные средства.
- Так что же привлекает учителей в колледже? Прежде всего возможность работать творчески, свободно, приятная атмосфера культуры учительского труда, ну и, конечно, возможность собственного ребенка обучать в колледже бесплатно или на льготных основаниях. Некоторые преподаватели сначала отдали в колледж своих детей учиться, а потом сами пришли работать. В составе творческих объединений учителя могут опробовать свои самые смелые идеи, принять участие наряду с учеными вузов, ИПК, ЦРО (Центра развития образования) в традиционных научно-практических конференциях (их в колледже уже было проведено четыре, в апреле планируется пятая, "Традиции и новации в образовании"). Увлекательная профессиональная жизнь - это немало для учителя, который сейчас находится в трудной ситуации, как и вся страна. Поэтому название "Центр" , которое дали основатели колледжу первоначально, оправдывает себя, это центр творческой педагогической мысли. А определение "Русский" предполагало ориентацию на русский язык, культуру, литературу, традицию, дух.
- Кроме полного среднего образования, колледж постоянно предлагает и программы профессионального образования. Пять лет назад это были "экзотические" специальности, такие, как гид-переводчик, искусствовед, режиссер самодеятельного театра. Надо сказать, что хороший гид-переводчик до сих пор пользуется спросом в городе - центре туристического бизнеса, но и те выпускники, кто просто получил хорошую подготовку по иностранным языкам, нашли себе применение в жизни, став учителями, секретарями, а некоторые нашли работу за границей. Сейчас такую специальность можно получить в педагогическом университете, а колледж - опять в поиске. С нынешнего учебного года мы предлагаем такие специальности, как секретарь-референт (начальное профессиональное), дизайнер (на базе 9 и 11 классов). При желании можем развернуть подготовку экономистов, менеджеров в туристическом бизнесе и других специалистов со средним профессиональным образованием; гувернеров. Какую бы специальность ни предлагал колледж, это всегда "штучная" работа, индивидуальное обучение.
- За пять лет колледж несколько раз проходил процедуру лицензирования, аттестации, которую осуществляют органы управления образованием (Департамент образования и Управление образования). Каждый раз подвергается экспертизе документация; проверяется соблюдение госстандарта, посещаются уроки, даются оценки. Функции контролирующего органа выполняются по отношению к колледжу практически каждый год. В этом году при содействии Управления образования колледж получил в аренду помещения бывших детских садов.
- В отношении частной школы хочется, чтобы общество поняло следующее: частная школа будет жить до тех пор, пока в нее родители будут приводить детей.
© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999