"Петербург Достоевского" (Иллюстрации к роману "Преступление и наказание")

Работа ученицы 11 класса средней школы N19 Жукановой Наталии

В моем представлении Петербург величественен и загадачен. Это город-сказка, город-мечта, город Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Эллен Курагиной и Анны Карениной. Я представлю его снежным, заснеженным, слышу хруст снега под ногами прохожих, любуюсь Адмиралтейской иглой, поздним рассветом и слышу ахматовские строки:

И все перламутром и яшмой горит,
Но света источник таинственно скрыт.

Хочется взять кисть ирисовать,чтобы передать с помощью красочной палитры удивительное состояние души. На полотна просятся какие-то светлые, серебристые, приглушенно-радостные, мягкие и чистые краски. Загадочный полумрак, легкий туман, вечерний закат. Хочется рисовать и рисовать, не думая ни о чем, погружаясь в стремительную ауру сказочного города.

Облака
Петербург

Размер - 34K

"В духоте узких улочек, в тесноте перенаселенных квартир развертывается потрясающая драма жизни униженных и оскорбленных" Но вот прочитана последняя страница романа Достоевского "Преступление и наказание". Петербург, мой Петербург, тебя уже нет... Становится невыносимо тяжело, когда представляюсовершенно другую, чуждую мне картину больного города. Грязное, запачканое небо кажется покрыто слоем пыли, серая, без единой травинки земля, такие же унылые дома. Сердце сжимается, я не хочу, чтобы из-под моей кисти рождалась такая мрачная картина, но не могу ничего с собой поделать! "Умбристые мысли, коричневато-серые тени, фиолетлвые дома. Все охвачено властью и "цветом" тьмы. Чуство одиночества, безысходности, непонимания и неприятия подчеркивает холодная гамма моей палитры и темный тон всей работы.

"Понимаете ли вы, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уж некуда идти."
А обыватели города ?... Все они на одно лицо, такие же обыденные и неинтересные, как улочки города. Вокруг много людей, но какие они одинаковые, холодные, равнодушные! Именно поэтому в моем изображении горожан отсутствуют теплые тона. Чернильный цвет этой работы символизирует внутреннюю опустошенность героев, их безликость. Это люди-тени. Страшно и больно...

Иллюстрация

Размер - 41K

Иллюстрация

Размер - 37K

"... черепашья скорлупа каморки...крошечная клетушка, шагов шесть длиной; с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низкими, давящими потолками." Мысленно вхожу в их жилища. Сочетание любого цвета с желто-оранжевым создает еще более напряженную атмосферу. Желтый на потолке - это символ тепла и солнца, а слиянте золотистого с другими оттенками радуги может создать мнимую картину поздней осени либо загадочную зарисовку солнечного денька. А здесь...? Желтые обои и мебель желтого дерева, навязчивый желтый цвет коморки Раскольникова, похожей на шкаф или сундук, желтое испитое лицо Мармеладова, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали и раздражающий, нездоровый желтый цвет отражает безысходность существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.

"На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятно потрясло и без того растроенные нервы юноши". Давит и угнетает атмосфера Петербурга, кажется будто бы действие происходит не в центре России, А где-то далеко в пустыни с горячими песками и жадно палящим солнцем. Грязь, пыль, жара - все сливается в моем воображении воедино, образуя специфическую гамму серо-желтых оттенков.т Сочетания красок нерпиятны для глаза и создают грустное и тоскливое настроение. Гряэно-желтые переулки сменяют друг друга, серые жилые дома чередуются с полузаброшенными лачужками. Ужас и безвыходность положения, отчаяние доведенное до безумия, - все переплетается здесь, все сливается, все гибнет... Герои Достоевского попадают в такие жизненные тупики, из которых есть только один выход - смерть.

Жара

Размер - 35K

Иллюстрация

Размер - 45K

"Необъяснимым холодом веяло на него всегда от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для неого эта пышная картина" Ночь распрастерла черные крылья, кажется рассвета не будет никогда. Темные грозовые тучи нависают над городом. Пишу тольео черно-фиолетовыми, чернильными красками, силуэт Петербурга тает, его поглащает тьма. Лишь ахраматические цвета остались от прежнего величия. Мой Петербург Достоевского - это символ прошлого мира, где обездоленному, слабому нет спасения.

Сумерки

© Ярославский центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 1998 - 2003 Rambler's Top100