Платок в современном костюме.
Традиции, связанные с ним.

Завьялова Валентина Николаевна Учитель трудового обучения Некрасовская средняя школа

Праздничная обрядовая функция, утратившая магическое значение, но сохранившая благожелательный и эстетический смысл, породила возрождение ручного кружева. Кружева, вязанные вручную, редко повторяются. Кружевницы в кружевах выражают особый смысл и свое понимание цели и назначения кружева и всего изделия в целом. В кружевах отражается и чувства, и переживания, и время и фантазия создателя, а также природа и животный мир местности. Ручное кружево невозможно повторить.

Именно этим можно обьяснить роль и значение кружева в интерьере, в одежде и сохранение этих традиций до наших дней, а теперь и новое возрождение.

Платок - принадлежность любого наряда, как предмет одежды, платок может использоваться не только как головной убор, но и в качестве швейного украшения - в виде шарфа, косынки. Носовой (ручной) платок также выступает как необходимая часть туалета.

Издавна девушки и дамы пропитывали носовой платок изысканными ароматами. Часто искусно украшенный край платка выступает из женского костюма. Наконец, носовой платок выполняет гигиенические и эстетические функции.

Интересно, что 16-17 вв. носовой платок имел круглую или овальную форму. Но взбунтовались ткачи: уж слишком большие были отходы ткани при изготовлении круглых платков. Нарядный носовой платок изготовлялся из тонких тканей и украшался кружевом или вышивкой.

Такой носовой платок, не претерпев больших изменений, дошел до наших дней. Способы украшения нарядного платка расширялись. Носовые платки украшаются вышивкой, бахромой, тесьмой, апликацией, техникой выжигания по ткани, обвязывают кружевом крючком.

Платок до недавнего времени был одним из самых распространенных головных уборов. Все изменения в возрастном и социальном статусе женщины отражались в модификации головного убора. Существовал , например, обряд первой стрижки, тогда дитя получало подарок: мальчики штаны или шапку, а девочки - юбку или платок. В детстве девочка могла его не носить, но с наступлением девичества, когда ее можно было сватать, она должна была носить специальный головной убор (венок, лента, сложенный платок), из-под которого выглядывала коса. Девушка не просто носила его, но и использовала в различных гаданиях о суженом, в женских обрядах, переступить порог храма могла, лишь покрыв голову платком.

В своих разработках я предлагаю детям свой вариант кружева, которое можно закончить на любом ряду и изделие можно считать законченным.

- Если выполнить только один ряд, платок можно считать обвязным. Изделие имеет законченный вариант, платок будничный, повседневный.

- Если закончить два ряда, платок можно считать обвязным, изделие имеет законченный вариант, платок имеет нарядный вид.

- Если выполнить весь узор, изделие приобретает очень оригинальный вид.
План работы по изготовлению ручного носового платка.

Выполнив один из трех вариантов, работы учащиеся отрабатывают также навыки и приемы вязания кручком и имеют индивидуальное изделие в одном экземпляре.



© ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании", 2002