Описание последовательности и технологии изготовления декоративного панно "Космеи".



Прежде чем приступить к изготовлению таких панно, надо выбрать рисунок и подготовить необходимый материал. Главный материал - это солома. Для картин - панно необходима самая нежная эластичная соломка - овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.

Соломка состоит из узлов и междоузлий (рис. 1). Для работы необходимо вырезать междоузлия и очистить солому от листьев. (рис. 2), а затем изготовить соломенные ленты холодным или горячим способом. Холодный способ лучше сохраняет яркость и блеск, удобен для коллективных работ.

Подготовительные соломки вспариваем или разрываем вдоль острием ножниц, тонким шилом или толстой иглой (рис. 4). Затем раздвигаем края в обе стороны и проглаживаем с лица (рис. 5). Разглаженные соломинки, которые стали лентами, можно сложить в коробки или закрепить с помощью резинок на специально приспособленные плотные картонные основы (рис. 6).

Горячий способ заключается в том, что соломку необходимо положить в посуду, залить горячей водой и кипятить минут 20. Проваренную соломку так же разрезаем, как при холодном способе, вдоль, но разглаживаем горячим утюгом с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушить, проглаживая с лица.и

Для выполнения картин-панно необходима соломка разных тонов несмотря на богатство природных тонов требуется чисто белая соломка, ярко-желтая, коричневая и т.д. Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка.

Чтобы получить соломки ярко-желтого, лимонного тонов, то во время кипячения надо добавить на 1 л. воды, примерно 1 ч. л. питьевой соды.

Коричневые тона разного насыщения можно получить проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку. Соломка готова.

Теперь надо приготовить основу, чтобы создать картину-панно. Для основы лучше всего взять плотный картон, обтянуть его тканью, бархатной бумагой или искусственной замшей. Эту сторону и следует использовать как фон картины. Особенно эффектно соломка смотрится на черном фоне.

Техника выполнения картин из соломки несложна. Сначала нужно перевести весь рисунок на кальку, а затем на бумагу (кальку) детали выбранного рисунка (рис. 7). Каждую деталь необходимо перевести на тонкую бумагу отдельно, особенно, если направление соломинок у них различное. Если много одинаковых деталей в картинке ( например "Лилии") , не забудьте пронумеровать каждую деталь. Нумерация деталей очень хорошо помогает при компоновке деталей.

Прежде чем наклеивать соломку на бумагу, надо определить в каком направлении располагать соломку на различных частях элементов картин.

Детали все пересняты. Каждая деталь должна иметь свою окраску. В зависимости от окраски детали подбирается соответствующий тон соломки (цветы три белых, три ярко-желтых, чашечка цветков - коричневые , листья - подтонированы и ваза тоже).

Подобранную по тону соломку наклеиваем на детали рисунка с помощью клея ПВА. Соломенная лента , подобранная по цвету , смазывается клеем и наклеивается на рисунок ; при этом важно точно подгонять края соломок друг к другу, соблюдая направление на всех элементах картины. Правильно выбранное направление придает большую выразительность всей картине.

Наклеенные соломины надо плотно прижать и если выступит клей - убрать его чистой тряпочкой. Иначе работа будет иметь очень неаккуратный , неряшливый вид, а соломка , испачканная клеем, потеряет блеск.

Заклеенные соломкой детали необходимо подсушить под прессом, а затем уже вырезать и положить под стекло, до сборки.

Если все детали переведены правильно и вырезаны точно по линиям, то сложить из таких линий полный рисунок будет легко. Мелкие детали какого-либо элемента рисунка прежде чем наклеивать на фон надо наклеить еще раз на белую бумагу (кальку) - как бы собрать воедино (картина-панно "Лилии").

В начале надо все детали разложить на фоне, тщательно проверить правильность их расположения, а потом уж начинать приклеивать их.

Рисунок переведен на материал (через копировальную цветную бумагу), что облегчит компоновку картин-панно.

Когда все детали будут приклеены, надо на картину положить груз или стопку журналов и так держать до высыхания клея. Готовую картину желательно заключить под стекло в рамку ("Ирисы") или сделать окантовку. Под стеклом тон соломки значительно выигрывает и дольше сохраняет яркость и блеск соломки. (Для тонирования мелких деталей можно использовать прибор для выжигания "Узор").

Аналогично выполняется любая картина-панно с применением следующих материалов и инструментов:

- для работы применяется стебли разных злаковых культур - ржи, ячменя, пшеницы, овса, риса и стебли травянистых луговых злаков;

- основа - картон, цветная бархатная бумага, хлопчатая или льняная ткань, мешковина;

- клей - ПВА, БФ-2, супер-цемент, бумага, калька, кисти;

- ножницы (большие и маленькие маникюрные), острый нож, пинцет, утюг, гладилка из твердых пород дерева (для разглаживания соломенных лент) или вальцовочный станочек.

Аппликационные работы из соломки можно выполнять и другим способом: наклеить соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы. Можно царевну-златовласку соломкой выложить, а можно - сверкающую жар-птицу. Можно собрать прекрасный букет - цветы России. Недаром соломка золотом, медью и бронзой горит на солнце!



© ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании", 2002