Берег Шексны Интересная особенность этого археологического памятника заключается в том, что его легко увидеть на правом берегу Шексны. Там так размыт берег, что отчетливо виден культурный слой (примерно 1.5 м.), а под ним толща песка и глины.

В основное меню Назад
>





























Рыбная слобода на гравюре XV векаПо понятиям того времени слобода - это нечто среднее между городом и деревней. В период борьбы Новгорода с Суздальско-Владимирским княжеством эта слобода, лежавшая на границе Новгородских земель, после 1478 года была присоединена при Иване III к Москве. Сделавшись собственностью московских князей, Рыбная слобода приобрела в ряду других особое место. Кроме рыболовства жители слободы занимались кузнечными работами, выделкой кож, крашением и набивкой холста. В XVI веке Рыбная слобода являлась дворцовой, жители ее платили оброк красной рыбой. Слобожанам принадлежали рыбные ловли на Волге, Шексне и Мологе.

В основное меню Назад
























В Cанкт-Петербурге в публичной библиотеке в отделе рукописей хранятся документы Рыбнослободской земской избы. Эти документы, а так же писцовая книга Рыбной слободы 70-х годов 17 века позволяет нам представитьСпасо-Преображенская церковь. Гравюра 17 века себе облик слободы, занятия жителей, их уклад жизни. В центре на главной площади находится храм - Спасо-Преображенская церковь, построенная в середине 17 века. Пятиглавая церковь, сооруженная в традициях ярославского зодчества, на высоком подклете, с галереями, колокольней и крыльцом. К церкви примыкало кладбище.

В центре слободы находился съезжий двор, земская изба, таможня, кружечный двор, харчевни. И как всюду на Руси - торговая площадь с лавками, скамьями, шалашами, лавочными местами и полками. К центру слободы примыкали ряды слободских дворов. Жили в них в основном рыбные ловцы и ремесленники. Близ слободы располагались принадлежавшие ей луга, покосы.
Икона Кикской Богоматери

Но не только рыбная ловля, торговля, ремесла и огородничество были занятиями слобожан. В городе были и свои живописцы-богомазы. Работа одного из них сохранилась. Это икона Кикской Богоматери. Подпись на иконе свидетельствует, что писал ее житель Рыбной слободы Леонтий Тюменев.

В основное меню Назад
























Нечаевские мануфактуры Нечаевские мануфактуры состояли из нескольких корпусов /светлиц/ с различными подсобными помещениями: поварней, амбарами, складами дров и "всяких лесных припасов". К фабрикам примыкали слободки для работных людей. Всего на фабрике был 71 стан с принадлежащими инструментами. На полотняной фабрике работало 277 человек, из них 21O мужчин и 67 женщин. Общий объем капитала составлял около 10000 рублей. На фабриках работали крепостные, которых Нечаев покупал у разных владельцев.

Нужно сказать, что отношения Нечаева со слободой складывались трудно. Купцы были недовольны тем, что он построил фабрики "самовольством своим насильно", захватил немало слободской земли. Тяжба между слободскими властями и Нечаевым тянулась несколько лет и закончилась не в его пользу. После смерти Петра Нечаева его фабрики прекратили свое существование.

В основное меню Назад
























Очевидно, наказ в комиссию от Рыбной слободы был составлен при живом и непосредственном участии А.И.Попова. На заседании Комиссии депутат Попов выступил с большой программной речью, В ней содержалось подробное изложение деятельности Петра I по развитию торговли. Именно Петр предоставил купечеству большое права и льготы, поощряя коммерцию. После его смерти многие начинания заглохли. Алексей Попов предлагал вернуться к петровской политике, предоставить купечеству широкие права и льготы, сделать торговлю сословной привилегией купцов, ограничить участие в торговле дворян и крестьян. И хотя в наказе речь шла в основном о Рыбной слободе, в нем отчетливо прослеживалась масштабные подходы общегосударственного значения. Под наказом рыбнослободского депутата подписались большинство депутатов от российских городов. Политическая платформа Алексея Попова не была случайной. Размах его предпринимательской деятельности действительно носил общегосударственный характер. Бывали годы, когда он становился монополистом на всю транспортировку грузов на Петербург. Не случайно в семейном клане Поповых вырос другой крупный промышленный деятель, Журавлев, родоначальник другого клана, известного уже в XIX веке. Одного из представителей этой семьи А.М.Горький относил к числу немногих больших людей России.

В основное меню Назад
























Из наказа купеческого общества Рыбной слободы своему депутату выбранному от купечества в комиссию по составлению нового уложения.

"Здешнее купечество все свое удовольствие и на платеж государственных податей имеет от одной продолжающейся при портах и внутри государства коммерции ... Здешняя рыбнослободская пристань единственно для распространения по водной коммуникации коммерции необходимо нужна заготовлением к отпуску в Санкт-Петербург с разными казенными и партикулярными припасами барок. Здешнее жительство поселено в самой, малой окружности и двор с двором крайне стеснены потому, что здешняя слобода ограничена вокруг владельческими деревнями кои постройкою стоят почти в ряд с здешней слободою и многия постройки на общих мерах. ..."

Наказ в Уложенную Комиссию, с которым выступал Алексей Попов, кроме общеполитической программы российского купечества, интересен также и тем, что содержит важные сведения о Рыбной слободе середины XVIII века.

Судя по наказу в середине XVIII века слобода была застроена очень плотно. Один из древнейших сохранившихся планов Рыбной слободы относится к 1776 году и дает представления о ее границах, планировке и основных строениях. Кроме известной нам уже Казанской церкви и Спасо-Преображенского собора, на окраине города близ Углической дороги находилась Георгиевская церковь с кладбищем. В 70-х годах XVIII века там была построена еще летняя Вознесенская церковь. В 1720 году рядом со Спасо-Преображенским собором был воздвигнут небольшой Никольский собор. В конце века ведется строительство гостиных дворов.

В основное меню Назад
























Дом Алексея Попова Один из первых каменных домов в Рыбинске - дом Алексея Попова, построенный в стиле раннего классицизма, отличался новизной и добротностью конструктивного решения, имея железные переводы. Металлические ставни и толстые каменные стены надежно предохраняли его от частых пожаров.










Интерьер дома Попова Не менее интересны и помещения дома. По широкой каменной лестнице с изящными металлическими столбиками можно подняться на второй этаж. Убранство дома соответствовало богатству и влиянию владельца. Лепные украшения покрывают потолки, карнизы и стены. Сохранились остатки тонких, даже изысканных лепных орнаментов на стенах. Владелец часто бывал в Петербурге и, видимо, в домах знатный вельмож. И свой рыбинский дом он устроил с роскошью и вкусом. Да и мастеров сумел найти не без таланта.


Кроме главного дома в усадьбу входило несколько надворных построек, также каменных: амбары, конюшни, погреба, склады.

В основное меню Назад
























Тяжелое положение крестьян, гнет, бесправие и забитость постепенно накапливали народный гнев. Наконец, чаша терпения переполнилась. Началась крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева. Войско Пугачева до Рыбной слободы не дошло, но опасность такая купечеством осознавалась. Рыбная слобода была переведена на осадное положение. Купцы не имели права отлучаться из домов, установлены были дозоры и караулы. Крестьянская война кончилась поражением восставших, но правительство Екатерины II напуганное взрывом народной ненависти, сделало все возможное, чтобы не допустить нового бунта. К числу таких мер относится и укрепление власти помещиков и купцов на местах, усиление репрессивного аппарата власти. В связи с этими мерами более 200 поселений по стране получили статус города, в том числе и Рыбная слобода. Екатерина II собственноручно подписала этот указ 3 августа 1777 года. Ярославский губернатор Мельгунов докладывал императрице о целесообразности преобразования слободы в город, поскольку населения было уже более 600 человек, а также обращалось и "великое множество постороннего торгового народа по причине великой судовой пристани, годовой ярморки и еженедельных торжков". 1777 г. августа 3 - из указа Екатерины II Сенату об учреждении Ярославского наместничества и преобразовании Рыбной слободы в город.

"И Всемилостивейше повелеваем: ярославскому генерал-губернатору Мельгунову ... исполнить в декабре месяце сего года, равномерно и в Ярославской губернии, составя сие новое наместничество из двенадцати уездов, а именно: Ярославского, Ростовского,... Углицкаго, Рыбинскаго... Вследствие чего следующие селения переименовать городами Рыбную слободу - город Рыбной,..."

В основное меню Назад
























Описания конца XVIII века дают общие представления о городе:

каменные присутственные места были выстроены в 1783 году. Обывательских домов насчитывалось 415, а каменных в 1786 году было только 3. Промышленность представлена была небольшими заводами и фабриками. Полотняная Фабрика была одна а заводов - солодовенных 5, кожевенных 4,< крупяных 7, прядильных 3. Магазинов каменных 4, деревянных 1, богадельня одна и торговых лавок — . Да хлебных амбаров 46. Приходских церквей 3, каменные, с изрядным как внутренним так и внешним украшением и церковной утварью.

Всего в городе проживало в 1786 году 2200 человек. Подробно описаны занятия жителей: торговля, транспортировка товаров. Общий объем торговли составлял 150000 рублей. Указаны и ремесла: иконописное, кузнечное, сапожное, столярное.

Издавна сложились у города тесные связи с округой. Окрестные деревни и села кормили город. Крестьяне привозили сюда хлеб и другую провизию. Таков был наш город по описанию в ярославском литературном журнале с загадочным названием "Уединенный пошехонец".

К концу века, в 1799 году были построены каменные лавки по плану - более 30, деревянный гостиный двор. Число каменных домов выросло до 19. Была построена школа, больница, банковая и почтовая конторы. Нужно сказать, что занятые торговлей рыбинские купцы не проявляли большой ревности в обучении своих детей наукам. Городское училище, как явствует из рапорта учителя Михайлы Забелина, "не токмо дошло до современной ветхости, но даже угрожает падением. В школе было холодно и сыро, и оттого ученики отстали ходить в училище, да и ему, Забелину, наступающая стужа препятствует иметь в оном пребывание". Гораздо охотнее, чем школу, горожане посещали церкви и не скупились на их украшение. В конце XVIII века была расписана приходская Казанская церковь ярославскими живописцами. По счастью, эти росписи сохранились и по сей день.

Нравы горожан отличались, как и всюду на Руси, суровостью, а подчас и жестокостью. Нужно отметить, что в Рыбинске среди купцов было много старообрядцев. Они придерживались старых обычаев и нелегко шли на нововведения. Так, долго не могли привыкнуть к европейскому платью и упорно носили бороды. Ходили в гости друг к другу по праздникам, но часто званые беседы кончались ссорой, а то и дракой. И городские власти долго разбирали, кто кого и за что обидел или побил. Положение женщин было нелегкое. Муж мог подать в ратушу жалобу на жену, что она, де, его не почитает и бранит. И неласковую непослушную жену могли побить кнутом на Сенной площади за непочтение к мужу.

В основное меню Назад
























Генеральный план города 16 января 1784 года был подписан генеральный план города Екатериной II. Над составлением его работали петербургские архитекторы, возможно, принимал участие и ярославский губернский архитектор Левенгаген. Сложилась четкая логическая планировка города, мягко вписанная в междуречье Волги и Черемухи. По тому плану в городе было 6 кварталов. Позднее застройка скорректировала этот план, и город рос вдоль берегов Волги, а зачеремушная часть застраивалась медленнее, так как вся жизнь города была сосредоточена, прежде всего, на Волге. По плану 1784 года город отчетливо делится на три района. Нижний конец или Казанский, примыкающий к Казанской церкви - вниз по течению Волги от Спасо-Преображенского собора. Верхний конец - вверх по течению Волги от собора и зачеремушная часть. Определились и главные магистрали: на старую сетку кривых, узких и хаотических улочек легла четкая сеть новых кварталов. Обозначаются главные улицы: Крестовая, Мологская, Казанская. Определяются главные общественные центры : присутственные места за Черемухой, гостиные дворы близ Соборной площади.

В основное меню Назад
























Имение Мусиных-Пушкиных - Иловна располагалось на Мологе. К сожалению, создание Рыбинского водохранилища погубило эту усадьбу. Сохранились лишь ее описания, вещи из усадьбы и портреты ее владельцев, смотрящие на нас со стен городского музея. Один из самых знаменитых владельцев усадьбы - граф Алексей Иванович Мусин- Пушкин /1744-1817/, известный историк, археограф, коллекционер, знаток и любитель искусства, президент Академии Художеств. Именно он открыл и опубликовал "Слово о полку Игореве". При нем, человеке широко образованном и талантливом, Иловна была не только родовым имением, но и своеобразным центром искусства и литературы Здесь находились коллекции книг, гравюр, живописи, фарфора, произведений прикладного искусства.

А.И. Мусин-Пушкин Вот портрет самого владельца усадьбы Алексея Ивановича Мусина-Пушкина работы неизвестного художника второй половины ХVIII века. Открытое русское лицо, внимательный взгляд человека мыслящего и чувствующего. При всей противоречивости его социального портрета и социальной биографии не остается сомнений, что именно таким людям русская культура обязана своей мировой славой.












Е.А. Волконская Его жена Екатерина Алексеевна, урожденная Волконская, кареглазая красавица, полная женского обаяния и прелести, и лишь твердый склад губ выдает характер сильный и властный.












А.А. Алексеевна К лучшим образцам портретной живописи второй половины ХVIII века следует отнести изображение сестры Екатерины Алексеевны - Анны Алексеевны Волконской. Портрет особо поражает гармонией зеленого и серого цветов, мягким, колоритом оливковых и зеленовато-жемчужных тонов. Художник писал уверенно, сильными раскованными мазками. Можно отметить внешнее сходство сестер овалом лица выразительностью карих глаз. Но Анна более похожа на светскую даму и полуулыбкой сомкнутых губ намекает на веселый нрав и уверенность в себе.

В основное меню Назад
























Имение ТишининыхБлиз Рыбинска сохранился еще один памятник дворянской усадебной культуры - имение Николая Ивановича Тишинина — Тихвино-Никольское. Нужно отдать должное владельцу, как, впрочем, и большинству людей той эпохи в том, что он прекрасно чувствовал свою связь с природой. Они безошибочно выбирали для поселения самые красивые места, прекрасно вписывали усадьбы и храмы в природный ландшафт.

Усадьба Тихвино-Николъское расположена на высоком берегу Волги, с которого открываются изумительные по красоте и поэтичности русские дали - леса, луга, деревни по берегам великой реки.


"Ярославского уезда по Волге вниз от Рыбной в 12 верстах в новом селе Тихвино - Никольском, на берегу прекрасном". Так адресовал известный русский гравер М.И.Махаев свое письмо отставному капитану лейб-гвардии Измайловского полка, помещику Н.И. Тишинину в 1766 году.

Николай Тишинин, представитель "просвещенного дворянства", любитель архитектуры, живописи и литературы начал большие работы по благоустройству и украшению имения в связи с предстоящим визитом императрицы Екатерины II, которая в 1767 году должна была совершить путешествие по Волге. Находясь в родственных связях с известным петербургским гравером М.Махаевым, Тишинин завязал с ним оживленную переписку, получил много консультаций по украшению и отстройке усадьбы и с помощью Махаева привлек к разработке проектов выдающегося архитектора В.И. Баженова. Все эти старания увенчались блистательным успехом.


Ансамбль усадьбы Тихвино-Никольское с господским домом, церковью, чудесным парком и службами стал одним из лучших образцов русского раннего классицизма на Верхней Волге.

К.И. Тишинина Любитель живописи, Николай Иванович заказал известному столичному портретисту И.Я.Вишнякову два портрета - свой и своей жены Ксении, умершей рано, в 1757 году. Эти шедевры портретной живописи ХVIII века хранятся в Рыбинском историко - художественном музее. Обнаружили их в 1927 году случайно на чердаке одного из рыбинских домов, куда они были привезены из имения после революции. Трудно было узнать в истрепанных и потемневших холстах парадные портреты владельцев имения. Но тщательная заботливая реставрация возродила утраченную красоту, и вот снова творения мастера заняли достойное место в залах городского музея. Тишинины изображены живописцем в нарядных костюмах. На Ксении Ивановне красное платье с кружевами и розой на груди.







К.И. Тишинина А Николай Иванович изображен в камзоле, и кафтане с кружевами и жабо, как и положено, было по моде XVIII века. И.Я.Вишняков передал и портретное сходство заказчиков- лица индивидуальны и достоверны.

Самая ранняя из сохранившихся построек - церковь. Выстроенная при участии Махева, она соединяет элементы древнерусской, барочной и классической архитектуры. Подобные церкви строились в Москве и Петербурге в ЗО-е годы ХVIII века, в провинции на протяжении всего ХVIII века. Самое важное и интересное в усадьбе Тихвинского - это двухэтажный жилой барский дом. Он плохо сохранился, но даже и сейчас, в своем почти руинном состоянии, он производит впечатление постройки неординарной, выдающейся. Его цельный, плавно круглящийся объем прекрасно воспринимается и со стороны Волги, и с парадного фасада. Интерьер дома в Тихвинском, когда-то замечательный, сейчас производит удручающее впечатление. Начиная от старинной мелкого марша мраморной лестницы, которая утеряла ограждение и сейчас "висит" в воздухе, и кончая парадными помещениями, в которых давно нет не только деревянных расписанных под гранит колонн, но и большей части оконных рам, покрытий полов и изразцов печей. Когда-то обширный парк теперь вырублен. Однако и сейчас четко прослеживается главная композиционная ось усадьбы, которая, как и принято было в период классицизма, проходила через главную ось усадебного дома. На этой линии сохранилась система прудов, остатки аллеи серебристых тополей, мраморные ступеньки лестницы, ведущей к Волге. Старожилы помнят еще диагональные аллеи, которые вели от скругленных углов северного фасада к Волге. Судя по переписке Тишинина, парк, в котором находились грот, триумфальная арка, обелиски, сооружения для иллюминации и прочие "затеи", был очень большим и разделялся на нижний, "регулярный", и верхний, "пейзажный". В "пейзажном" парке до сих пор существует большой пруд в форме гитары с островом посередине, на котором когда-то была устроена беседка. Построенная в короткий срок усадьба была удостоена посещением императрицы. В дальнейшем она передавалась в качестве приданого за дочерьми и последовательно принадлежала богатым ярославским помещикам Кожиным, Ратьковым-Рожновым. Видимо, считалась она главным поместьем, т.к. и сам Тишинин, и жена его Ксения Ивановна, и дочь их Екатерина Николаевна похоронены на паперти Никольской церкви. После революции усадебный дом был занят коммуной "Творчество", детским домом, школой, в летнее время использовался под пионерский лагерь, как жилой дом для работников совхоза. Все это было относительно благополучное время, т.к. усадебные постройки сохранились. С 1966 года, когда школу перевели в другое здание ввиду аварийности дома, начался самый тяжелый для усадьбы период бесхозности. Эти два десятка лет нанесли непоправимый вред архитектуре Тихвинского, благополучно существовавшей до этого в течение двух веков.

В основное меню Назад
























Семейство Михалковых на ступенях усадьбыСейчас это здание принадлежит школе-интернату. А некогда, еще в XVII веке здесь было имение князей Ухтомских. В 1708 году одна из девушек этого рода вышла замуж за Михалкова, представителя старинного дворянского семейства, известного еще со времен Куликовской битвы. Теперь на много лет Михалковы стали владельцами имения. Отстроили усадьбу: старинный каменный дом с конюшнями и флигелем сохранился до наших дней. К усадьбе примыкал большой парк. Михалковы, как и многие дворяне их эпохи, были собирателями уникальных культурных ценностей: книг, рукописей, гравюр, живописи, произведений прикладного искусства. И все же владельцы усадьбы были людьми своей эпохи, и в темных сырых подвалах господского дома пороли провинившихся крепостных, о чем сохранилась мрачная память у старожилов села Петровского. История всегда была полна кричащих противоречий. Изящество дворянского быта создавалось непосильным трудом миллионов крепостных, которых могли продавать как вещи, как лошадей и собак. Нищенский быт крестьян и унижение их человеческого достоинства были нормой жизни, и лишь немногие из дворян понимали всю противоестественность этих порядков.

В основное меню Назад
























Даже несколько дней пребывания в городе убедили Свиньина в том, что тот играет очень заметную роль в стране. Поскольку здесь

"собираются первейшие избытки Южной России, - продолжает он,- и устанавливается цена на пот и труд нескольких миллионов людей, то его по справедливости можно назвать житницею Петербурга, как Сицилия в древности называлась житницей Рима:"

Если подобрать подходящее слово для характеристики лица города во время навигации, то его можно действительно определить одним емким словом, найденным Свиньиным: избыток. Тысячи барок и судов разных форм и размеров, десятки тысяч людей со всех концов России - купцов, торговцев, лоцманов, водоливов, грузчиков, крючников и бурлаков; миллионы кулей муки, пшеницы, ржи, ячменя, овса, крупы, соломы и т.д.; богатая набережная, торговая площадь, окруженная огромными каменными зданиями - таков Рыбинск, представший взору современников. Н.П.Свиньин не только красочно описал город, но и нарисовал гравюру, изображающую Рыбинск в середине 20-х годов XIX века.

Гравюра П.П.Свиньина Сквозь лес мачт барок и расшив виднеются добротные каменные здания набережной, над которыми воздвигается высокая стройная колокольня Спасо-Преображенского собора, построенная на рубеже XVIII и XIX веков - один из лучших образцов классицизма на Верхней Волге. На переднем плане те, чьим трудом и потом создавалась слава Рыбинска - бурлаки. Нужно отметить, что впечатление, возникшее от Рыбинска у П.П.Свиньина, позднее повторялось и у многих других, побывавших в городе в прошлом веке.

В основное меню Назад
























И.С.Аксаков Сын известного писателя С.Т.Аксакова, он был также не лишен литературного дарования. И снова самое первое впечатление о городе - это огромные толпы народа, запрудившие площадь и улицы. Это все крючники, бурлаки, коноводы, водоливы, лоцманы. ВсЈ живо, шумно, деятельно:

"Несколько часов разговоров и наблюдений вполне убедили меня, что этот город не только выходит из ряда обыкновенных уездных городов, но имеет свою, совершенно особенную физиономию. Это решительно один из важнейших городов России: В Рыбинске пожары очень редки; но если бы здесь случился другой ветер и понес огонь на хлебные амбары, то от этого бедствия потерпела бы вся Россия. Здесь в амбарах хранятся миллионы кулей хлеба."

В основное меню Назад
























А вот как описали Рыбинск художники братья Чернецовы, прибывшие сюда в 1838 году, чтобы купить барки и совершить путешествие по Волге, зарисовать виды ее берегов и волжских городов и селений. Эта работа была поистине творческим подвигом живописцев. Результатом их путешествия были несколько объемистых альбомов рисунков, гравюр и акварелей - панорама берегов Волги. Чернецовым. мы обязаны и первой серией гравюр, рисунков и акварелей Рыбинска в 1838 году. Красочно описали художники прибытие в Рыбинск хлебного каравана. Это всегда большое событие для города.

"Жители спешили на берег Волги любоваться на величественное вступления мучного флота-кормильца в Рыбинскую пристань. Но как изобразить пером картину, которую в первый раз в жизни удалось нам увидеть!" восклицают они." Суда на белых парусах как лебеди, горделиво плыли к городу, вымпелы на мачтах вились знаменами. Караван, пришедший в тот день состоял из 60 судов. А вот и берег оживился песнями и говором бурлаков. С ложками за тесьмами или лыком на шляпах, в липовых башмаках эти рекоходцы - труженики высыпали на Рыбинскую пристань и, забыв о своей лямке, огласили берег удалыми песнями. Стоит быть в Рыбинске для того только, чтобы видеть приход подобного каравана!.. Мачты беспрестанно проходимых судов постепенно закрывали собою Рыбинск, разноцветные флаги и флюгера пестрили этот беспрерывно возрастающий лес, сквозь который виднелся Рыбинск, принимающий вид совершенно портового города!"

Гравюра И.А. Белоногова

Именно таким он видится и на гравюрах и акварелях Чернецовых, и на гравюре Белоногова, изобразившего город в середине XIX века. Знаменательно, что торговые сделки заключались по традиции не в бирже, специально для этого построенной (кстати, одной из первых в России), а прямо на площади близ гостиного двора или в трактирах и чайных за самоваром. Миллионные сделки заключались под честное слово без бумажной волокиты. А слово купца было крепким и надежным. От этого зависела его гражданская репутация и будущие кредиты и сделки. Таков был Рыбинск в первой половине XIX века.

В основное меню Назад
























Карл Росси был архитектором, органично отразившим дух эпохи. Он, пожалуй, первым в России мыслил город, как целостный образ. Именно его таланту принадлежат лучшие ансамбли Петербурга. Но это будет потом. А в 1811 году Росси был на Верхней Волге в Твери и Рыбинске. Рассмотрим некоторые примеры реализации проектов Карла Росси.


Вот, например, дом на углу улицы Герцена ( бывшей Углической) под номером 5 . Это один из домов известного рыбинского купечекого семейства Тюменевых. К главному дому примыкают службы и амбары. оба уличных фасада украшены нарядной декоративной лепниной и пилястрами. Подобные дома занимают угловое положение в некоторых кварталах старого центра города.


Дом номер 5 по улице Герцена
В основное меню Назад























Усадьба Наумова-Переславцева.

Усадьба Наумова-Переславцева Это солидный двухэтажный особняк с лепными украшениями фасадов, ажурным чугунным балконом. Некогда высокие резные ворота вели во двор усадьбы. В маленьком уютном дворике поражает парадностью и торжественностью небольшое сооружение хозяйственного назначения - сарай, дровяник или каретник. Могучие колонны поддерживают стенку-аттик. Столь велико было желание купцов украсить свои усадьбы всеми возможными средствами, что даже службы отстраивались с роскошью, пусть даже наивной или неуместной. Усадьба Наумова интересна еще и тем, что это практически единственное здание, где сохранилась роспись потолков. А ведь так были расписаны практически все богатые особняки города.Интерьер усадьбы Наумовых-Переславцевых По старинной деревянной лестнице с резными балясинами поднимемся на второй этаж. Потолок даже на лестнице украшен лепными розетками. Двери в комнаты высокие, резные, на две створки. Но вот входим в парадные комнаты. Высокие окна, много света и солнца. По углам белые изразцовые печи. Фигурный изразец украшает верхнюю часть печи. А вот потолки - это уже произведение искусства. Букеты цветов, вазоны, фрукты, орнамент создают редкую по красоте картину. Позолоченные лепные карнизы обрамляют роспись потолков.

В основное меню Назад
























Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенский собор с колокольней являлся архитектурным и общественным центом города. Площадь, на которой он стоял, носила название Соборной. Отрадно, что в 1989 г. эта главная площадь города вернула свое историческое название. Вероятно, постепенно и другие улицы и площади старого Рыбинска будут носить свои исторические имена. Автором проекта собора был известный петербургский архитектор, президент Академии художеств А.И.Мельников. Он вместе с другими выдающими архитекторами России участвовал в конкурсе на проект Исаакиевского собора. Когда первую премию взял проект Монферрана, Мельников предложил свою работу в Рыбинск.

Строительство собора по его проекту велось более 10 лет. В 1851 г. состоялось торжественное освещение собора. Красивые интерьеры, росписи, богатый иконостас создавали впечатление величия и роскоши. Не зря собор считался одним из красивейших на Верхней Волге и его любовно называли "Красой Поволжья" .

В основное меню Назад


К





















Крестовоздвиженская церковь
Сретенская церковь, которая входила в ансамбль Крестовоздвиженской церкви, построенной в 30-е годы XIX века, к сожалению здания самой Крестовоздвиженской церкви и ее колокольни не сохранились

В основное меню Назад












































Из статьи И.Вернадского "Исследования о бурлаках", 1857г.

"Заработок бурлака чрезвычайно неопределен и зависит от многих условий, меру влияния которых определить трудно. Нет возможности рассчитать вперед, будет ли попутный или противный ветер, вода низкая или высокая, и потому бурлак, подряжаясь в путину, по необходимости идет на авось: При неблагоприятных обстоятельствах пути /противных ветрах, маловодью и т.п./ бурлак иногда издерживает все свои деньги еще до окончания путины. В таком случае хозяин дает обыкновенно взаймы на хлеб, а бурлак задолжавший (наевший на себя) обязывается отработать эти деньги на следующий год. Кроме этих различных невыгод в положении бурлака, к ним также должно отнести и наказания, которым он подвергается за проступки на судне. Наказания эти производятся обыкновенно линьками... Линьки употребляются, впрочем, только в плесе; в пристани же виновный наказывается в Судоходной расправе розгами по жалобе хозяина, за буянство.

Самое несчастное положение бурлаков бывает во время болезни, которая посещает их нередко: тяжелая работа, не всегда хорошая пища и частые непогоды причиняют им страдания, редко уступающие простым средствам. Уже от одной лямки у бурлака на груди, большей частью, образуется темный рубец, как признак его трудов и усилий; но, кроме того, бурлаки часто страдают ревматизмом и другими простудными болезнями. Холера, до сих пор не прекратившаяся по Волге, тоже похищает много жертв из числа судорабочих... С больными, высаживаемыми на берег, почти никогда не делается расчета: если на долю их причитается получить что-нибудь, то судохозяева обещают заплатить следуемое в конце путины по расчету кому-нибудь из товарищей больного, или же переслать причитающиеся деньги по почте, и , разумеется, большей частью не исполняют ни того, ни другого..."

В основное меню Назад
























Г.И.Успенский Рыбинск сосредоточил в себе всю сутолоку и суматоху коммерческого пункта, т.к. здесь совпадают сообщения железной дороги и парохода. Кипучая коммерческая деятельность, нагрузка, перегрузка, выгрузка, телеграф, кафешантан, арфистки, биржа, театр - все это обрекает коммерсанта, который уже знает что "время - деньги" - и что с телеграфа не теряя времени надо мчаться к арфисткам, на непрестанную гоньбу по городу из конца в конец. Все извозничьи лошади доведены поэтому до истерического состояния, пролетки разбитые ногами и обхлестанные кнутом, они мчатся в каком-то неистовом испуге, вся мебель в "номерах" расшатана неугомонными коммерсантами... и даже часы в Рыбинске, где счет идет по московскому, по петербургскому и еще по рыбинскому времени, также находятся как бы в истерическом времени: в один и тот же час в разных местах показывают разное время."

В основное меню Назад
























Свежий ветер
Левитан показал Волгу неожиданно: деловитой большой судоходной рекой. Вдали - пассажирский пароход. На первом плане трудовой человек, которого кормит река и который украсил ее расшивами и быстрыми пароходами. Написана картина "Свежий ветер" в новой для Левитана манере. Он увидел множество цветовых оттенков в суровой глади воды. Композиция необычайно монументальна и отвечает идее картины. А сочетание старинных парусных барж и пассажирского парохода говори о богатом прошлом Волги и ее еще более богатом будущем.

В основное меню Назад
























А.А.Ухтомский Алексей Алексеевич Ухтомский родился в 1875 году в родовом имении на реке Вослома в Пошехонском уезде, он годовалым ребенком был отдан родителями на воспитание сестре отца, одинокой женщине княгине Анне Николаевне, жившей в Рыбинске в скромном домике на Выгонной улице. Здесь и прошло детство маленького Алеши. Женщина необыкновенной доброты, чуткой и щедрой души, - Анна Николаевна всю жизнь оставалась его ближайшим, любимым другом, его второй матерью. Она и взрастила его душу, открытую миру и людям. Извечные вопросы бытия: в чем смысл жизни, отчего несчастливы люди, как им научиться понимать друг друга, как взрастить в душе человека прекрасный сад, чтоб не было в нем пустырей - эти вопросы волновали Алексея с юности. Он искал ответы на них в жизни, в религии и в науке. Может быть, та же атмосфера исконной русской волжской земли с ее многовековой историей рождала в молодой душе эти раздумья. Может быть, и не случайно Алексей Ухтомский был земляком Николая Журавлева. Именно та постоянно мучившая молодого князя мысль о глубинных основах человеческой жизни и привела его в Петербургский университет, где он стал учеником физиолога Введенского.

Открытый А.А.Ухтомским закон доминанты позволил ему проникнуть в тайну человека, его поведения и поступков, понять феномен "Двойника" т.е. проецирование на образ другого человека своих собственных нравственных качеств, и противопоставить "Двойнику" образ "Заслуженного собеседника", как результат глубокого интереса к человеческой личности. Но пусть об этом скажет сам Алексей Алексеевич, ибо лучше его не может сказать никто.

- Не что другое, как жизнь для других выправляет, уясняет и делает простою и осмысленною собственную личную жизнь. ВсЈ остальное - подпорки для этого главного, и всЈ теряет смысл, если нет главного. - Понимание действительности надо еще заслужить. Нет ничего вреднее той иллюзии понимания друг друга, которою мы живем в обыденной жизни, причем оказывается, что после многих лет совместной жизни мы так и не разглядели подлинного содержания жизни в нашем соседе... Нет ничего обиднее, чем самоуверенно-циничные глаза торговца, с которыми присматриваются друг к другу соседи: дескать, меня не надуешь, я-то тебя вижу насквозь, ибо ключ к тебе я всегда ношу с собою: это я сам: Вот это и есть высшая проблема Двойника в своих интимных источниках, когда собеседник заперт за семью печатями и нет выхода к лицу человеческому, как оно есть с его потребностями и исканиями... Когда ты осуждаешь и подозреваешь в дурном твоего знакомого, ты судишь по аналогии с собою и приписываешь другому качества, известные так или иначе в себе самом: Если встречный человек для тебя плох, то ты заслужил его себе плохим - для другого он мог быть и есть хорош! И ты сам виноват, что человек повернулся к тебе плохими сторонами. Самое дорогое и исключительно важное, что есть в жизни - это общение с другими людьми".


Итак, главное - это воспитание доминанты на лицо другого человека, уметь увидеть в нем самоценную и неповторимую личность, начать с ней беседу, увидеть во встречном заслуженного собеседника. Вот основное лекарство от томящего одиночества, душевной пустоты и пустырей в сердце.

В основное меню Назад
























Здание Хлебной биржи Здание Хлебной биржи построенной в неорусском стиле, отделанной изразцами, разнообразной лепниной, ажурными металлическими решетками. Оно представляет собой одно из красивейших сооружений на Волге. Вместе с собором, гостиными дворами, старой биржей, богато украшенной Никольской часовней биржа образует изумительный по красоте и своеобразию ансамбль богатого волжского торгового города.

В основное меню Назад
























Польский костел - это необычное для русского города здание было сооружено на средства, собранные польской общиной в 1910 году. Инициатором этого строительства стал энергичный ксендз Бородич. Под его руководством строительный комитет собрал средства, приобрел землю, заказал проект и осуществил строительство всего за месть месяцев. В ноябре 1910 произошло торжественное освящение костела. А накануне, опасаясь каких-либо политических акций, власти выслали, ксендза Бородича в Любим под надзор полиции. Но здание костела с изящными высокими шпилями осталось памятником его энергии и деловитости.

Сейчас это здание отдано молодежи - здесь находится студенческий клуб. Идет оформление интерьеров. Костел служит прошлому и настоящему. Он в чем-то стал даже наряднее - разноцветные витражи окон, оригинальное решение интерьеров удачно дополняют благородство архитектурных форм.

В основное меню Назад













































В.К.Блюхер Героическая и яркая жизнь маршала Блюхера - часть биографии нашего края. Он происходил из семьи простого крестьянина рыбинского уезда. В годы гражданской войны проявился его незаурядный военный талант. Человек огромных организаторских способностей, не устававший учиться, он вырос в выдающегося политического деятеля. Только революция подняла из простого народа его даровитых сынов. Но трагедия нашей революции обернулась трагедией многих лучших людей нации. В годы культа личности по ложным обвинениям он был осужден и расстрелян.

В основное меню Назад

























Заседание Рыбинского научного общества Писатель В.Н.Дружинин вспоминает: "В Рыбинском научном обществе состояли и наши родители, оно объединяло людей всех возрастов и профессий. Во главе общества находился Алексей Алексеевич Золотарев - энтузиаст края и науки, человек энциклопедической широты познаний. К нам, желторотым краеведам, он относился с отеческой нежностью. Рассказывал о Капри, где гостил у Горького, пел нам песни - итальянские, греческие и, если не ошибаюсь, еще арабские. Мы разобрали себе край по любимым косточкам: кто наблюдал флору, кто фауну, кто отмечал даты вскрытия и замерзания рек, морозы, бури, град. Я занялся историей, рылся в бумагах волостного архива." А вот воспоминания самого А.А.Золотарева:

"Краеведческая работа Рыбинского научного общества выходила далеко за пределы Рыбинского края и, благодаря ежегодно созываемым краеведческим съездам, стала известна всему Союзу. На десяти съездах (1920-29 гг.), каждый из которых имел какую- нибудь основную тему, как: дорожное дело, районирование, водные пути сообщения, собирались не только местные краеведы, но и высококвалифицированные работники из Ленинграда и Москвы. В 1919 году волею местного исполкома я назначен был заведующим Рыбинской библиотекой-книгохранилищем. Библиотека была открыта по типу научных библиотек - с читальным залом, со справочным и иностранным отделом, отделом рукописей и редких книг. В подвалах библиотеки было дано место первому для Рыбинска учреждению - Рыбинскому архиву. Выявление хранящихся в городе и крае архивных фондов и создание архива, который стал одним из самых значительных в нашей области, потребовало немало сил."

В основное меню Назад








































Здания женской гимназии.Здание мужской гимназии
Здание бывшего технического училища. В настоящее время первый корпус РГАТА Бывшее коммерческое училище. Сейчас - авиационный колледж

В основное меню Назад