Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Васильковская школа Ростовского района Ярославской области

Контактное лицо: Баранова Валентина Николаевна, учитель биологии

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Программа экологического воспитания в школе: введение

[к плану]

В современном сложном, многообразном, динамичном, полном противоречивых тенденций мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и во многом предопределяют возможности выживания человечества.

К числу важнейших глобальных проблем относятся: рост численности населения Земли, обеспечение растущего населения продовольствием, защита здоровья людей от особо опасных заболеваний и негативных последствий научно-технического прогресса, обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и природных ресурсах, охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия. Серьезными экологическими проблемами стали загрязнение биосферы, изменение физических, химических, биологических качеств планеты, изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

Экологическая ситуация приобрела такую остроту, что возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Основное противоречие эпохи, породившее эти проблемы, состоит в том, что человек все больше преодолевает непосредственную зависимость от стихии природных сил и одновременно укрепляет свои связи с природой, так как все больший круг веществ и энергии вовлекается в жизнедеятельность общества. Проявляется это в ускоренном темпе преобразования среды жизни и медленном темпе естественной эволюции; потенциальной беспредельности духовного прогресса человека на основе социальной программы и социального наследования и сравнительной ограниченности его физического изменения на базе генетической программы; беспредельности изменения природы и ограниченности биологических возможностей человека приспособиться к изменениям природной среды.

Необходимо предпринимать меры по защите окружающей среды от загрязнения (физического, химического, биологического) и от разрушения, сохранению всего генетического разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты. Это требует не только компетентных кадров, финансового обеспечения, но и изменения укоренившегося в сознании людей прагматического мышления. Необходима переориентация системы ценностей всех окружения. Особенно остро в сложившейся ситуации встала задача экологического образования.

В резолюции Всероссийского съезда по охране природы ,принятой 5 июня 1995 года, в качестве одного из важнейших условий успешного проведения экологической политики отмечено "создание системы всеобщего непрерывного и обязательного экологического образования, охватывающей весь процесс дошкольного, школьного и внешкольного воспитания.

Основным содержанием экологического воспитания учащихся начальных классов является формирование осознано- правильного отношения к природным явлением. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни .Французский ученый- педагог К. Сушон отмечает, что "дети не знают природу, а охранять можно лишь то, что хорошо знаешь..." Я знаю моих будущих учеников волновать вопросы выживания, охраны окружающей среды и не хочу быть застигнута врасплох. Поэтому в этом реферате я поставила перед собой цель:

1. Углубить свои знания по экологии.

2. Изучить один способов решения экологических проблем - озеленение.

3. Выяснить какие растения можно использовать для посадки зеленых насаждений у школы, детского сада, в жилых районах, вдоль дорог, в промышленных зонах и зонах отдых.

4. Изучить влияние зеленых насаждений на окружающую среду.

[к плану]

Rambler's Top100