Суворова Галина Михайловна
школа 59
учитель биологии

Принципы отбора содержания общеобразовательной области экологического образования.

При отборе материала для курса "Экологическая культура" и для других экспериментальных программ автор руководствовалась следующими принципами:

Принцип Содержание Педагогический эффект
1. Научный подход
Космос-Земля-биосфера-ноосфера как этапы эволюционного развития. Экосистемное строение среды обитания. Разнообразие и усложнение связей человечества с биосферой и космосом. Приобщение к интегративному миропониманию и глобальному мышлению.
2. Гуманизация Ориентация содержания на принципы телесного
и духовного здоровья и улучшения состояния окружающей среды. Представление природы
как уникальной ценности и воплощения вечных начал красоты.
Воспитание духовного ответственного отношения к природе, людям. Воспитание культуры потребления, "здорового образа жизни ", раскрытие нормативного характера экологических знаний.
3. Прогностичность Основы прогнозирования возможных путей развития человека и биосферы. Концепция устойчивого развития человечества. Воспитание потребности заботы о будущем
4. Уровневый отбор информации. Сочетание факторов глобального регионального и локального уровней, образов мировой культуры, культуры родного края.
Взаимодействие эмоциональной интеллектуальной волевой сферы личности.
5. Практическая природоохранная деятельность Участие каждого в решении экологических проблем. Становление экологической ответственности как черты личности.

Ядром содержания экологического образования является экосистема. Экосистема имеет:

- компоненты;

- экологическое взаимодействие;

- экологические противоречия;

- экологическое развитие;

- экологическую устойчивость.

Все типы экосистемы - глобальная, локальная, социоприродная - примеры разнокачественных саморегулирующихся открытых неравновестных систем.

Основная концепция современной экологии - представление об экосистеме.

Человечество - часть сложных биогеоритмических циклов, а не нечто внешнее по отношению к ним. Четыре содержательные линии базового знания по экологии:

- экосистема - глобальная экология;

- экосистемы биосферы (водные, наземные, природные, искусственные);

- человечество и человек в глобальной экосистеме (социосистемы);

- методы исследования экосистем.


Rambler's Top100