Химия / 2007 - 2008 / I тур    Архив        Выход     
 
О проекте    Новости   Участники   Задания   Ответы   Результаты
 
Ответы

Дорогие ребята!

Вы проделали большую работу, и мы еще раз выставляем правильные ответы для ознакомления. В некоторых случаях они были уточнены и мы благодарим вас за найденные неточности. Оценка ваших ответов соответствует именно этим ответам. Надеемся, что некоторые ваши вопросы будут сняты. Вместе с тем, многие ответы команд усложнили проверку, поскольку не соответствовали требованиям: давались развернутые ответы, проводился анализ каждого ответа, были иллюстрации.

В творческих заданиях требовался также краткий ответ, хотя желание творить победило и некоторые команды сделали интересные презентации, забывая при этом поместить карточку ответа. Оценка творческих заданий определялась правильно найденной карточкой ответа и ответом на вопрос (7-9 классы). Если был найден другой ресурс (видеоопыта), он принимался, если соответствовал вопросу. Номер опыта ничего не значит, но в тех случаях, когда была картинка с видеоопытом, мы старались положительно оценить творческое задание, но не максимальным баллом. Чтобы оценить важность [карточки ресурса], введите найденный номер в расширенный поиск (выбрав предварительно предмет) и вам сразу же откроется видеоопыт. Если вы поместите номер опыта, вы ничего не найдете. Надеемся, что познакомившись с Единой коллекцией ЦОР, вы будете часто обращаться к ней при изучении химии. Желаем вам успехов.


10-11 классы

7-9 классы

Задание N1

В каком из веществ степень окисления и валентность хлора не совпадают по абсолютной величине?

Ответ: 1) в хлоре.

В хлореВ хлориде фосфора (V)В хлорноватой кислотеВ хлороводороде
ФормулаCl2PCl5HClO3HCl
Степень окисления0-1-5-1
Валентность1151


Задание N2

Смесь углерода, кремния и фосфора прокалили на воздухе. После охлаждения смеси до н. у. образовавшийся газ пропустили через избыток известковой воды, при этом выпало 7,5 г осадка. Твердый остаток, образовавшийся при прокаливании, обработали раствором гидроксида натрия. В реакцию вступило 28,16 мл раствора с массовой долей NaOH 25 % (ρ = 1,25 г/мл). Образовавшийся раствор смешали с избытком раствора соляной кислоты, выпавший осадок отделили и прокалили. Масса вещества после прокаливания составила 3 г. Определите массу исходной смеси.

Ответ: 4) 3.54.


Задание N3

Выберите признак химической реакции 2NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + 2NaCl

Ответ: 3) выпадение осадка. Cu(OH)2↓


Задание N4

Установите соответствие:

Ответ:
1) Горение природного газа; - Б. Выделение тепла и света;
2) Разложение воды электрическим током; - В. Выделение газа;
3) Окисление меди - A. Изменение цвета.


Задание N5

Определите продукты реакций:

Ответ:
1) Al(OH)3 + NaOH t(сплавл) → NaAlO2 + Н2О
Аналогично: Al(OH)3 + 2NaOH t(сплавл) → NaAlO2 + 2Н2О
2) Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → 2Na[Al(OH)4]
3) 2Al3+ + 3CO32- + 3H2O → 2Al(OH)3 + 3СО2
4) Al(OH)3 + 3HCl → AlCl3+ 3Н2О

Н.Л. Глинка. Общая химия. Изд-во «Химия», 1974 г. , с. 648-649
Н.С. Ахметов. Неорганическая химия. М. Просвещение, 1988. С. 315-318


Задание N6

А. Укажите химическое явление:

Ответ: 2) выделение газа при обработке питьевой соды уксусом.

Б. Укажите физическое явление:

Ответ: 2) таяние льда.


Задание N7

Укажите, где о сере идет речь как о простом веществе:

Ответ: 1) сера используется для вулканизации каучуков.


Задание N8

Курение подобно работе дымовой трубы

А. Внутри горящего кончика сигареты температура достигает

Ответ: 4) 850о С;

Б. При этом образуется веществ более

Ответ: 4) 3600;

В. Курение приводит к следующим последствия

Ответ: 1) Рак легких; 2) Наносит ущерб плоду беременных женщин; 4) Уменьшает число переносчиков кислорода

Американское химическое общество. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995, стр.490-491


Задание N9

Монетный двор США до 1982 года изготовлял одноцентовые монеты из одного металла, а потом заменил его на другой после 1982 года.

А. Из какого металла изготавливали монеты до 1982 года и позже?
Б. Что повлияло на принятие решения готовить монеты из другого металла?

А. До 1982 года

Ответ: 3) Cu;

А. После 1982

Ответ: 4) Zn;

Б. Главное достоинство Новых монет

Ответ: 5) Стоимость изготовления.

Американское химическое общество. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир, 1995, стр.119


Задание N10

К 125 мл 5 %-ного раствора гидроксида лития (ρ=1,05 г/мл) и 100 мл 5 %-ного раствора азотной кислоты (ρ=1,03 г/мл).
Определите А. среду полученного раствора и Б. массовую долю нитрата лития в нем.

А.

Ответ: 3) Щелочная;

Б. Массовая доля нитрата лития

Ответ: 1) 0,024 (2,4%).


Творческое задание: Используя Единую коллекцию ЦОР, познакомьтесь с видеоопытами по теме «Основания». Какой из видеоопытов раскрывает двойственность амфотерных гидроксидов. Ответом на этот вопрос служит N ресурса, который вы можете найти в «карточке ресурсов».

Ответ: Ресурсы под номерами № 24992 или № 53244 – видеоопыты, подтверждающие амфотерность гидроксидов металлов (3 балла).

Гидроксиды каких металлов, из приведенных ниже, проявляют амфотерность?

Ответ: 2) алюминия (0.5 балла); 3) олова (II) (0.5 балла).

О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, Химия, 1 1класс, Дрофа, 2001 г. стр. 252-260. § 22. Амфотерные органические и неорганические соединения.


7-9 классы

10-11 классы

Задание N1

Какой процесс производства серной кислоты осуществляется в контактном аппарате?

Ответ: 3) окисление SO2 до SO3


Задание N2

Составьте один минимальный набор реагентов для распознавания ниже приведенных веществ (все вещества даны в виде водных растворов(или водных эмульсий).

1) сорбит; - A) CuSO4 + NaOH
2) пропаналь; - A) CuSO4 + NaOH
3) фруктоза; - A) CuSO4 + NaOH
4) n-крезол. - Б) Br2/H2O или В) FeCl3

Веществосорбитпропанальфруктозап-крезол
Реагент
CuSO4 + NaOH
(без нагревания)
+(синее окрашивание)+(синее окрашивание)
CuSO4 + NaOH
(при нагревании)
+ Образование Cu2O+Образование Cu2O
Br2/H2O+ обесцвечивание и помутнение
FeCl3+ (фиолетовое окрашивание)
[Ag(NH3)2]OH

Гидроксид меди в щелочной среде без нагревания обнаруживает многоатомные спирты (сорбит, фруктоза), а при нагревании обнаруживает восстанавливающие сахара, к которым относится фруктоза, гидроксид меди (II) восстанавливается до оксида меди (I). Пропаналь с гидроксидом меди в щелочной среде при нагревании окисляется до пропионовой кислоты, а гидроксид меди (II) восстанавливается до оксида меди (I). Бромная вода или FeCl3 (фиолетовое окрашивание) позволяют обнаружить фенол. Ответ должен был выглядеть следующим образом: А- CuSO4 + NaOH; Б- Br2/H2O (или FeCl3), т.е. набор должен был состоять из двух реагентов, что соответствовало высшему баллу – 4. При большем количестве реагентов балл снижался.

Задание N3

Какой из имеющихся в вашем распоряжении реагентов вы используете для отделения циклогексанола от примеси фенола:

Ответ: 4) NaOH

Бромная вода и раствор FeCl3 используются для качественного обнаружения фенола, а для отделения или очистки циклогексанола от фенола используют NaOH. Фенол в виде фенолята натрия уходит в водную фазу, а циклогексанол, обладающий более слабыми кислотными свойствами, всплывает над водной фазой и может быть отделен с помощью делительной воронки. Подкислением водного раствора фенол может быть вновь выделен.


Задание N4

С одной из приведенных ниже органических кислот как катализатор используется HClг в реакции этерификации с этиловым спиртом. С какой?

Ответ: 3) аминоуксусная кислота.

О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, Химия, 1 1класс, Дрофа, 2001 г. стр. 261-262. § 22. Амфотерные органические и неорганические соединения.

В реакции этерификации в качестве катализатора используется сильная минеральная кислота – конц. серная кислота. Аминоуксусная кислота, обладающая амфотерными свойствами (существует в виде биполярного иона), в среде НCl существует в форме [H3N ← CH2COOH]+. В этой форме группа H3N+ усиливает реакционную способность карбоксильной группы.


Задание N5

С наименьшей скоростью при обычных условиях происходит взаимодействие между следующими веществами:

Ответ: 4. Cu и O2


Задание N6

А. В каком из приведенных ниже углеводородов все атомы углерода находятся в sp2-гибридизации:

Ответ: 2) циклооктатетраен.

Б. Какой из них не обладает ароматическими свойствами?

Ответ: 2) циклооктатетраен.

ТолуолЦиклооктатетраенФенилацетилен2-Фенилпропен-1
Аsp2, sp3sp2sp2, spsp2, sp3
Б молекула неплоская, связи несопряжены

Задание N7

Установите строение соединения С6Н14, при монобромировании которого образуется третичное бромпроизводное состава С6Н13Br; соединение может быть получено по способу Вюрца и по синтезу Кольбе без побочных продуктов.

Ответ: 2) 2,3-диметилбутан.

С6Н14 + Br2 → С6Н13Br + HBr
C3H7-Br + 2Na + Br-C3H7 → 2 NaBr + C3H7- C3H7
2 C3H7COO- → 2 C3H7COO → 2 C3H7 + 2CO2
2 C3H7 → С6Н14
Только при условии строения радикала как (СН3)2СН не может быть побочных продуктов.
Углеводород имеет строение (СН3)2СН-СН (СН3)2


Задание N8

А. Где больше скорость сгорания свечи:

Ответ: 1) у подножия Эльбруса;

Б. Какой из факторов влияет на этот процесс?

Ответ: 2) концентрация.

У подножия Эльбруса концентрация кислорода выше.


Задание N9

Выберите пару веществ, которая взаимодействует с выделением газа:

Ответ: 3) HNO3 и CaCO3
2 HNO3 + CaCO3 → СО2↑ + Н2О + Са(NО3)2


Задание N10

Раствор 1 моль метилата натрия в сухом метаноле смешали в колбе с 1 моль фенола и смесь подвергли перегонке. А. Что соберется в приемнике и Б. что останется в колбе после того, как перегонка будет завершена?

А. Что соберется в приемнике

Ответ: 2) Метанол.

Б. что останется в колбе после того, как перегонка будет завершена?

Ответ: 4) Фенолят натрия.

Метанол – легкая подвижная жидкость в отличие от фенола; кислотные свойства метанола слабее фенола, поэтому фенол вытесняет метанол из его соли – метилата натрия, образуя фенолят натрия. Метилат натрия и фенолят натрия – солеподобные вещества, нелетучие.
Образующийся метанол отгоняется, а в остатке остается фенолят натрия.


Творческое задание: Используя Единую коллекцию ЦОР, познакомьтесь с видеоопытами по теме «Углеводы». Сравните свойства глюкозы и сахарозы.
С помощью какого опыта можно отличить невосстанавливающие сахара от восстанавливающих. Ответом на этот вопрос служит N ресурса, который вы можете найти в «карточке ресурсов».

Ответ:

Глюкоза № 54 867 – окисление глюкозы Сu(OH)2 до глюконовой кислоты и восстановление гидроксида меди (II) до оксида меди (I); признак реакции - изменение окраски с синей до оранжево-красной (2 балла).

Сахароза № 54 868 - отсутствие восстанавливающих свойств сахарозы: устойчивость к окислителю Сu(OH)2 в отличие от глюкозы (2 балла).

Ресурс под № 54 865 также подтверждает восстанавливающие свойства глюкозы и засчитывается, но важно было использовать один и тот же реагент для сравнения свойств двух типов сахаров: восстанавливающих (глюкоза) и невосстанавливающих (сахароза).


Контакты:
  • Электронная прочта (e-mail): chemproject@edu.yar.ru
  • Телефон: +7 (4852) 32-88-91, 30-29-62
  • Координатор проекта: Левашова Алия Тагировна

© ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" Rambler's Top100