Химия / 2010 - 2011 / I тур | II тур    Архив        Выход     
 
О проекте    Новости   Форум   Участники   Задания   Ответы   Результаты
 
Задания проекта

Уважаемые участники Интернет-проекта <Путешествие в мир химии>!

ВНИМАНИЕ!
Задания проекта состоят из трех частей:
1) Викторина (вопросы)
Ответы на вопросы викторины участники подают с помощью онлайн тестирования через Виртуальный кабинет. Для входа используйте логин и пароль, полученные при регистрации.

2) Расчетные задачи
Для решения расчетных задач и графического представления данных участникам необходимо использовать возможности Excel. Инструкция и пример решения задачи приведены в форуме проекта
Результаты выполнения задания необходимо загрузить через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке "Загрузить работы").
При проверке выполненных заданий учитывается правильность и рациональность введения формул, использование при необходимости встроенных функций, наглядность построенных диаграмм.
Загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.

3) Творческое задание.
Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде презентации (не более 10 слайдов) и загрузить файл через форму загрузки в Виртуальном кабинете (по ссылке "Загрузить работы"). Загружаемые файлы должны соответствовать техническим требованиям.

Постарайтесь выполнить все рекомендации по оформлению ответов и творческого задания.
Окончание приема ответов на задания проекта - 16-00 (мск) 3 марта 2011 г.

Перейти на вопросы для 10-11 классов

Номинация: 7-9 классы

Вопросы викторины

Задание 1

Какие связи более прочные: 1. между атомами в молекуле воды; 2. между молекулами водорода; 3. между молекулами кислорода; 4. между молекулами воды?
  1. 1>2>3>4,
  2. 1>3>2>4,
  3. 1>4>3>2,
  4. 1>3>4>2.

Задание 2

Какому элементу отвечает конформация электронной оболочки: 1s22s22p63s23p63d54s2?
Ответом служит символ элемента.

Задание 3

Способ получения этилового спирта гидратацией этилена предложил:
  1. Д.И. Менделеев,
  2. А.М. Бутлеров,
  3. Т. Ловиц,
  4. М. Бертло.

Задание 4

При разложении карбоната кальция в закрытом сосуде установилось равновесие. Как следует изменить условия реакции, чтобы при той же температуре довести ее до конца? 1) увеличить давление в сосуде, 2) открыть кран, 3) добавить в смежный сосуд NaOH, 4) добавить в смежный сосуд NaCl. Ответом служит двузначное число, составленное из номеров выбранных вариантов.
  1. 14,
  2. 23,
  3. 34,
  4. 12.

Задание 5

Допишите уравнение реакции, расставьте коэффициенты:
KMnO4 + NaNO2 + H2SO4 = NaNO3 + …
Ответом служит сумма коэффициентов ионного уравнения.
  1. 21,
  2. 23,
  3. 25,
  4. 27.

Задание 6

Определите рН раствора с концентрацией ионов Н+ равной 0.015 моль/л.
  1. 1,08,
  2. 1,82,
  3. 2,12,
  4. 2,76.

Задание 7

Составьте выражение константы равновесия и вычислите ее значение для реакции:
SO2(г) + O2(г) = SO3(г), если равновесные концентрации равны: [SO2] = 0,12 моль/л, [O2] = 0,06 моль/л, [SO3] = 0,04 моль/л.
  1. 2,05,
  2. 1,85,
  3. 1,55,
  4. 1,00.

Задание 8

Укажите степень окисления кислорода в соединениях: OF2, H2O2, H2O.
Ответом служит последовательность степеней окисления, отделенных запятой, например, 0, -4, +5.
  1. -2, -1, -2,
  2. -1, -2, -2,
  3. +2, -1, -2.

Задание 9

Найдите соответствие между молекулами: 1) азота и 2) фтора и величиной энергии диссоциации 3) 159 кДж/моль, 4) 940 кДж/моль.
Ответом служит двузначное число, составленное из номера молекулы и номера энергии диссоциации.
  1. 13, 24,
  2. 14, 23.

Задание 10

Химики назвали «кошмаром» факт получения:
  1. производных фуллерена,
  2. соединений инертных газов,
  3. соединений внедрения графита,
  4. оксида Ti6O

Расчетная задача

Рассчитать, как изменяется массовая доля (ω,%) серной кислоты в растворе с изменением молярной концентрации (С, моль/л) и плотности (ρ, г/см3) по следующим данным:

С, моль/л 0,498 1,484 2,075 3,211 4,498 6,035 7,801 9,0
ρ, г/см3 1,03 1,09 1,125 1,19 1,26 1,34 1,43 1,49

Построить график зависимости ω,% от С. Из графика определить:
а) ω(H2SO4) в растворе, если С = 2 моль/л; С = 3 моль/л; С = 5 моль/л;
б) С(H2SO4), если ω(H2SO4) = 50%.
Выполнить пункты а) и б), используя встроенную функцию Excel «ПРЕДСКАЗ».
Сравнить полученные результаты. Почему результаты незначительно различаются?

Творческое задание

Каждая команда создает макет музея по той части химии, которую изучает в этом учебном году. Представьте структуру музея (или раздел) такой, чтобы в него хотелось зайти, привести туда младшего брата или сестренку, сходить с приятелем, чтобы увидеть то, чего нет в школе, нет рядом, в учебнике. Это должен быть музей химии, в котором можно было бы познакомиться с каким-нибудь производством или создать свое. Пусть это будет уголок музея, одна стенка, одна витрина, один витраж или полка – не надо гнаться за большим проектом, пусть будет маленький, но интересный, отвечающий собственным запросам, желаниям. Экспонаты могут браться отовсюду, но как положено, Вы должны помнить хозяев этих экспонатов, если они не сделаны сами (подпишите, укажите ссылки).

Музей должен быть рабочим, то есть он должен быть Вашим помощником в изучении химии, истории собственного края, ремесел, производств и т.д. Его стенды могут быть посвящены истории родного химического кабинета (его создателей) своей школы, или отдельной личности (учителя, например). Вы можете создать музей одного элемента и его производных.

Предлагаем Вам защитить проект своего музея в классе и представить нам свое выступление, вопросы и ответы слушателей – первых посетителей Вашего музея.

У вас должен быть выработан маршрут экскурсии, схема переходов от одного экспоната к другому, время рассказа, оценка посетителей вас как гидов.

Музей химии:
  1. Структура музея, цели и задачи, поставленные Вами при его создании.
  2. Перечень экспонатов (фотографии, предметы и проч.)
  3. Маршрут экскурсии.
  4. Текст экскурсии.
  5. Книга отзывов и пожеланий.
  6. Фотографии гидов.

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде презентации Power Point (не более 10 слайдов).

Вопросы викторины

Задание 1

«При получении хлора по методу Сольвей очень быстро изнашивались никелевые детали аппаратуры. В ходе этого процесса аммиак поглощается углекислым газом. Когда стали выяснять причины коррозии, обнаружилось, что ее вызывают небольшие примеси….». Какое вещество вызывает коррозию?
  1. кислород,
  2. азот,
  3. углекислый газ,
  4. оксид углерода (II).

Задание 2

Какой металл входит в состав вольфрамовых (MexWO3), ванадиевых (MexV2O5) и титановых (MexTiO2) бронз?
  1. медь,
  2. железо,
  3. натрий,
  4. алюминий.

Задание 3

Как изменяется сила кислот в ряду: H2S, H2Se, H2Te ?
  1. не изменяется,
  2. усиливается,
  3. ослабевает.

Задание 4

При образовании гидрида лития плотность его по сравнению с исходным металлом 1) возрастает, 2) уменьшается, 3) не изменяется; при образовании гидрида палладия - 1) возрастает, 2) уменьшается, 3) не изменяется. Ответом служит двузначное число, первая цифра относится к гидриду лития, а вторая – к гидриду палладия.
  1. 11,
  2. 12,
  3. 23,
  4. 33.

Задание 5

При действии на бензол хлорноватистой кислотой в растворе концентрированной серной кислоты образуется:
  1. фенол,
  2. хлорбензол,
  3. бензолсульфокислота,
  4. реакция не происходит.

Задание 6

Имеются: бутен-1 и а) KMnO4/H2SO4, б) KMnO4/H2O, в) HBr, г) HBr/H2O2, д) КOH (спирт. р-р). Используя разные комбинации реагентов можно получить различные конечные продукты. Какие реагенты и в какой последовательности необходимо использовать для превращения бутена-1 в бутандиол-2,3? Ответ укажите в виде набора букв в нужной последовательности, например, абв…

Задание 7

Строение боковой цепи ароматического углеводорода (3-метилбутилбензол) было установлено А.Н. Поповым и Т. Цинке химическим путем. Какой тип реакции был ими использован?
  1. восстановление ароматического кольца,
  2. расщепление боковой цепи пиролизом,
  3. реакция окисления,
  4. реакция нитрования по Коновалову.
Олимпиадные задачи 60-90-х гг. ХХ века:

Задание 8

Сожгли 3 л смеси двух соседних гомологов ряда насыщенных углеводородов (н.у.), а полученные продукты пропустили сначала через сухой хлорид кальция, а затем через раствор КОН. Масса сосуда с хлоридом кальция увеличилась на 6,43 г, а сосуда с раствором основания – на 9,82 г. Какие углеводороды входили в состав газовой смеси и каково было их процентное содержание? (Польские химические олимпиады, стр.81, № 268). Из приведенного ответа, выберите гомолог с наименьшей молекулярной массой и укажите для него массовую долю в %, например, 2-5):
1) метан, 2) этан, 3) пропан, 4) бутан, 5) 86%, 6) 64,5%, 7) 43,%, 8) 21,5%.
  1. 4-5,
  2. 1-8,
  3. 2-7,
  4. 3-6.

Задание 9

При хлорировании 112 мл газообразного углеводорода (при н.у.) получено 0,73 г HCl.
Вычислить, сколько атомов водорода заместилось хлором в молекуле углеводорода.
  1. один,
  2. два,
  3. три,
  4. четыре.

Задание 10

Смесь метана и ацетилена объемом 20 мл сожгли в избытке кислорода, при этом образовалось 32 мл СО2. Определите состав исходной смеси (метан, ацетилен) в объемных долях.
  1. 20 и 80 %,
  2. 30 и 70 %,
  3. 40 и 60 %,
  4. 60 и 40 %.

Расчетная задача

Известны температуры кипения и плавления бинарных водородных соединений элементов VI(A) группы:
соединение t плавл. t кип.
H2O 0 100
H2S -85,54 -60,35
H2Se -65,72 -41,5
H2Te -51 -1,8

Постройте графики зависимости t плавл. и t кип. от порядкового номера элемента. Объясните аномальный (с точки зрения периодичности) ход графиков.

Используя встроенную функцию Excel «ПРЕДСКАЗ», найдите гипотетическое значение t плавл. и t кип. воды в соответствии с закономерностью изменения этих величин для других соединений H2Э. Предскажите значения температур плавления и кипения для Н2Ро.

Творческое задание

Каждая команда создает макет музея по той части химии, которую изучает в этом учебном году. Представьте структуру музея (или раздел) такой, чтобы в него хотелось зайти, привести туда младшего брата или сестренку, сходить с приятелем, чтобы увидеть то, чего нет в школе, нет рядом, в учебнике. Это должен быть музей химии, в котором можно было бы познакомиться с каким-нибудь производством или создать свое. Пусть это будет уголок музея, одна стенка, одна витрина, один витраж или полка – не надо гнаться за большим проектом, пусть будет маленький, но интересный, отвечающий собственным запросам, желаниям. Экспонаты могут браться отовсюду, но как положено, Вы должны помнить хозяев этих экспонатов, если они не сделаны сами (подпишите, укажите ссылки).

Музей должен быть рабочим, то есть он должен быть Вашим помощником в изучении химии, истории собственного края, ремесел, производств и т.д. Его стенды могут быть посвящены истории родного химического кабинета (его создателей) своей школы, или отдельной личности (учителя, например). Вы можете создать музей одного элемента и его производных.

Предлагаем Вам защитить проект своего музея в классе и представить нам свое выступление, вопросы и ответы слушателей – первых посетителей Вашего музея.

У вас должен быть выработан маршрут экскурсии, схема переходов от одного экспоната к другому, время рассказа, оценка посетителей вас как гидов.

Музей химии:
  1. Структура музея, цели и задачи, поставленные Вами при его создании.
  2. Перечень экспонатов (фотографии, предметы и проч.)
  3. Маршрут экскурсии.
  4. Текст экскурсии.
  5. Книга отзывов и пожеланий.
  6. Фотографии гидов.

Результаты выполнения творческого задания необходимо оформить в виде презентации Power Point (не более 10 слайдов).


Контакты:
  • Электронная почта (e-mail): chemproject@edu.yar.ru
  • Телефон: (4852) 32-88-91, 30-29-62
  • Координатор проекта: Левашова Алия Тагировна

© ГУ ЯО "Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании" Rambler's Top100
Rambler's Top100