Олимпиада по истории отечественной культуры
10 класс

Анализ работ учащихся 10-х классов

I. Первое задание требовало анализа роли в развитии российской культуры второй половины XIX века такого явления, как меценатство.

Основной ошибкой многих ответов, оцененных весьма невысоко, был описательный характер ответа, который сводится к перечислению наиболее известных российских меценатов того времени с перечнем того, что конкретно они сделали для развития того или иного вида искусства. В этом случае ответа на поставленный вопрос по существу не было, а в заключении лишь фиксировался большой вклад. Те же работы, которые получили наивысшие баллы, как раз выгодно отличались тем, что в них определялось само понятие "меценат", анализировались причины активизации меценатства в указанный период, вычленялись конкретные направления и формы меценатской деятельности, а уж затем приводились два-три впечатляющих примера. Авторы подобных ответов демонстрировали то, что больше всего ценится в подобных олимпиадах - свою исследовательскую "жилку", аналитические способности, творческий характер мышления.

Большинство работ также отмечено своеобразной "идеализацией" меценатов, которая и базировалась на приведенных примерах. Высоко же были оценены те ответы, в которых показана неоднозначность меценатства как явления, наличие определенного социального прагматизма в деятельности значительной части российских купцов и предпринимателей.

II. Оружейная палата (перечень заложенных ошибок)

  1. Вместо Монетного нужно вставить Конюшенный двор.
  2. Архитектор не К.И.Росси, а К.Тон.
  3. Четыре хранилища существовали до начала не шестнадцатого, а восемнадцатого века.
  4. Оружейную палату передали в ведение не Синода, а Сената.
  5. Восьмой съезд РКП(б) и решение о музее было не в 1917, а в 1919 году.

III. Обращаем внимание участников олимпиады на формулировку третьего задания: Какому историческому событию посвящена картина Н.Н.Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" и какова авторская трактовка этого события?

При оценке ответов на это задание жюри исходило из того, что формулировка задания содержала два вопроса. Соответственно из 5-ти баллов оценивался ответ на первую часть задания и из5-ти же - на вторую. Многие ответы участников олимпиады содержали весьма краткую информацию о "деле царевича Алексея" (без перечисления причин, приведших к нему, и без анализа причин жесткой реакции Петра на это событие).

Что касается второй части задания, то здесь наиболее типичной ошибкой был анализ самого произведения (с точки зрения удачной композиции и т.д.), позиция же художника определена весьма кратко. Члены жюри вынуждены, как и в случае с подобным же заданием для учащихся 9-х классов отметить, что участники олимпиады чаще всего совершенно откровенно переписывали найденное в том или ином издании описание картины (слово в слово), отчего ответы были неприятно поражали удивительным сходством.

Творческий момент, который особенно высоко оценивался, присутствовал в очень небольшом количестве работ. Поэтому и число высоких оценок крайне невелико.

IV. Вопросы (правильные ответы)

  1. В.Г.Перов пишет о Товариществе передвижных художественных выставок.
  2. "Золотой петушок".
  3. Казанский собор А.Н.Воронихина
  4. Боярин
  5. В.С.Высоцкий. Фильм "Вертикаль"
  6. Облучок - место для ямщика
Если ответ был не полон или не точен, то за него давался не 1 балл, а 0,5 балла.
10 классы
Н 058 6 4 6 4 20  
Н 060 8 5 7 6 26 3
Н 051 5 5 6 5 21  
Н 007 5 2 7 5,5 19,5  
Н 079 3 - 3 2,5 8,5  
Н 041 4 2 3 5 14  
Н 039 - 1 7 3 11  
Н 040 9 5 10 5,5 29,5 1
Н 033 4 4 5 5,5 18,5  
Н 032 2 2 3 5,5 12,5  
Н 031 4 5 7 5,5 21,5  
Н 028 2 5 6 5,5 18,5  
Н 051 5 5 5 5,5 20,5  
Н 025 9 5 7 5,5 26,5 2
Н 024 2 1,5 4 5 12,5  
Н 045 2 - 6 5 13  
Н 125 3 5 5 5 18  
Н 027 4 4 7 4,5 19,5  
Н 030 2 2 4 4,5 12,5  
Н 035 6 2 5 4 17  
Н 036 3 4,5 6 5,5 19  
Н 074 4 3 5 5 17  
Н 034 4 5 6 5,5 20,5  
Н 038 5 5 4 5,5 19,5  
Н 046 5 5 7 5,5 22,5  
Н 077 6 3 5 5,5 19,5  
Н 110 10 - 8 5,5 23,5  
Н 009 7 3 5 4,5 19,5  
Н 048 10 1,5 9 4,5 25 Поощр.
Н 063 - - 5 5 10  
Н 044 3 3,5 1 4,5 12  
Н 122 1 4 - 2,5 7,5  
Н 108 1 3,5 2 3 9,5  
Н 062 4 2,5 7 4,5 18  
Н 070 3 5 5 6 19  
Н 097 4 3 5 6 18  

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999
Rambler's Top100