Олимпиада по истории отечественной культуры
9 класс

Анализ работ учащихся 9-х классов

Первое задание было посвящено анализу особенностей проявления художественного стиля барокко в русском искусстве XVIII века.

Наиболее высоко были оценены работы, в которых, во-первых, были освещены отличительные черты барокко как художественного стиля вообще, а, во-вторых, показана на конкретных примерах его российская специфика. Особенно высокими баллами были отмечены работы, где российское барокко рассматривалось не только на примерах архитектурных памятников восемнадцатого столетия, но и его отражение в скульптуре и живописи этого периода.

К сожалению, в большинстве присланных ответов содержалась очень краткая характеристика барокко (а ведь организаторы олимпиады дали возможность развернуть ответ на двух страницах компьютерного текста), а анализ русского барокко свелся к перечислению основных творений знаменитого Расстрелли.

II. Третьяковская галерея (перечень заложенных ошибок).

  1. Третьяков был купцом, а не дворянином.
  2. Его особняк расположен не в Каретном переулке, а в Лаврушинском.
  3. С 1874 года коллекцию могли видеть не только знакомые Третьякова, но и посторонние.
  4. Третьяков с радостью принял звание Почетного гражданина Москвы.
  5. Проект здания был выполнен Виктором Васнецовым.

Дополнительный балл поощрительного порядка заработали те участники, которые выявили еще одну ошибку: сразу после открытия Московской городской галереи в августе 1893 года ее посетил не Николай II с семьей, который стал российским императором только в 1894 году, а тогдашний император Александр III.

III. При оценке ответов на это задание жюри исходило из того, что формулировка задания содержала два вопроса: Какому историческому событию посвящена картина В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни" и какова авторская трактовка этого события. Соответственно из 5-ти баллов оценивался ответ на первую часть задания и из5-ти же - на вторую. Многие ответы участников олимпиады содержали весьма краткую информацию о стрелецком бунте 1698 года (без перечисления причин, приведших к нему, и без анализа причин жесткой реакции Петра на это событие). Что касается второй части задания, то здесь наиболее типичной ошибкой был анализ самого произведения (с точки зрения удачной композиции и т.д.), позиция же художника определена весьма кратко. Члены жюри были неприятно поражены тем, что участники олимпиады чаще всего совершенно откровенно переписывали найденное в том или ином издании описание картины (слово в слово), отчего ответы были удивительно похожи. Творческий момент, который особенно высоко оценивался, присутствовал в очень небольшом количестве работ. Поэтому и число высоких оценок крайне невелико.

IV. Вопросы (правильные ответы)

  1. "Жизнь за царя", 1836 год
  2. Б.И.Орловский
  3. В честь хранящейся там иконы Казанской Божьей матери.
  4. "Майская ночь".
  5. "Сказ про то, как царь Петр арапа женил".
  6. К свадьбе.
Если ответ был не полон или не точен, то за него давался не 1 балл, а 0,5 балла.

Сводная таблица результатов олимпиады

9 классы
Н 059 9 6 9 5 29 1
Н 078 9 4 5 6 24 Поощр.
Н 077 - 5 5 5 15  
Н 079 5 3 4 4 16  
Н 071 8 4 7 6 25 2
Н 004 6 4 8 5 23 Поощр.
Н 076 9 3 7 5 24 Поощр.
Н 052 10 4 6 5 25 2
Н 130,
Н 131б,
Н 088
7 1 5 5 18  
Н 089 4 - 8 3,5 15,5  
Н 095 6 5 3 6 20  
Н 064 6 6 3 5 20  
Н 123 5 7 3 15  

© Ярославский областной Центр Дистанционного Обучения школьников, 1999
Rambler's Top100