Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2000 - II тур
Приглашение
Задания
9 класс
10 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
Итоги
2000 - I тур
2001
2002
Выход

Ответы на задания второго тура проекта по литературе
11 класс

  1. a) Лойко Зобар объясняется в любви Радде. Рассказ М. Горького "Макар Чудра".
    б) Шурочка Николаева объясняется с Ромашовым. Повесть А. Куприна "Поединок".

  2. Не эмигрировавшие:
    Горький, Булгаков, Пастернак.
    Эмигрировавшие, но возвратившиеся:
    Куприн, А. Толстой, Цветаева, Солженицын.
    Эмигрировавшие и не возвратившиеся:
    Бунин, Бальмонт, Шмелев.

  3. Пародируются рассказы Зощенко М., а именно сказовая манера, при которой происходит ориентация на речь персонажа, а позиция автора оказывается скрытой. Речь персонажа - одно из ярких средств его характеристики как среднего "массового"человека.

  4. а) Отрывок из стихотворения В. Я. Брюсова "Кинжал". Брюсов следует гражданской позиции поэта (эпиграф - из стихотворения М. Ю. Лермонтова "Поэт" - перекличка с традицией). Логичность, доказательность, аллегоричность, характерные для поэзии Брюсова.
    б) Отрывок из стихотворения С. А. Есенина "Русь Советская". Ощущение ненужности в ситуации замены Родины - Руси на Родину - мировую революцию.

  5. Сентиментализм: возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции; норма не разум, а чувство; ведущий жанр - роман в письмах.
    Романтизм: двоемирие; личность, отвергающая общество; ведущий жанр - элегия, баллада.
    Реализм: типизация фактов действительности ведущий жанр - роман.
    Классицизм: обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия.
    Соцреализм: социалистически осознанная концепция мира, обусловленная эпохой борьбы за социализм; ведущие жанры - роман, роман- эпопея.
    Модернизм: в центре изображения не картина мира, а картина мира индивидуального сознания; синтез жанров.

  6. а)
    - А Ванька с Катькой - в кабаке...
    -У ей керенки есть в чулке!
    - Ванюшка сам теперь богат...
    -Был Ванька наш, а стал солдат!
    А. Блок "Двенадцать"
    б)
    Для веселия планета наша мало оборудована.
    Надо вырвать радость у грядущих дней.
    В этой жизни помереть не трудно.
    Сделать жизнь значительно трудней.
    В. Маяковский

  7. Первое стихотворение "Мед веков" К.Д. Бальмонта из юбилейного сборника "Ясень", выпущенного в Ярославле в 1915 году. В Ярославле родилась мать поэта, сам Бальмонт учился в Демидовском лицее. Именно в Ярославле вышел первый сборник поэта, тираж которого в следствие неудачи у публики он скупает и уничтожает.
    Второе стихотворение М.А. Кузмина, родившегося в 1872 году в Ярославле, о родном городе.
    Третье стихотворение М.И. Цветаевой, написанное после поездки в декабре 1914 года в Ростов Великий.

  8. Учащиеся могут назвать различные произведения. Необходимо, чтобы в каждом случае была кратко прояснена связь с идеей. Приведем несколько примеров:
    "Вишневый сад" А. П. Чехова, можно вспомнить слова Пети: "Вся Россия наш сад". Из пейзажа сад превращается в символ утраченных иллюзий, сладостных и горьких воспоминаний...
    "История одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина. Намеренно в заглавии не определено название города Глупова, пространство города расширяется до пространства России, а история отдельного города до Истории государства Российского.
    "На дне" М. Горького. Нарочитая неопределенность - на дне (чего?) - рождает не только социально-бытовое прочтение пьесы (на дне жизни), но и философское (на дне души).
    "Котлован" А. Платонова. В названии расхождение утопии (фундамент для дома-мечты) и реальности (могила Насти - человека будущего).
    "Матренин двор" А. Солженицына. Типичный прием Солженицына - концентрация пространства(принцип расширяющихся концентрических кругов). Дом Матрены становится воплощением добра, справедливости, нравственности, домом праведника, без которого нет России. И т.д.

  9. а) Лесков - Зощенко - Ахматова. Зощенко использовал сказовую манеру, как и Лесков, а имена Зощенко и Ахматовой объединило печально известное постановление ЦК ВКП(б) и доклад А. Жданова 1946 года "О журналах "Звезда" и "Ленинград", в которых их творчество подвергнуто резкой критике за безыдейность.
    б) Ахматова - Цветаева - Пастернак. Ахматовой посвящено множество стихотворений Цветаевой, в..? произошла встреча поэтов, а с Пастернаком Цветаева вела оживленную переписку с 1926 по 1932 год
    в) Твардовский - Солженицын - Шаламов. Твардовский взял на себя смелость опубликовать, будучи редактором "Нового мира", "Один день Ивана Денисовича". Солженицына и Шаламова объединяет прежде всего тематика, "лагерная проза" ("Один день Ивана Денисовича", "В круге первом"... и "Колымские рассказы").
    Примечание: Третий член цепочки может быть произвольным, данные ответы - лишь один из многих вариантов.

  10. 1) в; 2) б; 3) б; 4) а; 5) б.
  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100