Трофим Александр Георгиевич

МОУ СОШ №16
Ставропольский край, Александровский район, с. Александровское
Четвертое творческое задание "А есть ли смысл?"

Молодость души

Мои родители учились в одной школе. Часто, вспоминая эти годы, они вели речь об Иване Петровиче. Он преподавал у них физику и астрономию. Это был настоящий учитель, преданный своему делу и всей душой любящий детей человек. А таких учителей очень мало. Мама рассказывала, что Иван Петрович проводил свои уроки очень необычно. О созвездиях он говорил, словно рассказывал сказку, водил их наблюдать звездное небо. Вооружившись школьным телескопом, весь класс, по очереди вглядывался в Большую и Малую Медведицу, в Млечный путь, в созвездие Скорпиона... О математике рассказывал, сравнивая цифры с нотами, а законы физики раскрывал на простейших жизненных примерах. Его занятия были самыми любимыми предметами у его учеников, а неуспевающих не было вообще. У Ивана Петровича не было семьи, возможно, потому он столько времени проводил с ребятами. Весной и осенью они отправлялись в поход, поднимались на невысокую горку, разбивали палаточный лагерь, разжигали костер, на котором варилась самая лучшая в мире пшенная каша, кипел чай, заваренный листьями боярышника. С нетерпением ждали ночи, чтобы снова отыскать в миллиарде светящихся точек созвездия и услышать истории о Персее, Андромеде… Эти походы и рассказы учителя остались в памяти родителей на долгие годы.

Многое слышал об этом удивительном учителе, но никогда мне не приходилось его видеть.

Однажды мы ехали куда-то всей семьей в нашей машине. Отец был за рулем, и мама попросила остановиться у рынка для того, чтобы купить продуктов. Мы припарковались на стоянке, и я отправился вместе с мамой на рынок, чтобы помочь ей донести покупки. Вдруг она остановилась при виде невысокого, пожилого человека в очках, без ноги, с подвернутой штаниной, с трудом передвигавшегося на костылях. Мама быстро подошла к нему, и о чем-то горячо, с широкой улыбкой на лице, заговорила с этим человеком. Затем, оглянувшись, подозвала меня и произнесла: «Познакомьтесь, Иван Петрович, это мой сын». Я удивленно уставился на этого человека.

- Так это и есть тот самый Иван Петрович? - думал я. Признаться, я несколько иначе себе его представлял. Сложившийся в моем представлении образ учителя, вмиг перевернулся.

Вернувшись в машину, я накинулся на родителей с расспросами. И вот, что мне удалось от них узнать. Ногу Иван Петрович потерял в детстве. Ему было тринадцать лет, когда он потерял семью. Его подобрали отступающие советские войска. Так он стал сыном полка. Он прошел нелегкий путь от Бреста до Берлина, пули старались не касаться этого ребенка, будто понимали, что у него вся жизнь впереди. Только одна не захотела с этим мириться, и тяжелое ранение в ногу привело к ампутации. Так для него закончилась война, и началась жизнь молодого инвалида.

Больше всего меня поразило то, что Иван Петрович сумел закончить институт. Сегодня у инвалидов имеется возможность заказать протез на отсутствующую конечность, но в то время такой возможности не было. И учитель так и прошагал всю свою жизнь на костылях. В школе директор специально для него выделил кабинет физики и математики на первом этаже, чтобы учителю - инвалиду не приходилось подниматься на второй и третий этажи, хотя все учителя «предметники» располагались этажами выше, а первый этаж занимали первоклашки. И это была единственная поблажка в школе, которую принял Иван Петрович от директора и от коллег. Всю остальную работу он выполнял на износ, даже походы. Коллеги его уважали, а дети просто обожали любимого учителя.

- Так сколько же ему лет? - поинтересовался я у родителей. - Семьдесят восемь, - последовал ответ. Это меня просто поразило в самое сердце. Учитель не выглядел на свой возраст и казался моложе лет на 10-15. Как он в столь солидном возрасте обходился без посторонней помощи.

- Знаешь, сынок, - задумчиво сказала мама, наверное, таким людям Бог помогает.

Наверное, мама права. Но, видимо, свою роль сыграла и многолетняя закалка характера Ивана Петровича - не жаловаться на судьбу, а продолжать двигаться дальше, как бы тяжело ему не было. Любовь к профессии и детям позволили ему на долгие годы оставаться молодым душой. А молодость души отражается и во всем облике этого немолодого уже человека, которому от всего сердца хочется пожелать крепкого здоровья на долгие - долгие годы.


Трофим Александр