главная страница > формы участия > урок от ООН/ЮНЕСКО ASP > статья

 

 

Основное образование (всеобщее образование) - это единственная надежда на возникновение общенациональной демократической культуры, которая будет способствовать политической стабильности и благодаря которой уважение к правам человека будет передаваться из поколения в поколение. Коichiro Matsuura, генеральный директор организации ЮНЕСКО

 

Основные показатели:

  • В прошлом десятилетии в период с 1990 по 1998 годы число детей, обучающихся в школах, возросло от 599 млн. до 681 млн.
  • С 1990 года около 10 млн. детей пошли в школы.
  • В странах Восточной Азии, Океании, Латинской Америки, Карибских островов детям недоступно начальное образование.
  • В период с 1990 по 1998 годы численность детей, не посещающих учебные заведения, уменьшилась от 127 млн. до 113 млн. В странах Латинской Америки и Карибских островов, например, численность детей, не посещающих школы уменьшилась вдвое, от 11.4 млн. в 1990 году до 4.8 млн. в 1998 году.
  • За прошлое десятилетие на 5 % увеличилось число детей в дошкольных учреждениях. В 1998 году около 104 млн. детей пошли в дошкольные образовательные учреждения.
  • Количество образованных людей в мире в период с 1970 до 1998 годы увеличилось на 1.8 биллионов человек. На сегодняшний день 85 % мужчин и 74 % женщин мира могут читать и писать.
  • . По всему миру насчитывается около 87 % образованных молодых людей (15 - 24 года). Несмотря на эти показатели количество необразованных людей в мире остается достаточно большим.
  • Как и 10 лет назад, примерно 875 млн. человек, 63.8 % из которых женщины, составляют необразованное население мира.

 

 

Почему основное образование имеет большое значение?

Представьте себе сельскую местность, где девочкам запрещается ходить в школу только потому, что они девочки. Вместо того , чтобы посещать школу, они вынуждены работать. Или ситуацию, когда умирает больной ребенок только потому, что мать не смогла прочитать назначение на бутылочке с лекарством. Представьте себе брошенных детей, мобилизовавшихся солдат - мальчишек, необразованных, безработных, бездомных. Или фермера, потерявшего свои угодия только потому, что он не смог прочитать документы на владение землей.
Основное образование - это ключ к свободе от угнетения, страха и нужды. Образование - это надежное оружие против бедности. Оно дает людям надежду на будущее, право голоса и способствует социальному и политическому прогрессу.

Что дает образование?

  • Образованные женщины имеют тенденцию создавать семью позднее и такие семьи более прочные.
  • Счастливое детство детей в семьях образованных родителей способствует росту рождаемости.
  • Образованные рабочие работают более продуктивно благодаря разнообразному подходу к решению поставленных задач.
  • Образованные родители имеют больше возможностей найти высокооплачиваемую работу.

 

Основное образование - что это?

Основное образование - это не только умение читать, писать и считать. Оно включает более широкое понятие процесса обучения - как внешнего, так и внутреннего - на протяжении всего жизненного пути. Обучение происходит внутри школы и вне ее: на работе, на отдыхе и в других ситуациях. Оно не ограничивается детскими годами и годами учебы, оно начинается в младенчестве и длится всю жизнь.

Что конкретно несет в себе понятие "основное образование"? Это такой путь, на котором образование для человечества обретает огромную значимость, актуальность и необходимость, становиться всеобщим непреложным законом и провозглашает всеобщую обязанность основного образования и дальнейшего развития личности на жизненном пути.

Основное образование - это широкое понятие. Многие страны понятие "основной" определяют начальным звеном общеобразовательной школы. Все большее число стран включают в понятие "основное" среднее и старшее звено общеобразовательной школы. В Китае, например, на смену "основного" образования, включающего в себя обязательное девятилетнее образование, приходит понятие образования в более широком смысле : как забота о детстве и непосредственно образовательный процесс. В Бразилии в 1996 году был принят закон о системе образования, которая включает в себя период от рождения, когда ребенок нуждается в уходе, до окончания средней школы. Таким образом, страны Европы, Северной Америки, Австралии, Японии и частично юго - восточной Азии в понятие "основной " включают начальное и среднее образование.

In a small but growing number of countries, some kind of post secondary or tertiary education is almost becoming 'basic' in that it is seen as a foundation for working life or further studies for all youth.

 

От количества к качеству.

"Основное образование" это не означает "образование качественное". Сегодня все соглашаются с тем, что для получения образования недостаточно того, чтобы ребенок просто посещал школу, необходимо, чтобы ребенок хотел учиться.

Многие страны, такие как Бангладеш, Бразилия, Китай и Мексика обсуждают проблему качества образования, рассматривая все аспекты: начиная с качества подготовки учителей, технического оборудования школ, заканчивая привлечением в образовательный процесс родителей.

Необходимость улучшения качества образования очевидна. Сегодня в странах Южной и Центральной Африки менее чем трое из четырех детей имеют образование 5 классов. В условиях улучшения качества образования школы этих стран теряют третью часть потенциальных учеников. На самом деле четвертая часть 96 млн. детей, начавших свое обучение в 1995 году, закончили свое обучение на 5 классе. Закрывая глаза на необходимость обучения детей с разными способностями, школы теряют для себя возможность быть действительно открытыми и доступными.

Во многих странах системы образования медленно реагируют на экономические кризисы и другие внешние факторы, что приводит к ухудшению качества образования. Почему теперь обучение в школе не всегда может заинтересовать ребенка? Когда образовательные программы по содержанию не соответствуют действительности, рано или поздно школы начинают терять своих "клиентов".

В конце концов, много внешних факторов оказывают влияние на образование, и в неменьшей степени на социальный статус учеников и здоровье государства. Качественное образование - это не только квалифицированные учителя и качественные материалы. Это еще и качество учащихся. Дети должны быть здоровыми, ухоженными и готовыми учиться.

 

Дети и молодые люди, не посещающие школу

Сегодня 113 млн. детей, в большинстве девочки, не посещают учебные заведения. 10 млн. из них живут в развитых странах. Это могут быть мальчики из стран Южной Америки, которых вербуют в народное ополчение, или девочки стран Азии, занимающиеся проституцией. Причины , конечно, могут быть и более светского характера, но последствия столь же пагубны, как, например, в случае, когда Африканский ребенок, в большинстве случаев девочка, постоянно сидит дома из - за сбора урожая, необходимости принести воды или присмотреть за младшими детьми.

Путаница социально - культурных, экономических и физических факторов уводит детей от образования. Школы способствуют этому, не принимая семьи в качестве партнеров, образовательная бюрократия способствует этому, не поддерживая учителей, правительство - преследуя политику по защите детства. Если правительство не приветствует нетрадиционное обучение, то негосударственные организации удовлетворяют этим потребностям. Но для реального продвижения в этом вопросе необходимо сотрудничество между негосударственными учреждениями и правительством.

Воспитание детей полноценными членами общества - это трудная, но необходимая задача, требующая творческого решения.

Дети, сегодня лишенные образования, станут завтра маргинальной молодежью. Многие выключенные из общества дети, входящие в отроческий возраст, не обладают многими умениями, которые помогают человеку становиться полноценным членом общества. На сегодняшний день это число достигает 1 биллиона, и наибольшее количество из этого числа - молодые люди 15 - 24 лет, и это число растет.

Проблема аутсайдеров существует и в развитых странах. Безработица и другие формы исключения из социума достигают более высокого уровня в индустриальных странах. Во Франции, где молодежь называют "поколением зала ожидания", каждый четвертый человек - безработный. За последнее десятилетие вопрос молодежи, исключенной из общества, решается путем создания общин и вечерних школ, использования радио в качестве дистанционного обучения и оказания помощи бедному населению по приобретению определенных общественно-полезных умений.


Женщины и девочки: образование, не дискриминация.

Образование девочек имеет отличия не только касательно экономической, но и общественной жизни. В сегодняшнем мире девочки оказываются в менее выгодном положении, чем мальчики только вследствие дискриминации пола. 60 % из 110 млн. учащихся развивающихся стран - девочки. Проблема остается, несмотря на то, что в большинстве развивающихся стран образование женщин и девочек взято на заметку и по сравнению с 1990 годом на 44 млн. девочек больше получили начальное образование.

Все большее и большее количество государств понимает необходимость образования девочек.

  • В Египте правительство реализует успешную программу по образованию женских общинных школ, где процесс обучения и управления соответствует традиционному образованию.
  • Малави уменьшил стоимость обучения для родителей и упразднил школьную форму.
  • В Китае деревенский житель , принявший эффективные меры для того, чтобы дать девочкам образование, награждается денежным заемом или фондами развития.
  • В некоторых странах для того, чтобы девочки оставались в школах, достаточно всего лишь построить отдельные туалеты.

 

Для стран Африки и Южной Азии путь преодоления проблемы более тяжелый. Шестилетняя девочка в Южной Азии может учиться в школе только шесть лет. Это на три года меньше, чем мальчик. Когда неравенство полов усугубляется неравенством положения сельской местности по сравнению с городом , проблема девочек становится серьезнее. движения по просвещению девочек Дискриминация наблюдается и непосредственно в классе, когда учителя уделяют мальчикам больше внимания.

Если девочка вынуждена смотреть за хозяйством и ухаживать за младшими детьми в семье, рано выходит замуж или родители теряют надежду на образование, это прямая угроза к травле девочек учителями.

Говорят, семья интеллигентна благодаря матери. Конечно, девочка, у которой мать - образованный человек, скорее пойдет в школу, чем девочка из простой семьи. ЮНЕСКО подчеркивает необходимость объединения мам и дочек в одну инициативу. Такая инициатива была организована в деревне Мали. С использованием верховой езды, ритмов, радио происходит обучение девочек и женщин. Однажды сельская женщина, получив образование, стала активным участником.


Передача долга в фонд образования

Влияние иностранного долга - одна из принципиальных причин , из-за которой страдает образование многих развивающихся стран. Пока вложения в образование приносит долговременную выгоду, правительство обращается к краткосрочным иностранным долгам. Такие недоимки оказывают негативное влияние на платежеспособность страны, растут кредиты. Сейчас на глобальном уровне есть серьезный финансовый аргумент, чтобы , наконец, использовать иностранные долги в качестве ресурсов для образования.

В 1996 году неразвитые страны с наибольшим долгом получили поддержку от Всемирного банка , а группа развитых стран подтвердила выплаты. Сегодня погашение долгов идет очень медленно, с трудом преодолевая бюрократические препоны.

 

Новые изменения в образовании

Основное образование стоит перед лицом необходимости движения к будущему: как предостеречь людей от таких вещей, как СПИД в странах Африки, где сами условия жизни в условии уменьшения количества учителей наносят разрушающее воздействие. Как продлить образование увеличивающемуся числу беженцев и неустроенных людей, как помочь учителям донести новое понимание роли учителя и как ввести использование новых технологий для поддержки бедных.

И , наверное, самый большой вопрос в том, как дать возможность миллионам детей из 42 стран с наибольшим долгом реализовать свои способности.

Бедность не имеет возможности получать образование, а выключение из процесса образования - это первый шаг к бедности. Образование - это лучшая и , зачастую, единственная возможность для ребенка завершить

 

Правовой фундамент образования:

1948: Международная Декларация по правам человека провозгласила объединение наций. Образование провозглашает равные права для всех.

1959: Декларация о правах детей. Образование провозглашает равные права для каждого ребенка.

1966: Международная Конвенция об уничтожении всех форм расовой дискриминации провозглашает право на образование всех рас и этнических групп.

1981: Конвенция об уничтожении всех форм половой дискриминации уравнивает права женщин в отношении образования.

1990: Всемирная Декларация о всеобщем образовании.

1993: Совещание на высшем уровне стран европейского союза , на котором обсуждаются пути преодоления безграмотности к 2000 году.

1996: доклад ЮНЕСКО Международной Комиссии Образования о взгляде на образование в 21 веке

Апрель 2000 года: Всемирный образовательный форум в Сенегале, на котором обсуждается повышение уровня основного образования к 2015 году