Чихоткин Алексей
гимназия 23 г. Краснодара

Моя школа - школа будущего
Год создания: 2002

Мне действительно надо писать о своей школе. Все, что в ней происходит, все, что в ней делают педагоги, родители, ученики - это "будущее" многих школ России.
Редко, где можно увидеть, что проблемы "отцов и детей", учителей и учеников решаются открыто, как учениками так и взрослыми. Дети высказывают своЈ мнение, помещая рассуждения по этому поводу на страницах школьной печатной газеты. Учителя организуют "круглые столы" с родителями. Вместе учатся друг у друга умению общаться с личностью - ребенком.
Где? В какой школе, можно увидеть, как маленького человечка учат делать свой выбор, анализировать его и, если он так считает, умело исправлять ошибки своего выбора. Только когда этому научен, делается все как само собой разумеющиеся.
Редко в какой школе постоянно учат делать свою жизнь интересной. "В природе пустоты не бывает" - говорят педагоги и всячески стараются научить ребенка проводить свое свободное время с пользой для себя. Показывают своим собственным примером, что "интересно жить - и н т е р е с н о". В нашей школе интересно: вязать, печь, танцевать, заниматься теквондо, баскетболом, волейболом, писать статьи, участвовать к конкурсах по журналистике, писать сборники стихов, думать о разрешении конфликтов, ходить в горы, ставить спектакли, мюзиклы, писать картины, выигрывать во всех мыслимых конкурсах, становиться мисс - города, быть отличником, директором школы (уже сейчас), членом городского совета школьников и просто учиться!
В нашей школе интересно учителям: учить нас, писать книги, становиться отличниками, писать кандидатские, свои собственные методики, играть в баскетбол, быстрее всех плавать, ходить в походы, писать статьи, петь, дружить и просто жить!
В нашей школе интересно родителям: участвовать в воспитании и обучении своих детей, дружить с учителями, помогать школе всЈ иметь, ставить спектакли, писать стихи, статьи, ездить на экскурсии, ходить в походы, поддерживать и учителей и детей, болеть всей душой за всех в школе, и просто радоваться жизни!
Где ешЈ, в какой школе, с нами, с детьми, говорят на равных, позволяют делать замечания, решать конфликтные ситуации?
Ну как вы думаете? Наша школа - будущее или настоящее?!
Но на мне нет "розовых" очков. Я вижу много школьных проблем, живущих пусть не в нашей школе, а во многих других.

Во - первых: по-моему мнению, извечный конфликт взрослых и детей.
Мы - дети, входим в мир с широко раскрытыми глазами, разинутым от удивления ртом, и с благоговением следим, повторяем все, что говорят, что делают наши любимейшие божества - родители. Все, что они делают - правильно. Они учат нас держать кружку, ходить, произносить слова, сползать с кровати, кушать и т. д. И мы повторяем все, даже выражения и интонацию "любимых" маминых или папиных слов. Именно у родителей, бабушек, дедушек, а потом у первых учителей, мы постоянно спрашиваем: "почему?"; мы через них познаем мир. Не задумываемся! Не анализируем, что хорошо, что плохо! Мы верим, как верили вы своим родителям. И если взрослый, сидя у телевизора, говорит, что его нет дома - значит это правильно. А если он протягивает руку к рюмке, сигарете - это тоже правильно. Если они сегодня говорят одно, а завтра - противоположное, соответственно ситуации, то это правильно считаем мы и учимся. Учимся лицемерию и благородству, учимся доброте и злости, ответственности и беззаботности. Всему - соответственно ситуации. Сначала от "великой" любви к вам взрослые. Потом, когда, что-то начинаем понимать и сравнивать, считаем - значит так надо. И вдруг, делая также как они, оказываемся наказанными, обиженными за то, чему научены. И шок! Конфликт! Первый в жизни конфликт - вам можно, а мне нельзя! Обида, раздирающая душу обида. И по-новому начинаешь всматриваться в родные лица родителей, учителей. Почему все так? Возникает извечный конфликт родителей и детей. Свои ошибки через поступки детей видеть страшно; и взрослые закрываются "ширмой". Это не мы, это улица научила их. Да какая улица - если главные божества вы. Улица появляется потом, когда вы начинаете наказывать за то, чему научили. Если мама говорит, что курить вредно, а потом (прячась) курит с подругами в кафе. Разве не пример, чтобы ребенок шел с друзьями в подворотню курить. Примеров много. Вместе с огромным количеством положительных качеств, мы набираемся отрицательных. Но за положительные не хвалят, а за отрицательные всегда ругают. Конфликт!? Конфликт, вечный как мир, конфликт "отцов и детей". Можно ли решить его? Можно! Важно чтобы каждый понял свою роль. Сначала, что бы родители и учителя осознали, что "кодируют" нас по своему подобию, и повысили требования к себе, контроль за собой. И объяснили нам, детям, что они люди с достоинствами и недостатками, что мы должны научиться анализировать любые поступки, слова кого угодно проводить через призму нравственности и не повторять их ошибок. А мы должны научиться уважать их за это! Мы, все, должны признать, что не совершенны, но не прощать себе за это, а изменяться. И помогать в этом друг другу, без амбиций и обид. Мудро и тонко, не обижая достоинства друг друга, не унижая в отместку. А ещЈ заново учиться любить, как когда то в детстве: вы нас первозданных, чистых, мы вас - очень родных и первых встреченных в этом большом мире! Мы можем еще рассмотреть некоторые причины, в результате которых появляется конфликт между двумя поколениями: родителями и детьми - подростками. В этот период жизни подросток пытается самоутвердиться, найти себя, решить "Кто он есть!", "Кем он хочет стать?" А родители желают видеть своего ребенка тем как они хотят. В праве ли они это делать? Достаточно ли хорошо они знают своих детей?
Кто больше знает, родители своих детей или дети своих родителей?
Знаете, зачастую родители не верно представляют своих детей. Что и может быть причиной возникновения конфликта (кстати замечено, что сына родители оценивают более правильно, чем дочь). А вот дети оценивают своих родителей более правильно. Они представляют своих родителей реально не идеализируя, не ищут в них выдуманного идеала. Они воспринимают их такими какими они есть. Когда как родители - часто своЈ не знание своих же детей - скрывали придуманными идеалами. Дети "впитывают" родителей. Они внимательны к ним, знают все их интересы, высказывания, жизнь. Родители часто слушают только себя. Отсюда вывод: родители чаще общайтесь со своими детьми, научитесь смотреть с ними в одном направлении. Для общения необходимы два условия: общие интересы и совместная деятельность (которая является наилучшим условием).
Во - вторых: это недостаточность оценочной системы образования. Наверное многие из нас вспоминают заученную наизусть фразу, неоднократно произносимую взрослыми: "Вы должны учиться для получения не оценок, а знаний". И, прейдя в школу, семилетними малышами, мы стремились впитать в себя максимум нового, неведомого и интересного. Но постепенно к этому стремлению, откуда - то исподволь, присоединяется желание увидеть на обложке своей тетради красную звездочку, кружок, цветочек символизирующий хорошо выполненное задание, а следовательно, успех. Успех у одноклассников, родителей, учителей. А потом это перерастает в жажду оценок и становится мощным стимулом к учебе, а высокие оценки средством самоутверждения в обществе. И вскоре перестаЈшь замечать, как в погоне за пятерками уже не способен остановиться ни перед чем: ни перед списыванием контрольной у соседа,ни перед выдиранием из задачника по алгебре страниц с вариантами ответов, ни перед изготовлением шпор. А виной этому злосчастные пятЈрки, достающиеся подчас с таким трудом! Насколько я понимаю, первостепенная задача школы - научить самостоятельно мыслить. Зачем тогда оценки? Да! Конечно! Вы скажите: "Это единственный стимул к учебе". Но они также являются сигналом бедствия, неудачи. Стимулируют ко лжи (так не хочется ставить в известность родителей". И вот, уже опускаются руки перед боязнью очередной двойки и нет стимула учиться дальше и возникает отношение к учебе, как к бесполезному делу.
В результате конфликт с самим собой, с учителями, с родителями. Как потом объяснить, что все обстоит не так уж плохо, что виной всему (скорее всего) школьная система оценок. Которая совсем не делает скидок, на то, что один и тот же материал не может быть с легкостью усвоен всем классом. К тому же отрицательные оценки сразу же как бы зачисляют ученика в категорию безнадежно отстающих, вряд ли умеющих добиться в последствии успехов. Под гнетом оценок мы постоянно испытываем чувство страха, тревоги. Постоянные опасения получить плохую отметку способствуют появлению неуверенности в себе, вызывают ощущения неспособности справиться с трудностями, подавляет желание действовать, самосовершенствоваться. Наверно очень важно в процессе обучения чтобы ученик не разуверился в себе в своих способностях, чтобы не возникло ощущение безнадежности. Мне кажется, что это даже важнее, чем приобретение каких то отдельных знаний. В оценочной системе даже за тех кто всегда получает "5" нельзя порадоваться, так как они могут принять постоянный субъективный оценочный эффект за чистую монету, то есть составить о себе мнение не соответствующее действительности. Может быть выход из создавшегося положения в создании более действенных стимулов?
Оказывается одним из недовольных такой системой опроса был Л.Н. Толстой, говорящий: "Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно", "чтобы его душевные силы были в наилучших условиях".
В - третьих: проблемы взаимоотношений между нами, детьми. Часто в нашей среде они могут возникнуть из-за борьбы за лидерство. Уже существующие группировки выбирают своего вожака, чтобы всех подчинить своим законам. Это может быть борьбой и отдельных лидеров, как возможность выделиться, доказать свою значимость. Такой лидер может формироваться в самом коллективе в зависимости от приоритетов. Ценностей коллектива. Мне, кажется, взрослые : учителя и родители, создавая в младших классах климат, воспитывая приоритеты определенных ценностей могут участвовать в формировании правильного лидера, которого (естественно) выбирает коллектив класса. И когда у этого коллектива есть полная информация, что хорошо и что плохо, и как хорошо, когда "все хорошо".
В - четвертых: проблемы возникающие между учителем и учеником. Они напрямую зависят от оценочной системы в школе, когда ученик зависит от оценки учителем тех или иных действий, тех или иных знаний. Тем более когда ученик понимает, что учитель несовершенен. Они могут отдавать, в силу многих причин, предпочтение одним ученикам и принижать других. Могут принимать поведение ученика, в силу своих личных желаний, привязанностей, как хулиганские. И, естественно, относится к нему соответственно. Это заставляет ученика вставать в позу защиты. Возникает цепная реакция противостояния. Согласитесь, есть учителя запросто выдающие секреты ученика. Сказанные ему в минуту доверия. Будет ли ученик после этого доверять учителю. Нет! Он затаит обиду. Которая со временем вырастет в конфликт. И часто тогда, когда этот случай уже давно якобы забыт всеми.
Все мы люди, со своими плохими и хорошими качествами. Все мы должны понимать, что имеем и хорошее, и плохое. Надо уметь относится справедливо как к себе, так и к другим. И если что то плохое позволяешь себе, то не требуй только хорошего от других. Чтобы "дружить" надо прежде всего плохое искоренять в себе, а не стараться переложить груз ответственности на другого. Как это трудно! СвоЈ всегда кажется оправданным. Но если дружить это хорошо, то можно своим плохим и пожертвовать. С этого начинается мудрость во взаимоотношениях.
На этих принципах, для решения проблем в школе можно создать "совет примирения". Главное должно быть понимание того, что это орган не судилища, а примирения друзей. "Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…", как мирятся взявшись за пальчики маленькие дети. Добрый детский настрой, но при серьезнейшем отношении помочь разобраться : родителям, учителям и нам между собой. Тогда мы вместе победим все проблемы!