13 - 18 марта 2006 г.
апрель 2006 г.
май 2006 г.
О туре | Задания | Участники | Ответы | Итоги

Итоги 2 тура викторины

2 тур проекта был посвящен фотосъемке в живой природе. Главной целью тура была подготовка к полевому сезону и выполнению самостоятельных заданий в рамках экологического образовательного телекоммуникационного фотопроекта «Посмотри в глаза природе». Поэтому вопросы тура касались различных проблем, которые приходится решать фотографу-анималисту, связанных со съемочной техникой и способами работы с фотокамерой в полевых условиях. Большинство тестов содержало не один, а несколько вариантов правильных ответов, что повышало их сложность.

В туре приняли участие 480 участников из городов и населенных пунктов России, Украины, Беларуси.

Результаты 2 тура Интернет-викторины



Теперь приведем анализ вопросов и ответов.

Вопрос 1.
При съемке живых объектов очень важна скорость и точность фокусировки. Ведь какая-нибудь букашка или птичка не будут ждать, пока вы выберете наилучшую позицию для съемки. Фокусироваться можно в автоматическом режиме и в ручном. Какие фотокамеры не позволяют фокусироваться по ж/к дисплею?

А) компактные пленочные
Б) зеркальные пленочные
В) компактные цифровые
Г) зеркальные цифровые

Вопрос довольно сложный. Для ответа на него надо было хорошо знать особенности конструкции современных фотоаппаратов. Только цифровая техника имеет жидкокристаллические дисплеи для просмотра снимков и/или фокусировки. Работая пленочным аппаратом, мы во многом действуем вслепую и не можем контролировать результат сразу после съемки. Поэтому цифровые камеры помогают начинающему любителю значительно быстрее освоить азы фотосъемки. Цифровые камеры, как и пленочные, делятся на компактные и зеркальные. При этом компактные фотоаппараты дают возможность оценить экспозицию будущего снимка на дисплее еще до того, как нажата кнопка спуска по анализу так называемой гистограммы. В этом заключается их огромное преимущество. С другой стороны, ручная фокусировка по дисплею по определению не может дать точного результата, и при съемке приходится надеяться в основном на автомат. Кроме того, на ярком солнце изображение на ж/к дисплее часто просто не видно.

Некоторые участники посчитали, что цифровые зеркалки дают возможность фокусировки по дисплею. Но это неверно. Снимать любой зеркалкой можно только глядя в глазок видоискателя, но зато результат будущего снимка виден всегда очень хорошо и даже независимо от того, включен аппарат или нет.

Вопрос 2.
Животные «имеют обыкновение» довольно быстро двигаться. Длинная выдержка, установленная на фотоаппарате, позволяет...

А) лучше «заморозить» движение в кадре
Б) красивее размыть фон статичного объекта
В) лучше показать движение объекта при съемке "с проводкой"
Г) использовать более высокие значения ISO

Из-за опечатки при опубликовании правильных ответов на этот вопрос как правильные засчитывались варианты В) и В), Г).

Правильное определение выдержки, не надеясь на автомат – свидетельство квалификации фотографа. Хорошая камера позволяет снимать в нескольких режимах, кроме автоматического – это прежде всего режим приоритета выдержки, когда она определяется вручную, а диафрагму выставляет автомат, и режим приоритета диафрагмы (автоматически выставляется выдержка).

Большинство ошибочных ответов на этот вопрос было связано с вариантом Б). Однако красивое размытие фона (бокэ) связано с несколькими факторами, среди которых главный – величина значения диафрагмы, а также с конструкцией объектива (более дорогие рисуют фон красивее).

Вопрос 3.
Почему профессиональные фоторепортеры и фотографы-анималисты, как правило, не используют компактные фотоаппараты?

А) из-за их «заторможенной» реакции на действия фотографа
Б) из-за невозможности точного контроля автофокусировки
В) из-за маленького размера светочувствительной матрицы и, вследствие этого, повышенного цифрового шума
Г) из-за неудобного расположения органов управления

Увы, фотосъемка животных – один из самых трудных и дорогих занятий. Так же как съемка спорта, она требует скоростных камер и дорогих телеобъективов. Она даже труднее обычного фоторепортажа, потому что поведение «фотомодели» здесь практически непредсказуемо. Недорогими компактными камерами можно успешно снимать в основном тех, кто особенно никуда не торопится – растения, спрятавшихся насекомых, домашних животных.

Большинство участников викторины правильно ответили на этот вопрос. Главные ошибки были связаны с пунктом Г). Не будем, однако, слишком суровы к компактным камерам – очень многие из них отличаются великолепным дизайном и чрезвычайно удобным управлением, это прежде всего модели Sony, Nikon, Canon и другие.

Вопрос 4.
Признаком профессионального фотоаппарата является отсутствие встроенной вспышки. Почему использование внешней вспышки всегда более предпочтительно?

А) встроенная вспышка не имеет подсветки автофокуса
Б) встроенная вспышка не обеспечивает достаточной мощности светового импульса для качественного снимка на большом расстоянии
В) встроенная вспышка не имеет ручных режимов управления
Г) при использовании встроенной вспышки на портретах всегда проявляется эффект "красных глаз" (а у кошек, - зеленых)
Д) встроенную вспышку нельзя направить на потолок или стены для смягчения светового рисунка

Кому из нас не приходилось разочарованно стирать из памяти компьютера снимки, безнадежно испорченные встроенной вспышкой? Здесь пересвет, тут недосвет, там мощности не хватило, чтобы «достать» далекий объект. Встроенные вспышки, кроме перечисленных недостатков, еще и способны буквально убивать глубину пространства кадра, так как могут «стрелять» только прямо в лоб.

Большинство участников совершенно верно указало на все недостатки встроенных вспышек. Безусловно, на выбор ответов повлиял и личный опыт обращения с фотоаппаратом, так как многие указали на постоянно проявляющийся эффект «красных глаз». Однако у некоторых продвинутых фотоаппаратов, таких как Nikon моделей D50, D70, Canon моделей 350D, 20D, 30D и других встроенная вспышка выскакивает на довольно большую высоту, и на близких расстояниях эффекта красных глаз не наблюдается. С другой стороны, вы никогда не можете быть гарантированы от появления этого неприятного эффекта и при использовании выносной вспышки, особенно на относительно больших расстояниях.

Вопрос 5.
Сфотографировав какое-нибудь животное на цифровую камеру с высокой чувствительностью ISO, есть риск получить на снимке так называемые цифровые шумы. Как проявляется цифровой шум светочувствительной матрицы на снимках?

А) они получаются слишком темными, недодержанными
Б) они получаются слишком светлыми, передержанными
В) на них появляются цветные или черно-белые точки, портящие изображение
Г) снимки получаются нерезкими

Типичная ошибка при ответе на этот вопрос – снимки получаются нерезкими. Подчеркнем, что нерезкие снимки могут быть только при неточной фокусировке или при появлении «шевеленки» на длинных выдержках. Цифровой шум в основном появляется на снимках тогда, когда мы используем слишком большие значения светочувствительности (обычно больше 200 ISO) на компактных камерах с маленькой матрицей при съемке быстродвижущихся объектов или в условиях недостаточного освещения. После этого при применении специальных шумоподавляющих программ при обработке изображения в самом фотоаппарате или на компьютере изображение иногда теряет четкость и кажется нерезким.

Вопрос 6.
Снимая животных или растения с художественными целями, необходимо соблюдать законы композиции кадра. Где в кадре лучше располагать главный объект?

А) в геометрическом центре кадра
Б) в одной из четырех точек, расположенных на пересечении двух горизонтальных и двух вертикальных линий, делящих кадр по горизонтали и вертикали на три равные части
В) в центре нижней трети кадра
Г) в центре верхней трети кадра

Несмотря на кажущуюся простоту ответа на этот вопрос, он вызвал много трудностей.

Вероятно, на уроках рисования в школе мало внимания уделяют композиции рисунка и принципу «золотого сечения». Между тем, в некоторых фотокамерах в видоискателе даже имеется штриховка в виде этих самых линий для того, чтобы начинающие фотографы правильно строили кадр.

Типичная ошибка начинающего фотографа – расположение сюжетно важных деталей в центре кадра. Между тем даже линию горизонта нельзя располагать посредине кадра – снимок кажется разрезанным на две части.

Вопрос 7.
При съемке отдельных животных или растений крупным или средним планом, фотограф должен обращать внимание на "бокэ". Что это такое?

А) термин русского происхождения, обозначающий боковое смещение кадра на пленке относительно изображения в видоискателе (параллакс)
Б) английский фоторепортерский термин, обозначающий помехи при съемке, которых не удалось избежать, и они остались на снимке
В) термин японского происхождения, означающий размытие заднего плана на снимке
Г) искаженный немецкий термин («боген») для обозначения изгиба изображения по краям кадра при использовании широкоугольной оптики

Легкий вопрос. Почти все правильно сумели разобраться с японской терминологией, хотя это слово появилось в лексиконе фотографов относительно недавно. Очень немногие участники указали неправильные ответы. Это были в основном ответы Б) и Г). Оба эти ответа выдуманы. Варианта Б) не существует вообще, а Г) называется на самом деле дисторсией. Дисторсия бывает бочкообразной и подушкообразной и проявляется обычно у объективов с переменным фокусным расстоянием (зумов) в крайних положениях зуммирования (широкоугольном и телеположении).

Вопрос 8.
Что представляет собой макрообъектив – один из главных инструментов фотографа-анималиста?

А) крупный (по размерам и весу) объектив для съемки удаленных объектов живой природы, например, птиц
Б) объектив для съемки крупных объектов (слонов, носорогов, медведей)
В) объектив для съемки мелких объектов (мух, бабочек, цветов)
Г) объектив, позволяющий снимать объекты в крупном масштабе (от 1:3 до 1:1 и более)

Вопрос не вызвал затруднений у большинства участников. До появления специальных макрообъективов фотографы пользовались удлинительными кольцами для того, чтобы снимать мелкие объекты, такие как небольшие цветы, насекомые и т.п. Первые макрообъективы, которые сначала назывались микрообъективами, были сконструированы для фирмы Nikon. Сейчас в модельной линейке любой уважающей себя оптической фирмы имеется несколько макрообъективов.

Трудности вызвал вариант Г), который тоже является правильным. Вероятно, не все знают, что понимается под масштабом изображения. Это соотношение реального размера объекта съемки и его размера на светочувствительной матрице или пленке. Если размер объекта в три раза больше его размера на матрице, то масштаб изображения, даваемого макрообъективом, будет 1:3, а если эти размеры равны, то 1:1. Соответственно, во втором случае максимальное увеличение, которое способен давать объектив, будет больше.

Вопрос 9.
Вопрос для фото-фанатов. Какие из перечисленных торговых марок не производят фотоаппараты?

А) Sigma
Б) HP
В) Creative
Г) Hasselblad
Д) Roundshot
Е) Contax
Ж) Lomond
З) Fujifilm
И) Epson
К) Metz

Вопрос оказался самым трудным, в основном из-за обилия вариантов ответов. Кроме того, организаторы приносят свои извинения за то, что просто не знали, что фирма Creative тоже взялась за производство недорогих компактных цифровых камер. Это замечание поступило на наш форум уже после того, как были подведены предварительные итоги, и исправить уже ничего было нельзя.

Ошибки были связаны в основном с пунктами А), Д), И). Торговая марка «Sigma» является производителем зеркальных фотоаппаратов одноименной марки, но особенно известна своими недорогими объективами для популярных марок камер: “Canon”, “Nikon”, “Pentax”, “Minolta”. Марка Roundshot специализируется на дорогих камерах для панорамной съемки, что можно понять из ее названия. Марка Epson известна прежде всего своими принтерами и сканерами, но недавно выпустила несколько моделей дорогих дальномерных цифровых аппаратов.

Вопрос 10.
Выбирая объектив для съемки живой природы, надо знать его "в лицо". Маркировка одного из таких объективов представлена на рис. 1. Что означают эти цифры (70-300) на оправе объектива в верхнем ряду:


А) диапазон фокусных расстояний объектива
Б) изменение физической длины объектива при различных фокусных расстояниях
В) относительное отверстие объектива при различных фокусных расстояниях
Г) возможные диаметры для крепления светофильтров

Вопрос легкий, большинство участников ответило верно. Главная характеристика объектива – его фокусное расстояние. На данном зум-объективе марки “Sigma” обозначен диапазон его фокусных расстояний в так называемом 35-мм эквиваленте. Этот объектив годится и для 35-мм пленочных камер, и для цифровых – как с полноразмерной матрицей 24х36 мм, так и с матрицей размера APS-C, которая меньше ее по площади примерно наполовину. При этом на матрице APS-C необходимо учитывать так называемый кроп-фактор – ложное увеличение фокусного расстояния в 1,5-1,6 раза. В 35-мм эквиваленте фокусное расстояние в 50 мм считается нормальным, менее 50 мм – широкоугольным, более 50 мм – телеположением. На компактных камерах цифры диапазона фокусных расстояний обычно указывают не в 35-мм эквиваленте, а в абсолютных цифрах, которые мало о чем говорят неискушенному пользователю.

Основные ошибки были связаны с пунктом Б). Изменение размеров объектива при изменении фокусного расстояния происходит, однако для процесса съемки это является второстепенным фактором, и эти цифры вообще нигде не указываются.

Вопрос 11.
Что означают (1:4-5.6) на оправе объектива в нижнем ряду (см. рис. 1):

А) диапазон фокусных расстояний объектива
Б) изменение физической длины объектива при различных фокусных расстояниях
В) диапазон относительных отверстий объектива при различных фокусных расстояниях
Г) возможные диаметры для крепления светофильтров

Самый легкий вопрос. Ошибок почти никто не делал. Все помнят стандартную шкалу диафрагм, поэтому больших затруднений не было.

Вопрос 12.
Снимая животных, часто приходится работать в режиме приоритета выдержки. Чем короче выдержка – тем...

А) меньше вероятность "шевеленки" и тем легче "заморозить" движение
Б) больше вероятность "шевеленки" и тем труднее "заморозить" движение
В) тем больше должно быть относительное отверстие объектива (меньшее значение диафрагмы) при том же значении ISO
Г) тем меньше должно быть относительное отверстие объектива (большее значение диафрагмы) при том же значении ISO

Вопрос тоже не из сложных. Большинство правильно указало правильный ответ А), но только немногие догадались отметить и В).

Вопрос 13.
Результат съемки может быть испорчен неправильным выбором глубины резкости. При съемке живых объектов чаще бывает нужна большая глубина резкости. Ее можно регулировать изменением относительного отверстия объектива (попросту диафрагмой). Чем больше относительное отверстие объектива, тем...

А) меньше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)
Б) больше глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)

Самый легкий вопрос. Почти все ответили верно. Это говорит о том, что почти все наши участники хорошо разбираются в фотографических терминах и имеют опыт фотосъемки. Поздравляем всех с успешным завершением очередного тура викторины.


Rambler's Top100