II тур : Правильные ответы

9 классы

I. Творческое задание. Первый бал.

Благодарим за буйство фантазии! Работы удивительно интересные и разнообразные! Зачитывались ими все, кто имеет отношение к проекту. Баллов не жалели! Лучшие творческие работы будут выставлены на сайте олимпиады. В примечании будут обозначены фактические ошибки, которые допустили участники тура.


II. Вопросы и задания:

1. Державин Гавриил Романович

2. К чтению газет

3. Авторы всех представленных памятников культуры - иностранцы, работавшие в России. Засчитывался также, правда с меньшим коэффициентом, и ответ о том, что все эти произведения находятся в Санкт-Петербурге. Молодцы те, кто обнаружил оба критерия для объединения!

a) Исаакиевский собор 1818-1858. Санкт-Петербург. Архитектор - Монферран.
b) Растрелли Б. К. "Императрица Анна Ивановна с арапчонком".
c) Русский музей в Санкт-Петербурге.
d) Э.М. Фальконе. Памятник Петру I. Санкт-Петербург.
e) Биржа. Санкт-Петербург. Архитектор - Жан Франсуа Тома де Томон (Thomas de Tomon) (1759?-1813). Построена в 1805-1810 гг.
f) Портрет Александра I. 1825. Художник Дж. Доу Эрмитаж.

4.
- первая печатная газета
- первая публичная библиотека
- первый музей
- первые светские школы
- первые балы-ассамблеи
- первые научные географические экспедиции
- первые концерты колокольной музыки

5. Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня). Архитектор - Иван Петрович Зарудный.

6. Парик.

7. Лишнее - консоме, так как это первое блюдо - суп, все остальные кушания - вторые мясные блюда.

8.
Трезини Д. А. Петропавловский собор Петропавловской крепости. Санкт-Петербург, 1712-1733.
Расстрелли В.В. Смольный монастырь. Санкт-Петербург, 1748-1764.
В. Баженов. Инженерный замок. Санкт-Петербург, 1797-1800.
К.А. Тон. Храм Христа Спасителя. Москва, 1837-1889.
Клейн Р.И., Померанцев А.Н. Верхние торговые ряды (ГУМ). Москва,1889-1893.

9.
1). Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Сочинения в двух томах. Самара, 1995. Т. 1. С. 22.
2). Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Сатирические романы и сказки. М., 1987. С. 171.
3). Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1958. Т. 3. С. 453.
4). Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Бедные люди: Романы; Дядюшкин сон: Повесть. М., 1983. С. 136.

10.
Логическая связь:
Первая репродукция - фотопортрет П.И. Чайковского.
Именно П.И. Чайковский - автор приведенного отзыва о "Камаринской" М.И. Глинки.
Третья репродукция - портрет М.И. Глинки работы художника И.Е. Репина.ы
Четвертая репродукция - автопортрет И.Е. Репина.



10 классы

I. Творческое задание. Один день в усадьбе "Карабиха".

Благодарим за интересные ответы! Но многие участники не выдержали предложенную тему "Один день в усадьбе "Карабиха" и рассказывали вообще об усадебном досуге и гостях великого поэта или допустили весьма существенные ошибки: "принимали" никогда не бывавших у Некрасова российских литераторов, "принимали" их зимой, хотя он всегда проводил лето в своей усадьбе. Все это отразилось на присужденных за ответы баллах.


II. Вопросы и задания:

1. Авторы всех представленных памятников культуры - иностранцы, работавшие в России.

a) Ч. Камерон. Камеронова галерея в Царском селе, 1783-1786.
b) Сальватор Тончи. Портрет Г.Р. Державина. 1801г., холст, масло, Областной художественный музей, Иркутск.
c) Жан Франсуа Тома де Томон (Thomas de Tomon) (1759-1813). Ростральная колонна на стрелке Васильевского острова, начало XIX века.
d) Гроот старший. Портрет Елизаветы Петровны. Около 1744 года.
e) Андреас Шлютер (Schluter) (1660-1714) Дворец "Монплезир" в Петергофе.

2.
- первая печатная газета
- первая публичная библиотека
- первый музей
- первые светские школы
- первые балы-ассамблеи
- первые научные географические экспедиции
- первые концерты колокольной музыки

3. "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" Все другие полотна написаны на сюжеты из Библии, а в данной картине отражен сюжет из античной мифологии.

4. Шумахер И. Д. (1690-1761 гг.) - чиновник от науки. В течение долгих лет он был главой Канцелярии Российской императорской академии, открытым недоброжелателем М.В. Ломоносова. Шумахер был известен как казнокрад, душитель русских талантов, приглашавший иностранных ученых на должности в Академию наук за взятки. Ломоносов резко выступал против Шумахера, борясь за русскую науку. Поэтому "шумахерщина" в его устах означала "действия, препятствующие развитию русских национальных талантов", "засилье иностранцев в ущерб национальным кадрам".

5. Лишний для XIX века бальный танец - менуэт. Бал c начала XIX века начинался польским танцем - полонезом, который в торжественной функции первого танца сменил старинный менуэт. Ю.М. Лотман в книге "Беседы о русской культуре" (глава "Бал") пишет о последовательности танцев на балу: первым, открывающим бал, был полонез (или польский), "который-сменил менуэт. Менуэт отошел в прошлое вместе с королевской Францией", вторым бальным танцем был вальс, мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию, котильон - вид кадрили - один из заключающих бал танцев.

6. Парик.

7. Лишнее - консоме, так как это первое блюдо - суп, все остальные кушания - вторые мясные блюда.

8.
a) Трезини Д. А., Шлютер А Летний дворец Петра I, Санкт-Петербург, 1710-1712
b) Растрелли В.В. Дворцовая церковь в Петродворце (Церковный корпус - пристройка к Большому дворцу),1747-1755.
c) М. Казаков. Голицынская (ныне 1-я городская) больница, Москва, 1796-1801.
d) К.И. Росси. Елагин дворец, Санкт-Петербург, 1818-1822.
e) Шервуд В. О. Исторический музей, Москва, 1875-1881.


9.
1). Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Сочинения в двух томах. Самара, 1995. Т. 1. С. 22.
2). Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Сатирические романы и сказки. М., 1987. С. 171.
3). Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1958. Т. 3. С. 453.
4). Мертвые души // Гоголь Н.В. Избранное. В 3-х томах. Т.3. М., 1996. С. 162.
5). Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Бедные люди: Романы; Дядюшкин сон: Повесть. М., 1983. С. 136.
6). Толстой Л.Н. Война и мир. М.,1964. С. 133.

10.
Логическая связь:
Первая репродукция - фотопортрет П.И. Чайковского.
Именно П.И. Чайковский - автор приведенного отзыва о "Камаринской" М.И. Глинки.
Третья репродукция - портрет М.И. Глинки работы художника И.Е. Репина.ы
Четвертая репродукция - автопортрет И.Е. Репина.

Принимается замечание тех участников олимпиады, которые усомнились в корректности названия задания. Рады, что это не помешало большинству ребят правильно установить логическую связь между приведенными изображениями и текстом. В следующем туре будет историко-театральный ребус в полном смысле этого слова.

11. Созерцать естественнонаучные редкости и анатомические аномалии Кунсткамеры.




11 классы

I. Творческое задание. Встреча выпускников Московского университета.

Благодарим за интересные ответы! Большинство передало верно атмосферу александровского и николаевского университетов. Но разнообразия форм и буйства фантазии не наблюдалось. Творческий компонент во многих ответах был сведен до минимума или отсутствовал вовсе. Отсюда в целом невысокие баллы за это задание.


II. Вопросы и задания:

1. Авторы всех представленных памятников культуры - иностранцы, работавшие в России.

a) Немецкий архитектор И. Браунштейн. Дворец Марли в Петергофе (г. Петродворец Ленинградской области). 1720-1723.
b) Итальянский архитектор А. Ринальди. Павильон "Катальная горка" в Ораниен-бауме (г. Ломоносов Ленинградской области). 1762-1774.
c) Немецкий художник Г.Х. Гроот. Конный портрет Елизаветы Петровны с арапчонком. 1743. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
d) Французский художник Л. Каравакк. Портрет имп. Анны Иоанновны. 1730. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
e) Итальянский архитектор Дж. Кваренги. Смольный институт в Санкт-Петербурге. 1806-1808.
f) Французская художница Э.-Л. Виже-Лебрен Портрет А.Б. Куракина. 1797. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

2.
- первая печатная газета
- первая публичная библиотека
- первый музей
- первые светские школы
- первые балы-ассамблеи
- первые научные географические экспедиции
- первые концерты колокольной музыки

3. "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора" Все другие полотна написаны на сюжеты из Библии, а в данной картине отражен сюжет из античной мифологии.

4. Шумахер И. Д. (1690-1761 гг.) - чиновник от науки. В течение долгих лет он был главой Канцелярии Российской императорской академии, открытым недоброжелателем М.В. Ломоносова. Шумахер был известен как казнокрад, душитель русских талантов, приглашавший иностранных ученых на должности в Академию наук за взятки. Ломоносов резко выступал против Шумахера, борясь за русскую науку. Поэтому "шумахерщина" в его устах означала "действия, препятствующие развитию русских национальных талантов", "засилье иностранцев в ущерб национальным кадрам".

5. Лишний для XIX века бальный танец - менуэт. Бал c начала XIX века начинался польским танцем - полонезом, который в торжественной функции первого танца сменил старинный менуэт. Ю.М. Лотман в книге "Беседы о русской культуре" (глава "Бал") пишет о последовательности танцев на балу: первым, открывающим бал, был полонез (или польский), "который-сменил менуэт. Менуэт отошел в прошлое вместе с королевской Францией", вторым бальным танцем был вальс, мазурка составляла центр бала и знаменовала собой его кульминацию, котильон - вид кадрили - один из заключающих бал танцев.

6. Парик.

7. Лишнее - консоме, так как это первое блюдо - суп, все остальные кушания - вторые мясные блюда.

8.
a) Трезини Д. Здание Двенадцати коллегий, Санкт-Петербург, 1722-1734.
b) Растрелли В.В. Андреевский собор, Киев. 1747 (проект); И.Ф. Мичурин, 1748-1753 (строительство).
c) Воронихин А.Н. Казанский собор , Санкт-Петербург, 1801-1811.
d) Росси К.И. Корпус Публичной библиотеки, выходящий на площадь перед Александринским театром, Санкт-Петербург, 1828-1834.
e) Тон К.А. Оружейная палата в Кремле, Москва, 1844-1851.


9.
1). Тургенев И.С. Отцы и дети // Тургенев И.С. Сочинения в двух томах. Самара, 1995. Т. 1. С. 22.
2). Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города // Салтыков-Щедрин М.Е. Сатирические романы и сказки. М., 1987. С. 171.
3). Пушкин А.С. Капитанская дочка // Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. М., 1958. Т. 3. С. 453.
4). Мертвые души // Гоголь Н.В. Избранное. В 3-х томах. Т.3. М., 1996. С. 162.
5). Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Бедные люди: Романы; Дядюшкин сон: Повесть. М., 1983. С. 136.
6). Толстой Л.Н. Война и мир. М.,1964. С. 133.

10. Созерцать естественнонаучные редкости и анатомические аномалии Кунсткамеры.

11.
Логическая связь:
Первая репродукция - фотопортрет П.И. Чайковского.
Именно П.И. Чайковский - автор приведенного отзыва о "Камаринской" М.И. Глинки.
Третья репродукция - портрет М.И. Глинки работы художника И.Е. Репина.ы
Четвертая репродукция - автопортрет И.Е. Репина.

Принимается замечание тех участников олимпиады, которые усомнились в корректности названия задания. Рады, что это не помешало большинству ребят правильно установить логическую связь между приведенными изображениями и текстом. В следующем туре будет историко-театральный ребус в полном смысле этого слова.

12.

Этот человек - создатель первого профессионального национального театра, Федор Григорьевич Волков.
В Государственном центральном театральном музее имени А. Бахрушина хранится Грамота на дворянство братьев Волковых, который представляет собой типичный образец "пожалованного" герба, где в верхней части щита, как правило, имелось указание на заслуги владельца (за которое он удостоился "пожалования"). У Волковых здесь на золотом фоне, символизирующем в геральдике силу, верность, постоянство, находится голубая лента, положенная крестом.
Из мемуаров и архивных документов выяснилось, что в XVIII веке, когда награждали орденом святого Андрея Первозванного (бывшего одним из самых высоких орденов со времен Петра), то не говорили, что он награжден этим орденом, а что "возложили на него голубую ленту". Крест на языке геральдике - символ высокой цели, во имя которой действовал пожалованный, упоминание о неоценимой услуге в делах высшей (государственной) важности. Вероятно, в знак того, что Ф. Волков, по мнению Екатерины II, был достоин этого высокого ордена, как упоминание о том, что она "возлагала на него" этот орден, и появилась в "официальной" части герба голубая андреевская лента, положенная крестом. Золотая императорская корона, водруженная в месте пересечения ленты, в центре креста, как бы скрепляющая три важнейшие знака воедино: андреевскую ленту, крест и корону - символ императорской власти - является напоминанием особого высочайшего покровительства и благоволения. Нижняя часть щита отводилась в гербах пожалованных символическому изображению личных качеств и достоинств владельца его; она часто имела указание на особые способности и род деятельности владельца.
У Волкова в данной части на красном фоне (цвете, символизирующем в геральдике мужество, храбрость и неустрашимость) появляется изображение кинжала с золотой рукояткой, продетого сквозь золотую диадему. Это атрибуты богини Мельпомены - покровительницы трагического искусства. Герб Волковых, так называемый "глассный", т. е. он прямо указывает на фамилию владельца. В качестве клейнода (нашлемника) здесь фигура волка "натурального цвету". Иногда в качестве клейнода употреблялась "фамильная" деталь из нижней части щита. В гербе Волковых - волк держит в лапах серебряный кинжал с диадемой - это лишнее свидетельство того, что современники видели в Ф. Волкове прежде всего служителя Мельпомены, "первого" по званию актера.

(Л. Старикова. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. М., 1997. С. 110-113.)





Rambler's 
Top100