11 классы
II тур

[9 классы] [10 классы] 11 классы


  1. Внимательнее читайте задания. К сожалению, многие участники предыдущего тура получили невысокие баллы именно из-за своей невнимательности. Например, в задании по памятникам древнерусской литературы почти все участники правильно соотнесли фрагменты и названия этих памятников. Но около половины участников не выполнило вторую часть задания: не обосновала свой выбор. В результате лишь 2,5 балла из 5 возможных.

  2. Если в задании требуется описать процесс поиска ответа, то не ограничивайтесь указанием, что вы нашли данный материал в справочниках и энциклопедиях. За это и получите минимальную оценку. Нас интересует, какие последовательные логические шаги вы сделали, чтобы выйти на правильный ответ. В какой конкретно литературе обнаружили необходимый вам материал. Как раз в этом задании, чем более подробно вы опишите свой процесс поиска, тем лучше.

  3. Если же вопрос имеет конкретную формулировку, не требующую обоснования ответа, то будьте предельно конкретны. За весь дополнительный материал начисление дополнительных очков не предусматривается.



Встреча выпускников Московского университета
Представьте себе, что в один прекрасный день встретились 2 выпускника Московского университета. Один из них учился в университете в александровскую эпоху, другой - в николаевскую.
Какими бы впечатлениями об alma mater они могли поделиться? Чем отличалась атмосфера университета начала и середины XIX века?
(максимальная оценка - 10 баллов)




  1. Что объединяет эти произведения искусства XVIII - начала XIX веков? Опишите процесс поиска ответа на данный вопрос. (Рекомендуем при поиске ответа не ограничиваться только зрительными ассоциациями, а начать с определения этих памятников культуры)
    (3 балла за правильный ответ и до 4-х баллов за описание процесса поиска)

    1)
    2)
    3)
    4)
    5)
    6)


  2. Понятия "первый" и "впервые" часто употребляют по отношению к петровской эпохе, в том числе и в связи с культурными процессами. Из нижеприведенного перечня выберите то, что впервые появляется в русской культуре в эпоху царя-реформатора:
    1. первая рукописная газета
    2. первая печатная газета
    3. первая рукописная книга
    4. первая печатная книга
    5. первая публичная библиотека
    6. первый музей
    7. первые светские школы
    8. первый университет
    9. первые балы-ассамблеи
    10. первые научные географические экспедиции
    11. первый национальный профессиональный театр
    12. первая академия художеств
    13. первые концерты колокольной музыки
    (цена вопроса - 0,5 балла за каждый правильно избранный компонент)

  3. Выберите одно из полотен Александра Иванова, название которого "выпадает" из логики перечня других его работ. Объясните Ваш выбор.
    1. "Явление Христа народу"
    2. "Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темницу виночерпию и хлебодару"
    3. "Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора"
    4. "Явление Христа Марии Магдалине"
    (1 балл за правильный ответ + 2 балла за аргументированное обоснование)

  4. В лексиконе М.В. Ломоносова было почти бранное выражение "шумахерщина". Что оно означало в его устах? (дайте короткий и четкий ответ).
    (1 балл за правильный ответ)

  5. Вычеркните лишнее для XIX века в следующем перечне. Объясните Ваш выбор.
    1. полонез
    2. вальс
    3. менуэт
    4. мазурка
    5. котильон
    (1 балл за правильный ответ + 2 балла за аргументированное обоснование)

  6. Перед Вами названия нескольких разновидностей одной детали мужского костюма XVIII века: "пудель", "львиная грива", "прусская коса". О какой детали идет речь?
    (1 балл за правильный ответ)

  7. В русской дворянской кухне XIX века появилось большое количество блюд иностранного происхождения и наименования. Если Вы хорошо представляете себе характер этих кушаний, Вы легко найдете лишнее в следующем перечне и обоснуете свой выбор:
    1. бефстроганов
    2. эскалоп
    3. антрекот
    4. консоме
    5. зразы
    6. фрикасе
    (1 балл за правильный ответ)

  8. Расположите в хронологической последовательности (по мере создания) следующие выдающиеся архитектурные памятники. Под каждой репродукцией подпишите архитектора, сооружение, время создания и место расположения.
    Цена вопроса - 5 баллов (при невыполнении оговоренных условий - снятие штрафных очков -0,25 балла за не прописанный или неправильно прописанный элемент описания)

    1)
    2)
    3)
    4)
    5)


  9. Определите, из каких произведений взяты следующие фрагменты. Под соответствующими цифрами подпишите имя автора и название произведения.

    9.1"Аркадий быстро вскинул глаза на отца.
    - Напрасно ж она стыдится. Во-первых, тебе известен мой образ мыслей (Аркадию очень было приятно произнести эти слова), а во-вторых - захочу ли я хоть на волос стеснять твою жизнь, твои привычки? Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор; если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть, она это заслуживает; во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы.
    Голос Аркадия дрожал сначала: он чувствовал себя великодушным, однако в то же время понимал, что читает нечто вроде наставления своему отцу; но звук собственных речей сильно действует на человека, и Аркадий произнес последние слова твердо, даже с эффектом".
    9.2"...по окончательном устройстве города последовал целый ряд празднеств. Во-первых, назначен был праздник по случаю переименования города из Глупова в Непреклонск; во-вторых, последовал праздник в воспоминание побед, одержанных бывшими градоначальниками над обывателями; и, в-третьих, по случаю наступления осеннего времени, сам собой подошел праздник "предержащих властей". Хотя по первоначальному проекту Угрюм-Бурчеева, праздники должны были отличаться от будней только тем, что в эти дни жителям вместо работ предоставлялось право заниматься усиленной маршировкой, но на этот раз бдительный градоначальник оплошал. Бессонная ходьба по прямой линии до того сокрушила его железные нервы, что, когда затих в воздухе последний удар топора, он едва успел крикнуть "шабаш!" - как тут же повалился на землю и захрапел, не сделав даже распоряжения о назначении новых шпионов".
    9.3"Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома. Инвалид и Палашка накрывали стол. "Что это мой Иван Кузьмич сегодня так заучился! - сказала комендантша. - Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?" Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением".
    9.4"Гостья уже хотела было приступить к делу и сообщить новость. Но восклицание, которое издала в это время дама приятная во всех отношениях, вдруг дало другое направление разговору.
    - Какой веселенький ситец! - воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы.
    - Да, очень веселенький. Прасковья Федоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре ее прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами: вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску все глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки... Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете".
    9.5"Минутами он чувствовал, что как бы бредит: он впадал в лихорадочно-восторженное настроение.
    "Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто, старуха, пожалуй, что и ошибка, но не в ней и дело! Старуха была только болезнь ... я переступить поскорее хотел ... я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался... Только и сумел что убить. Да и того не сумел, оказывается..."
    9.6"В штабе Кутузова между товарищами-сослуживцами и вообще в армии князь Андрей, так же как и в петербургском обществе, имел две совершенно противоположные репутации. Одни, меньшая часть, признавали князя Андрея чем-то особенным от себя и от всех других людей, ожидали от него больших успехов, слушали его, восхищались им и подражали ему; и с этими людьми князь Андрей был прост и приятен. Другие, большинство, не любили князя Андрея, считали его надутым, холодным и неприятным человеком. Но с этими людьми князь Андрей умел поставить себя так, что его уважали и даже боялись".


    (Цена вопроса - 1 балл за каждое правильное определение автора и произведения)

  10. Чтобы привлечь внимание к этому учреждению, царь распорядился: "...если кто придет с компанией, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки". На эти цели из казны были выделены немалые по тем временам средства - 499 руб. в год. Что должны были делать посетители этого учреждения?
    1. читать книги в публичной библиотеке
    2. знакомиться с царской коллекцией "малых голландцев"
    3. созерцать естественнонаучные редкости и анатомические аномалии Кунсткамеры
    (1 балл за правильный ответ)

  11. Историко-музыкальный ребус. Установите логическую связь между четырьмя компонентами этого историко-музыкального ребуса. Опишите процесс решения этого задания.

    1)
    2)
    3)
    4)


    (4 балла за правильную логическую связку и до 5 баллов за интересное описание процесса поиска ответа)

  12. Сразу же после переворота 1762 года императрица Екатерина II собственноручно расписала награды тем, кто помогал ей взойти на российский престол. В числе тех, кто был отмечен, находился и человек, памятник которому и портрет которого Вы видите. Герб новопожалованного дворянина был достаточно типичен: в верхней части - на золотом фоне голубая лента, положенная крестом, в нижней части - на красном фоне изображение кинжала с золотой рукояткой, продетого сквозь золотую диадему. Кто этот человек? И что означает символика его герба?
    (за правильный ответ - до 5 баллов)

    1)
    2)


  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
  3. Лотман Ю. Беседы о русской культуре (или его же комментарий к "Евгению Онегину" А.С. Пушкина) - любое издание
  4. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура; Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  5. Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт XVIII-XIX вв.: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Шульгин В.С. и др. Культура России IX-ХХ вв.. Учебное пособие. - М.: Простор, 1996.
Эти издания - основная литература. Дополнительную литературу вы сможете и уже должны пытаться находить сами. В случае затруднения при библиографическом поиске, обращайтесь к работникам библиотек, которые всегда придут вам на помощь.

Друзья!
Удачи вам! И пусть победят сильнейшие!
Оргкомитет проекта.

[9 классы] [10 классы] 11 классы

E-mail: mark@edu.yar.ru
тел:(0852)32-88-91
Копрусова Марина Викторовна




Rambler's Top100