11 классы
III тур

[9 классы][10 классы] 11 классы


  1. Внимательнее читайте задания. К сожалению, многие участники предыдущего тура получили невысокие баллы именно из-за своей невнимательности. Например, в задании по памятникам древнерусской литературы почти все участники правильно соотнесли фрагменты и названия этих памятников. Но около половины участников не выполнило вторую часть задания: не обосновала свой выбор. В результате лишь 2,5 балла из 5 возможных.

  2. Если в задании требуется описать процесс поиска ответа, то не ограничивайтесь указанием, что вы нашли данный материал в справочниках и энциклопедиях. За это и получите минимальную оценку. Нас интересует, какие последовательные логические шаги вы сделали, чтобы выйти на правильный ответ. В какой конкретно литературе обнаружили необходимый вам материал. Как раз в этом задании, чем более подробно вы опишите свой процесс поиска, тем лучше.

  3. Если же вопрос имеет конкретную формулировку, не требующую обоснования ответа, то будьте предельно конкретны. За весь дополнительный материал начисление дополнительных очков не предусматривается.



Общероссийский государственный телеканал "Культура" учрежден Указом Президента Российской Федерации от 25 августа 1997 года N 919. В числе инициаторов его создания были такие яркие представители российской интеллигенции как Дмитрий Лихачев и Мстислав Ростропович и другие видные деятели культуры и искусства. 1 ноября 1997 года телеканал начал вещание. С тех пор и по сей день ГТК "Телеканал "Культура" остается единственным общенациональным каналом, существующим без рекламы.
Мы предлагаем вам создать плакат, рекламирующий этот уникальный канал нашего телевидения или любой цикл его передач о культуре и искусстве. Рекомендуем сначала подробно ознакомиться с сайтом канала "Культура", чтобы составить представление о нем, если вы его не часто смотрите (http://www.tvkultura.ru).
Вы можете выполнить плакат в любом стиле: например, в стиле "Окон РОСТа" 1920-х годов.
Плакат может быть создан методами компьютерной графики, красками на листе бумаге, в технике коллажа или любым другим способом. Главная задача - превратить ваше творение в файл. Это можно сделать с помощью сканера или цифрового фотоаппарата.
Цена задания - до 15 баллов.



  1. Историко-театральный ребус. Все представленные на фотографиях и репродукциях деятели русской культуры имеют то или иное отношение к этому крупнейшему явлению в истории отечественной сцены. Один из них именно там проявил себя как выдающийся режиссер-новатор. Пьесы двух драматургов стали столь значительным событием в истории коллектива, что имена их были увековечены в названии. Третий драматург в названии отсутствует, но с него всЈ и началось-

    Задания:
    1. Определите явление, зашифрованное в этом ребусе (для этого в нижнюю строку таблицы впишите необходимые буквы) - 1 балл за правильный ответ
    2. Определите отношение каждого из этих деятелей культуры к данному явлению (до 4 баллов)
    3. Опишите процесс разгадки ребуса и дайте источники информации для вашего ответа (до 5 баллов)
    Максимум - 10 баллов.
    Имя
    *****
    Фамилия
    *****
    Настоящая фамилия
    ********
    Фамилия
    *******
           

  2. О премьере какой пьесы идет речь в данном фрагменте? Кто ее автор? Когда и где она состоялась?

    Как могла воспринять публика спектакль, персонажами которого - впервые в истории российского театра! - стали последние люди в обществе, даже лишенные права называться членами этого общества, его аутсайдеры, социальные отбросы? Для нее это была и своего рода экзотика, и нарушение общепризнанных эстетических норм и правил приличия. Поэтому иные зрители возмущались: "Ощущение, будто вас насильно полощут в помойной яме".
    Другие рецензенты, напротив, восторгались: "Под грязью, под смрадом, под гнусностью, под ужасом, в ночлежке, среди отребьев: - Жив человек! Это пьеса-песнь. Эта пьеса - гимн человеку. Она радостна и страшна".
    Цена вопроса - 2 балла (по 0,5 балла за каждый верный компонент)


  3. Что объединяет эти произведения? Определите каждое произведение, укажите автора и время создания.
    (Для ответа на этот вопрос познакомьтесь с декретами СНК от 12 апреля и 30 июля 1918 года). (Цена вопроса - до 2 баллов за каждое правильное описание памятника и до 2 баллов за ответ на первый вопрос. Максимум 10 баллов)

  4. Изображенный на фотографии дом - одно из самых известных зданий советской эпохи в Москве. В нем проживало такое большое количество знаменитостей, что на фасаде здания не умещаются все мемориальные доски. Колоритна история его создания, да и в культурной жизни современной России он занимает особое место. Имя, под которым этот дом известен, дало ему литературное произведение выдающегося отечественного писателя. В Интернете существует специальный сайт, посвященный этому зданию.

    Задания:

    1. Что это за здание? Кто, когда и в каком стиле воздвиг его? Для каких целей оно предназначалось и что представляет собой сейчас? (4 балла)
    2. Назовите автора и его повесть, посвященную этому зданию (1 балл).
    3. Расскажите об одном из деятелей культуры-жильцов этого здания, чье творчество Вам наиболее интересно и близко (до 5 баллов).

    Максимум - 10 баллов

  5. Перед вами кадр из известного советского кинофильма. Как он называется и какому событию посвящен? Экранизацией какого литературного произведения он является? Кто и когда поставил этот фильм? Какие актеры запечатлены в этом кадре?

    Цена вопроса - 4 балла.

  6. Перед вами строки из стихотворения известного советского поэта-диссидента (шестидесятника), пострадавшего от репрессий брежневского режима. Оно посвящено памяти другого опального поэта.

    Разобрали венки на веники, 
    На полчасика погрустнели... 
    Как гордимся мы, современники, 
    Что он умер в своей постели! ... 
    
    "Мело, мело по всей земле 
    Во все пределы. 
    Свеча горела на столе, 
    Свеча горела..." 
    
    Нет, никакая не свеча - 
    Горела люстра! 
    Очки на морде палача 
    Сверкали шустро! 
    А зал зевал, а зал скучал - 
    Мели, Емеля! 
    Ведь не в тюрьму и не в Сучан, 
    Не к высшей мере! 
    
    И не к терновому венцу 
    Колесованьем, 
    А как поленом по лицу - 
    Голосованьем! 
    И кто-то, спьяну, вопрошал: 
    - За что? Кого там? 
    И кто-то жрал, и кто-то ржал 
    Над анекдотом... 
    
    Мы не забудем этот смех 
    И эту скуку! 
    Мы - поименно! - вспомним всех, 
    Кто поднял руку!.. 
    
    "Гул затих. Я вышел на подмостки. 
    Прислонясь к дверному косяку..." 
    
    Вот и смолкли клевета и споры, 
    Словно взят у вечности отгул... 
    А над гробом встали мародеры
    И несут почЈтный ка-ра-ул! 
    

    Задания:

    1. Назовите этих поэтов (1 балл).
    2. За что они подверглись опале и в какой форме выразилось преследование их официальными властями? (до 5 баллов).
    3. Опишите процесс поиска ответа на этот вопрос (до 4 баллов)

    Максимум - 10 баллов.

  7. Авторская песня, возникшая в 60-е годы, и поныне остается ярким явлением российской культуры. Перед вами фрагменты популярных бардовских песен. Определите автора каждого фрагмента.
    Цена вопроса - 1 балл за каждое правильное соотнесение.

    Максимум - 5 балла.

    1. Ты у меня одна, словно в ночи луна, 
     Словно в году весна, словно в степи сосна. 
     Нету другой такой ни за какой рекой, 
     Ни за туманами, дальними странами.   
    
    2. Живописцы, окуните ваши кисти
    в суету дворов арбатских и в зарю,
    чтобы были ваши кисти словно листья.
    Словно листья, словно листья к ноябрю.
    Окуните ваши кисти в голубое,
    по традиции забытой городской,
    нарисуйте и прилежно и с любовью,
    как с любовью мы проходим по Тверской.
      
    3. Губы окаянные,
    Думы потаенные,
    Бестолковая любовь,
    Головка забубенная!..
    
    Все вы, губы, помните,
    Все вы, думы, знаете,
    До чего ж вы мое сердце
    Этим огорчаете!
    
    4. В который раз лечу Москва - Одесса, -
    Опять не выпускают самолет.
    А вот прошла вся в синем стюардесса как принцесса -
    Надежная, как весь гражданский флот.
    Над Мурманском - ни туч, ни облаков,
    И хоть сейчас лети до Ашхабада.
    Открыты Киев, Харьков, Кишинев,
    И Львов открыт, - но мне туда не надо!
    						
    5. Как отблеск от заката, костер меж сосен пляшет.
    Ты что грустишь, бродяга? А, ну-ка, улыбнись!
    И кто-то очень близкий тебе тихонько скажет:
    Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
    
    И все же с болью в горле мы тех сегодня вспомним,
    Чьи имена, как раны, на сердце запеклись,-
    Мечтами их и песнями мы каждый вздох наполним.
    Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! 
    
    
  8. Перед вами перечень объединений художников первой четверти ХХ века:

    1. "Мир искусства"
    2. "Голубая роза"
    3. "Бубновый валет"
    4. Ассоциация художников революционной России
    5. Общество станковистов.
    Установите соответствие между именем художника из приведенного ниже списка и объединением, в которое входил этот художник:
    Г.Г.Ряжский, М.В.Добужинский, Ю.И.Пименов, Р.Р.Фальк, С.Ю.Судейкин.

    Цена вопроса - 5 баллов (по 1 баллу за каждое правильное соотнесение)

  9. Удалите лишнюю репродукцию и объясните свой выбор.

    Цена вопроса - 1 балл за правильный выбор и 2 балла за аргументированное объяснение. Максимум - 3 балла.

    1 2
    3 4
    5 6
  10. На этих репродукциях и фотографиях представлен замечательный деятель русской культуры.
    Выходец из крестьян. Начальное образование получил в Казани, там же обучался сапожному и другим ремЈслам, пел в церковных хорах. Талантливый самоучка, он первым получил звание народного артиста республики. Покинувший родину в 1922 году, он умер и похоронен был в Париже. Но в 1984 году его прах был перенесен в Москву на Новодевичье кладбище. Назовите имя этого человека.

    Цена вопроса - 1 балл.

    Максимум - 74 балла.

Список рекомендуемой литературы и ресурсов Интернет:
  1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. История русского и советского искусства: Учеб. пособие для вузов / М.М. Алленов, О.С. Евангулова, В.А. Плугин и др. ; Под ред. Д.В. Сарабьянова. М.: Высш. шк., 1989.
  3. Петроград на переломе эпох. СПб., 2000.
  4. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура; Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 2002.
  5. Шульгин В.С. и др. Культура России IX-ХХ вв.: Учебное пособие. - М.: Простор, 1996.
  6. www.krugosvet.ru
  7. www. domna.ru
  8. www.tvkultura.ru
Эти издания - основная литература. Дополнительную литературу вы сможете и уже должны пытаться находить сами. В случае затруднения при библиографическом поиске, обращайтесь к работникам библиотек, которые всегда придут вам на помощь.
Друзья!
Удачи вам! И пусть победят сильнейшие!
Оргкомитет проекта.

[9 классы] [10 классы] 11 классы

E-mail: mark@edu.yar.ru
тел:(0852)32-88-91
Копрусова Марина Викторовна




Rambler's Top100