Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2000 - II тур
Приглашение
Задания
9 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2001
2002
Выход

Задачи для 10 классов

  1. I. О ком из писателей идет речь?

    а) "В творениях его живет стихия эпоса, ее величавое своеобразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, ее терпкая. Могучая свежесть, ее обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм".
    Т. Манн

    б) "Мне кажется, что французы полюбили ... именно за его неповторимую поэтическую интонацию, которая отдает ароматом лесного костра, где пылают редкие у нас породы деревьев, неведомые нам смолы, а также за его безыскусственный реализм, за его драматургию без напыщенной драматичности и, наконец, за его совершенно особое умение входить на сцену, как входят в дом своего самого близкого друга".
    А. Лану

    в) "Он более, чем кто бы то ни было другой, является создателем современной прозы. Он вдохнул в прозу ту внутреннюю напряженность, которая сейчас достигла наивысшей точки".
    Дж. Джойс

    II. О ком из героев идет речь?

    а) "Вы повторяете этот... извините бесцеремонность выражения - бессмысленный упрек! ..., это мое любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моем распоряжении краски, ... - этот умница - этот герой - карикатура?!?!..."
    И. Тургенев

    б) "Это особое настроение души у Чехова, вызываемое мастерским изображением бренной и робкой "поэзии", прозябающей в душе сухой и прозаической, и ее как бы лебединой песни - на кладбище, и рядом - воспроизведением всесильной, всепоглощающей, торжествующей "прозы" жизни".
    Д. Овсянико-Куликовский

    в) "Гениальное воплощение слепорожденной силы Салтыков дал в лице <...>, в котором следует видеть сумму и квинт эссенцию всяческого гнета, произвола и мракобесия, собранную и сгущенную так, что подлинная природа или существо этой "силы" и ее роль в истории человечества выступают перед нами в своем настоящем свете..."
    Д. Овсянико-Куликовский

  2. В этом задании представлены три письма. Определите адресата и адресанта, назовите произведение и автора.

    а) ... "ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи вызывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках!.. Вы ошиблись: перед вами не тот. Кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите - он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку...".

    б) "... Равномерно лишу себя чести общения с вами и завтра поутру, по неотлагательным сенатским делам и чтобы не помешать родственному свиданию вашему с вашим сыном и Авдотьи Романовны с братом. Буду же иметь честь посетить вас и откланяться вам в вашей квартире не иначе как завтрашний день, ровно в восемь часов пополудни...".

    в) "... Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду -смерть моей милой невестки, - произвела на меня такое впечатление. Точно так же, как и вы спрашивайте судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего умирать этому ангелу - Лизе, которая не только не сделала какого-нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе."

  3. Эта история была рассказана А.Ф. Кони одному из писателей ХIХ века. Каков ее финал? В основу какого произведения какого автора лег этот рассказ?

    У помещика, ведшего весьма разгульную жизнь, отнялись ноги, и силач-кучер на руках вносил его в коляску и вынимал из нее. У сельского Малюты Скуратова был, однако, сын, на котором отец сосредоточил всю нежность, и сострадание, не находимые им в себе для других. Этот сын задумал жениться и пришел вместе с предполагаемой невестой просить разрешения на брак. Но последняя. К несчастью, так приглянулась помещику, что тот согласия не дал. Молодой парень затосковал и однажды, встретив помещика, упал ему в ноги в мольбою, но, увидя его непреклонность, поднялся на ноги с угрозами. Тогда он был сдан не в зачет в солдаты, и никакие просьбы отца о пощаде не помогли. ... Вскоре затем барин поехал куда-то к соседям со своим Малютой Скуратовым на козлах. ... Проехав с полверсты, он остановил лошадей в особенно глухом месте оврага, молча, с угрюмым видом, - как рассказывал в первые минуты после пережитого барин, - отпряг их и отогнал их ударом кнута, а затем взял в руки вожжи. Почуяв неминуемую расправу, барин, в страхе. Смешивая просьбы с обещаниями, стал умолять пощадить ему жизнь. "Нет! - отвечал ему кучер, -не бойся, сударь, я не стану тебя убивать, не возьму такого греха на душу, а только так ты нам солон пришелся, так тяжко с тобой жить стало, что вот я, старый человек, а через тебя душу свою погублю..."

  4. Перед вами два стихотворения - своего рода манифесты поэзии. Кому они принадлежат? Ответ кратко аргументируйте.

    ПОЭЗИЯ
    Среди громов, среди огней,
    Среди клокочущих страстей,
    В стихийном пламенном раздоре,
    Она с небес слетает к нам -
    Небесная к земным сынам,
    С лазурной ясностью во взоре -
    И на бунтующее море
    Льет примирительный елей.
    ***
    Безвестен я. Я вами не стяжал
    Ни почестей, ни денег, ни похвал,
    Стихи мои - плод жизни несчастливой,
    У отдыха похищенных часов,
    Сокрытых слез и думы боязливой;
    Но вами я не восхвалял глупцов,
    Но с подлостью не заключал союза,
    Нет! Свой венец терновый приняла,
    Не дрогнув, обесславленная Муза
    И под кнутом без звука умерла.

  5. Перед вами черты художественных стилей и методов, сгруппируйте их, определив, какой стиль и метод они представляют:

    Типизация фактов действительности; двоемирие; возможность наслаждаться созерцанием собственной эмоции; норма не разум, а чувство; личность, отвергающая общество; обращение к образцам античной литературы как к эталону; строгая иерархия жанров; ведущий жанр - трагедия; ведущий жанр - элегия, баллада; ведущий жанр - роман; ведущий жанр - роман в письмах.
  6. Соотнесите имена художников-портретистов и портретируемых писателей:

    Н. Ге
    И. Репин
    И. Крамской
    В. Перов
    Островский А. Н
    Достоевский Ф.М.
    Толстой Л.Н.
    Пушкин А.С.
    Некрасов Н.Н.

  7. Перед вами стихотворение А.А. Фета "Уснуло озеро" и пародия на него Д.Д. Минаева. По какому принципу построена пародия? Сравните два текста. Почему текст Фета - Минаева можно назвать палиндром(он)ом? (см. "Литературный энциклопедический словарь")

    Уснуло озеро; безмолвен темный лес;
    Русалка белая небрежно выплывает;
    Как лебедь молодой, луна среди небес
    Скользит и свой двойник на влаге созерцает.
    Уснули рыбаки у сонных огоньков;
    Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
    Порой тяжелый карп плеснет у тростников,
    Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.
    Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я;
    Но звуки тишины ночной не прерывают, -
    Пускай живая трель ярка у соловья,
    Пусть травы на воде русалки колыхают...
    Пусть травы на воде русалки колыхают,
    Пускай живая трель ярка у соловья,
    Но звуки тишины ночной не прерывают
    Как тихо... Каждый звук и шорох слышу я.
    Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой,
    Порой тяжелый карп плеснет у тростников;
    Ветрило бледное не шевельнет ни складкой;
    Уснули рыбаки у сонных огоньков.
    Скользит и свой двойник на влаге созерцает,
    Как лебедь молодой, луна среди небес.
    Русалка белая небрежно выплывает;
    Уснуло озеро; безмолвен темный лес.

  8. Из предложенного списка писателей выберите тех, кто так или иначе связан с Ярославским краем. Поясните, как именно.

    А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Н.А. Островский, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин.

  9. Продолжите предложенную цепочку еще одним именем, пояснив его связь с предыдущим. Поясните связь предложенных имен.

    1) Шекспир - Островский - ?
    2) Шекспир - Лесков - ?
    3) Салтыков - Щедрин - Петрашевский - ?
    4) Толстой - Чехов - ?

  10. Прочитав отрывок из стихотворения, найдите среди предложенных вариантов ответов, определяющих присутствие тропов и стилистических фигур, правильный:

    1)
    Как белый камень в глубине колодца,
    Лежит во мне одно воспоминанье.
    Я не могу и не хочу бороться
    Оно - веселье и оно - страданье.

    а) сравнение, синекдоха, оксюморон
    б) сравнение, оксюморон, инверсия
    в) синекдоха, метафора, инверсия

    2)
    Где бодрый серп гулял и падал колос,
    Теперь уж пусто все- простор везде -
    И паутины тонкий волос
    Блестит на праздной борозде.

    а) синекдоха, олицетворение, инверсия, метафора, эпитет
    б) эллипсис, метафорический эпитет, анафора
    в) синекдоха, олицетворение
  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100