Введение

На сегодняшний день главными проблемами, затрудняющими эффективное использование огромных ресурсов Интернет в школьном и дополнительном образовании, являются, с одной стороны, недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями у большей части педагогического коллектива, с другой стороны, отсутствие навыков аналитическо-проектировочной работы, прогнозирования результатов организации телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении.

Образовательная программа призвана приобщать педагогов к современным информационным и коммуникационным технологиям, формировать активную позицию педагога в области приложения телекоммуникационных технологий в образовательном процессе, и таким образом участвовать в формировании единого информационного пространства образования России.

Целью курса является обучение слушателей работе в глобальных компьютерных сетях, формирование навыков общения и обмена опытом, совместной деятельности с коллегами посредством телекоммуникаций, расширение знаний в связи с использованием информационных ресурсов, знакомство с различными аспектами организации телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении, повышение эффективности использования возможностей телекоммуникаций за счет формирования навыков аналитико-прогностической работы в практической деятельности.

В данном курсе информационные и телекоммуникационные технологии выступают и как предмет изучения, и как инновационные интерактивные средства обучения.

Подготовка специалистов средних учебных заведений и учреждений дополнительного образования к организации деятельности с применением Интернет-технологий осуществляется в сочетании теоретико-практического очного курсового обучения слушателей с дистанционным использованием ресурсов Учебно-методического комплекса и сети Интернет с применением имеющихся в распоряжении слушателей аппаратных средств.

Специализация

Название специализации: "Координатор телекоммуникационной деятельности в учреждении образования".

Программа ориентирована на подготовку специалистов, имеющих представление о возможностях Интернет, обладающих необходимыми навыками для креативной работы с использованием телекоммуникационных технологий, осознающих свою ведущую роль в реализации идей, связанных с внедрением и эффективным использованием возможностей телекоммуникаций в учебно-воспитательном процессе и процессе управления учреждением образования.

Целевая аудитория программы

Программа рассчитана на специалистов средней школы и учреждений дополнительного образования, имеющих или планирующих организацию телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении.

Требования к начальному уровню подготовки обучаемого

Программа курса предполагает наличие у слушателей определенного уровня компьютерной подготовки. Однако требуемый уровень может быть обеспечен и при предварительном или параллельном изучении соответсвующих дополнительных курсов и ресурсов Учебно-методического комплекса.

Области применения

Целью программы является обеспечение подготовки слушателей для их дальнейшего профессионального роста, позволяющего организовать использование телекоммуникационных технологий, возможностей глобальной компьютерной сети Интернет в деятельности образовательного учреждения.

Планируемый результат реализации программы

Ожидаемым результатом реализации программы является следующая совокупность достижений слушателей, проявляющаяся:

  • в умении ориентироваться в области телекоммуникационных технологий: знание основных принципов функционирования сетей;
  • в понимании современных методов использования возможностей телекоммуникационных технологий, основных направлений развития их использования, накопленного опыта.

Объективно диагностируемыми результатами деятельности системы подготовки слушателей к организации телекоммуникационной деятельности могут служить:

  • трансформация содержания Учебно-методического комплекса: возникновение заметной информационно-педагогической составляющей за счет публикаций результатов самостоятельной творческой работы слушателей;
  • подготовка сертифицированных (по итогам выходного испытания - организации работы телекоммуникационного проекта на базе образовательного учреждения) специалистов, готовых к организации телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении.

Содержание Программы

Программа состоит из 3 разделов:

Раздел 1. "Пользователь сети Интернет"

Требования к предварительному уровню подготовки:

  • практические навыки работы с персональным компьютером;
  • практические навыки работы с операционными системами Microsoft Windows;
  • общие навыки работы с приложениями Windows.

Цель: ознакомить слушателей с принципами организации и функционирования глобальной сети Интернет, основными сервисами сети Интернет, дать навыки использования этих сервисов, сформировать навыки поисковой и информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления;

В результате обучения по разделу 1 Программы слушатели получают представления о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании сервисов сети Интернет, установки необходимых клиентских программ:

  • знание общих принципов организации сети Интернет, как объединения различных сетей;
  • представление об адресации в сети Интернет;
  • представление об основных сервисах сети Интернет и понимание принципов их функционирования;
  • понимание особенностей организации информационного пространства WWW;
  • знание общих приемов работы с программами-броузерами;
  • владение приемами навигации;
  • знание основных методов работы с электронной почтой;
  • умение работать с почтовыми программами;
  • представление о списках рассылки;
  • знакомство с программами для работы с FTP;
  • владение приемами работы с телеконференциями и группами новостей;
  • навыки поиска информации в сети Интернет;
  • умение сохранять найденную информацию различными способами.

Раздел 2. "Возможности сети Интернет для организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования"

Необходимые начальные навыки слушателя:

  • практические навыки работы с Microsoft Windows;
  • знакомство с основными понятиями и сервисами сети Интернет;
  • навыки работы с программами-броузерами;
  • навыки работы с программами электронной почты;
  • навыки работы с сервисами телеконференций;
  • навыки поиска информации в сети Интернет.

Цель: знакомство с образовательными возможностями Интернет-технологий, информационными ресурсами сети Интернет образовательного назначения, их типологией, особенностями применения в ходе базового и дополнительного образования; знакомство с опытом организации дистанционного обучения педагогов и школьников; формирование навыков проектирования процесса использования ресурсов сети; навыков использования и создания образовательных сайтов в сети Интернет; изучение передового педагогического опыта использования телекоммуникаций в регионе.

В результате слушатель приобретает следующие знания и навыки:

  • поиск интересующей информации посредством телекоммуникаций;
  • анализ и систематизация информации в виде текстовых, гипертекстовых документов;
  • оценка возможности использования той или иной информационной технологии в учреждении образования.

Раздел 3. "Организация телекоммуникационного образовательного проекта"

Необходимые начальные навыки слушателя:

  • практические навыки работы с Microsoft Windows;
  • знакомство с основными понятиями и сервисами сети Интернет;
  • навыки работы с программами-броузерами;
  • навыки работы с программами электронной почты;
  • навыки работы с сервисами телеконференций;
  • навыки поиска информации в сети Интернет.

Цель и приобретаемы навыки знания: формирование представлений о принципах организации учебно-познавательной, творческой и игровой деятельности учащихся на основе телекоммуникаций; формирование навыков проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием ресурсов сети; формирование навыков использования и создания образовательных сайтов в сети Интернет; формирование представления о принципах организации сетевой проектной деятельности и задачах по организации деятельности в ходе проекта; знание классификационных особенностей телекоммуникационных образовательных проектов и основных принципов их проектирования и проведения; навыки планирования и реализации телекоммуникационных образовательных проектов разного типа на базе образовательного учреждения.

Методические особенности реализации Программы

В содержании деятельности, связанной с подготовкой, выделим следующие составляющие.

  1. Обучение слушателей с использованием очных форм (лекционных занятий, лабораторно-практических занятий, круглых столов и проблемных конференций). Для реализации составляющей подготовлено соответствующее техническое, информационное и методическое обеспечение, интегрированное в рамках Учебно-методического комплекса.
  2. Обучение слушателей с использованием имеющихся в распоряжении образовательных учреждений средств компьютерной связи. При этом обучение реализуется специфическими формами вовлечения слушателей в дистанционное взаимодействие с использованием телекоммуникационных технологий:
    • переписка по электронной почте с использованием mail-сервера Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, а также специально организованного учебного intranet mail-сервера, как инструментов деятельности;
    • участие в постоянно действующих тематических телеконференциях участников учебного процесса посредством лист-сервера, системы WWW-форумов, как инструментов деятельности;
    • дистанционная работа с банками педагогической и учебной информации, установленными на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании;
    • дистанционная работа с информационными ресурсами сети Интернет, использование возможностей поисковых систем, как инструментов деятельности;
    • создание собственных ресурсов посредством системы on-line публикаций, как инструмента деятельности;
    • наконец, участие в телекоммуникационных образовательных проектах с объединением всех вышеперечисленных инструментов деятельности.

В рамках очного обучения при реализации программы выделяются следующие субъекты:

  • Создатели дидактических и методических материалов, необходимых для очного обучения, также выступающие как преподаватели.
  • Слушатели, проходящие подготовку в рамках очного учебного процесса.

В рамках дистанционного обучения выделяются следующие субъекты:

  • Создатели и редакторы электронного банка дидактических, методических и информационных материалов, установленных на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, модераторы учебных телеконференций (это могут быть уже упоминавшиеся выше создатели материалов для очного обучения; преподаватели, обеспечивающие ведение очного учебного процесса).
  • Слушатели, проходящие подготовку в рамках очного учебного процесса, вооруженные персональными средствами удаленного взаимодействия и выступающие в процессе "погружения" в роли удаленных субъектов информационного обмена и потребления информации.

Организация процесса дистанционного обучения также обеспечена соответствующим техническим, информационным и методическим обеспечением.

Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование разработанного Учебно-методического комплекса - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, предназначенного для повышения квалификации работников образования в области использования телекоммуникаций для получения и публикации материалов, формирования баз данных, проведения тематических конференций, форумов и реализации телекоммуникационных образовательных проектов в сети Интернет.

В обеспечении подготовки слушателей к организации телекоммуникационной деятельности в рамках очного учебного процесса задействованы следующие средства Учебно-Методического Комплекса:

  • программно-аппаратные - компьютеры, объединенные в локальную сеть, модем, принтер, сканер, цифровая Web-камера и фотоаппарат, соответствующее стандартное и специально разработанное специалистами Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании программное обеспечение, обеспечивающие очный учебный процесс, включая практические и лабораторные занятия, возможность проведения итоговых и промежуточных тестов в классе Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании;
  • информационные - содержательные материалы, подготовленные для работы в классе (лекционные курсы и учебные пособия в бумажном варианте, в формате учебного маршрута Учебно-методического комплекса, мультимедиа-лекции; гипертекстовые банки (ресурсы) учебной информации на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, доступные с компьютеров класса по локальной сети);
  • методические - программа учебного курса, вариативный учебный план, описания лабораторных работ, описания работы с учебными маршрутами и ресурсами Учебно-методического комплекса, доступные с компьютеров класса по локальной сети.

При реализации дистанционной части учебного курса задействованы следующие средства:

  • аппаратные - точки подключения учреждений образования к сети Интернет (компьютеры, модемы), серверы и компьютеры intranet-сети Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, обеспечивающие удаленное взаимодействие слушателей и преподавателей между собой, с ресурсами Учебно-методического комплекса и сети Интернет;
  • информационные - ресурсы, созданные для поддержки курса на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, доступные по сети, а также стандартные и специально разработанные программные средства, обеспечивающие функционирование сервисов Учебно-методического комплекса;
  • методические - комплекс материалов по использованию банков учебной информации, ресурсов Учебно-методического комплекса; по работе с системами публикаций, форумом, учебными маршрутами, предназначенный для обеспечения дистанционной части образовательной программы.

Организация учебной деятельности позволяет реализовать активность слушателей и использовать их практический опыт. С этой целью предусмотрено примерно одинаковое количество лекций и практических занятий. В программе используется интегрированный подход к изучению информационных и коммуникационных технологий, что предполагает одновременную работу с несколькими программными средствами при компенсации недостающих функций одних средств информационных технологий за счет других; освоение унифицированных функций программных средств; осуществление одновременной работы в компьютерных сетях и редакторах.

Особенности реализации данной программы заключаются в большом объеме 1 и 2 разделов. Они несут большую информационную нагрузку и требуют дополнительной самостоятельной работы слушателей по восприятию полученной информации, ее осмыслению и реализации в практической деятельности при выполнении практических и лабораторных работ. Раздел 3 ориентирован на дистанционную форму работы в форме телекоммуникационного проекта, воплощает собой идею творческой лаборатории.

К каждой практической работе прилагаются задания исследовательского или творческого характера, выполнение которых тесно связано с использованием ресурсов Учебно-методического комплекса:

  • модерируемых телеконференций, посвященных изучаемым разделам(проходящих под руководством модератора а заранее оговоренные сроки и по заранее оговоренным темам);
  • www-форума, on-line системы публикации материалов в сети Интернет.

Лекционные занятия поддерживаются практическими и лабораторными занятиями, а также семинарами и проблемными конференциями, на которых учащиеся в очном или дистанционном режиме имеют возможность репрезентировать полученные знания и навыки с использованием инструментальных средств Учебно-методического комплекса.

Вариативность заданий и коллективное обсуждение наработок позволит в значительной мере повысить интенсивность процесса обучения и расширить общие представления обучающихся об информационных ресурсах Интернет для сопровождения образовательного процесса.

В программу включен диагностический блок (входная, выходная диагностика). Формой итоговой аттестации является курсовая работа - рефлексия, представляющая собой проект организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования.

Диагностика обученности

Входной контроль осуществляется в результате тестирования и анкетирования слушателей.

Итоговый контроль в разделах 1 и 2 осуществляется в форме промежуточных тестов Учебно-методического комплекса, в разделе 3 в форме проведения телекоммуникационного образовательного проекта и создании курсовой работы - рефлексии-проекта организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования, в ходе которых критериями оценки деятельности обучаемых являются:

  • образовательная активность слушателей;
  • умение практически осмыслить и реализовать полученные знания и умения.

Учебно-тематический план

курса "Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении"

Цель: осуществить теоретическую, практическую и методическую подготовку слушателей для организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования.

Категория слушателей: педагоги и администрация учреждений основного и дополнительного образования.

Формы обучения: очная в форме лекционных, практических занятий, проблемных конференций, дистанционная в форме телекоммуникационных образовательных проектов, образовательной телеконференции, WWW-форума.

Структура программы

 часов
Лекции36
Семинарские, практические занятия 34
Формы дистанционного обучения 12
Зачетные работы (тест) 2
Всего 84