|
 |
Введение
На сегодняшний день главными проблемами, затрудняющими эффективное использование огромных ресурсов Интернет в школьном и дополнительном образовании, являются, с одной стороны, недостаток знаний и опыта работы с современными технологиями у большей части педагогического коллектива, с другой стороны, отсутствие навыков аналитическо-проектировочной работы, прогнозирования результатов организации телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении.
Образовательная программа призвана приобщать педагогов к современным информационным и коммуникационным технологиям, формировать активную позицию педагога в области приложения телекоммуникационных технологий в образовательном процессе, и таким образом участвовать в формировании единого информационного пространства образования России.
Целью курса является обучение слушателей работе в глобальных компьютерных сетях, формирование навыков общения и обмена опытом, совместной деятельности с коллегами посредством телекоммуникаций, расширение знаний в связи с использованием информационных ресурсов, знакомство с различными аспектами организации телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении, повышение эффективности использования возможностей телекоммуникаций за счет формирования навыков аналитико-прогностической работы в практической деятельности.
В данном курсе информационные и телекоммуникационные технологии выступают и как предмет изучения, и как инновационные интерактивные средства обучения.
Подготовка специалистов средних учебных заведений и учреждений дополнительного образования к организации деятельности с применением Интернет-технологий осуществляется в сочетании теоретико-практического очного курсового обучения слушателей с дистанционным использованием ресурсов Учебно-методического комплекса и сети Интернет с применением имеющихся в распоряжении слушателей аппаратных средств.
Специализация
Название специализации: "Координатор телекоммуникационной деятельности в учреждении образования".
Программа ориентирована на подготовку специалистов, имеющих представление о возможностях Интернет, обладающих необходимыми навыками для креативной работы с использованием телекоммуникационных технологий, осознающих свою ведущую роль в реализации идей, связанных с внедрением и эффективным использованием возможностей телекоммуникаций в учебно-воспитательном процессе и процессе управления учреждением образования.
Целевая аудитория программы
Программа рассчитана на специалистов средней школы и учреждений дополнительного образования, имеющих или планирующих организацию телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении.
Требования к начальному уровню подготовки обучаемого
Программа курса предполагает наличие у слушателей определенного уровня компьютерной подготовки.
Однако требуемый уровень может быть обеспечен и при предварительном или параллельном изучении соответсвующих дополнительных курсов и ресурсов Учебно-методического комплекса.
Области применения
Целью программы является обеспечение подготовки слушателей для их дальнейшего профессионального роста, позволяющего организовать использование телекоммуникационных технологий, возможностей глобальной компьютерной сети Интернет в деятельности образовательного учреждения.
Планируемый результат реализации программы
Ожидаемым результатом реализации программы является следующая совокупность достижений слушателей, проявляющаяся:
- в умении ориентироваться в области телекоммуникационных технологий: знание основных принципов функционирования сетей;
- в понимании современных методов использования возможностей телекоммуникационных технологий, основных направлений развития их использования, накопленного опыта.
Объективно диагностируемыми результатами деятельности системы подготовки слушателей к организации телекоммуникационной деятельности могут служить:
- трансформация содержания Учебно-методического комплекса: возникновение заметной информационно-педагогической составляющей за счет публикаций результатов самостоятельной творческой работы слушателей;
- подготовка сертифицированных (по итогам выходного испытания - организации работы телекоммуникационного проекта на базе образовательного учреждения) специалистов, готовых к организации телекоммуникационной деятельности в образовательном учреждении.
Содержание Программы
Программа состоит из 3 разделов:
Раздел 1. "Пользователь сети Интернет"
Требования к предварительному уровню подготовки:
- практические навыки работы с персональным компьютером;
- практические навыки работы с операционными системами Microsoft Windows;
- общие навыки работы с приложениями Windows.
Цель: ознакомить слушателей с принципами организации и функционирования глобальной сети Интернет, основными сервисами сети Интернет, дать навыки использования этих сервисов, сформировать навыки поисковой и информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления;
В результате обучения по разделу 1 Программы слушатели получают представления о телекоммуникациях, телекоммуникационных сетях различного типа (локальные, региональные, глобальные), их назначении и возможностях, использовании сервисов сети Интернет, установки необходимых клиентских программ:
- знание общих принципов организации сети Интернет, как объединения различных сетей;
- представление об адресации в сети Интернет;
- представление об основных сервисах сети Интернет и понимание принципов их функционирования;
- понимание особенностей организации информационного пространства WWW;
- знание общих приемов работы с программами-броузерами;
- владение приемами навигации;
- знание основных методов работы с электронной почтой;
- умение работать с почтовыми программами;
- представление о списках рассылки;
- знакомство с программами для работы с FTP;
- владение приемами работы с телеконференциями и группами новостей;
- навыки поиска информации в сети Интернет;
- умение сохранять найденную информацию различными способами.
Раздел 2. "Возможности сети Интернет для организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования"
Необходимые начальные навыки слушателя:
- практические навыки работы с Microsoft Windows;
- знакомство с основными понятиями и сервисами сети Интернет;
- навыки работы с программами-броузерами;
- навыки работы с программами электронной почты;
- навыки работы с сервисами телеконференций;
- навыки поиска информации в сети Интернет.
Цель: знакомство с образовательными возможностями Интернет-технологий, информационными ресурсами сети Интернет образовательного назначения, их типологией, особенностями применения в ходе базового и дополнительного образования; знакомство с опытом организации дистанционного обучения педагогов и школьников; формирование навыков проектирования процесса использования ресурсов сети; навыков использования и создания образовательных сайтов в сети Интернет; изучение передового педагогического опыта использования телекоммуникаций в регионе.
В результате слушатель приобретает следующие знания и навыки:
- поиск интересующей информации посредством телекоммуникаций;
- анализ и систематизация информации в виде текстовых, гипертекстовых документов;
- оценка возможности использования той или иной информационной технологии в учреждении образования.
Раздел 3. "Организация телекоммуникационного образовательного проекта"
Необходимые начальные навыки слушателя:
- практические навыки работы с Microsoft Windows;
- знакомство с основными понятиями и сервисами сети Интернет;
- навыки работы с программами-броузерами;
- навыки работы с программами электронной почты;
- навыки работы с сервисами телеконференций;
- навыки поиска информации в сети Интернет.
Цель и приобретаемы навыки знания: формирование представлений о принципах организации учебно-познавательной, творческой и игровой деятельности учащихся на основе телекоммуникаций; формирование навыков проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием ресурсов сети; формирование навыков использования и создания образовательных сайтов в сети Интернет; формирование представления о принципах организации сетевой проектной деятельности и задачах по организации деятельности в ходе проекта; знание классификационных особенностей телекоммуникационных образовательных проектов и основных принципов их проектирования и проведения; навыки планирования и реализации телекоммуникационных образовательных проектов разного типа на базе образовательного учреждения.
Методические особенности реализации Программы
В содержании деятельности, связанной с подготовкой, выделим следующие составляющие.
- Обучение слушателей с использованием очных форм (лекционных занятий, лабораторно-практических занятий, круглых столов и проблемных конференций). Для реализации составляющей подготовлено соответствующее техническое, информационное и методическое обеспечение, интегрированное в рамках Учебно-методического комплекса.
- Обучение слушателей с использованием имеющихся в распоряжении образовательных учреждений средств компьютерной связи. При этом обучение реализуется специфическими формами вовлечения слушателей в дистанционное взаимодействие с использованием телекоммуникационных технологий:
- переписка по электронной почте с использованием mail-сервера Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, а также специально организованного учебного intranet mail-сервера, как инструментов деятельности;
- участие в постоянно действующих тематических телеконференциях участников учебного процесса посредством лист-сервера, системы WWW-форумов, как инструментов деятельности;
- дистанционная работа с банками педагогической и учебной информации, установленными на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании;
- дистанционная работа с информационными ресурсами сети Интернет, использование возможностей поисковых систем, как инструментов деятельности;
- создание собственных ресурсов посредством системы on-line публикаций, как инструмента деятельности;
- наконец, участие в телекоммуникационных образовательных проектах с объединением всех вышеперечисленных инструментов деятельности.
В рамках очного обучения при реализации программы выделяются следующие субъекты:
- Создатели дидактических и методических материалов, необходимых для очного обучения, также выступающие как преподаватели.
- Слушатели, проходящие подготовку в рамках очного учебного процесса.
В рамках дистанционного обучения выделяются следующие субъекты:
- Создатели и редакторы электронного банка дидактических, методических и информационных материалов, установленных на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, модераторы учебных телеконференций (это могут быть уже упоминавшиеся выше создатели материалов для очного обучения; преподаватели, обеспечивающие ведение очного учебного процесса).
- Слушатели, проходящие подготовку в рамках очного учебного процесса, вооруженные персональными средствами удаленного взаимодействия и выступающие в процессе "погружения" в роли удаленных субъектов информационного обмена и потребления информации.
Организация процесса дистанционного обучения также обеспечена соответствующим техническим, информационным и методическим обеспечением.
Одним из важнейших условий успешности реализации программы является использование разработанного Учебно-методического комплекса - системно организованной совокупности образовательных информационных ресурсов, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, предназначенного для повышения квалификации работников образования в области использования телекоммуникаций для получения и публикации материалов, формирования баз данных, проведения тематических конференций, форумов и реализации телекоммуникационных образовательных проектов в сети Интернет.
В обеспечении подготовки слушателей к организации телекоммуникационной деятельности в рамках очного учебного процесса задействованы следующие средства Учебно-Методического Комплекса:
- программно-аппаратные - компьютеры, объединенные в локальную сеть, модем, принтер, сканер, цифровая Web-камера и фотоаппарат, соответствующее стандартное и специально разработанное специалистами Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании программное обеспечение, обеспечивающие очный учебный процесс, включая практические и лабораторные занятия, возможность проведения итоговых и промежуточных тестов в классе Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании;
- информационные - содержательные материалы, подготовленные для работы в классе (лекционные курсы и учебные пособия в бумажном варианте, в формате учебного маршрута Учебно-методического комплекса, мультимедиа-лекции; гипертекстовые банки (ресурсы) учебной информации на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, доступные с компьютеров класса по локальной сети);
- методические - программа учебного курса, вариативный учебный план, описания лабораторных работ, описания работы с учебными маршрутами и ресурсами Учебно-методического комплекса, доступные с компьютеров класса по локальной сети.
При реализации дистанционной части учебного курса задействованы следующие средства:
- аппаратные - точки подключения учреждений образования к сети Интернет (компьютеры, модемы), серверы и компьютеры intranet-сети Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, обеспечивающие удаленное взаимодействие слушателей и преподавателей между собой, с ресурсами Учебно-методического комплекса и сети Интернет;
- информационные - ресурсы, созданные для поддержки курса на сервере Центра телекоммуникаций и информационных систем в образовании, доступные по сети, а также стандартные и специально разработанные программные средства, обеспечивающие функционирование сервисов Учебно-методического комплекса;
- методические - комплекс материалов по использованию банков учебной информации, ресурсов Учебно-методического комплекса; по работе с системами публикаций, форумом, учебными маршрутами, предназначенный для обеспечения дистанционной части образовательной программы.
Организация учебной деятельности позволяет реализовать активность слушателей и использовать их практический опыт. С этой целью предусмотрено примерно одинаковое количество лекций и практических занятий. В программе используется интегрированный подход к изучению информационных и коммуникационных технологий, что предполагает одновременную работу с несколькими программными средствами при компенсации недостающих функций одних средств информационных технологий за счет других; освоение унифицированных функций программных средств; осуществление одновременной работы в компьютерных сетях и редакторах.
Особенности реализации данной программы заключаются в большом объеме 1 и 2 разделов. Они несут большую информационную нагрузку и требуют дополнительной самостоятельной работы слушателей по восприятию полученной информации, ее осмыслению и реализации в практической деятельности при выполнении практических и лабораторных работ.
Раздел 3 ориентирован на дистанционную форму работы в форме телекоммуникационного проекта, воплощает собой идею творческой лаборатории.
К каждой практической работе прилагаются задания исследовательского или творческого характера, выполнение которых тесно связано с использованием ресурсов Учебно-методического комплекса:
- модерируемых телеконференций, посвященных изучаемым разделам(проходящих под руководством модератора а заранее оговоренные сроки и по заранее оговоренным темам);
- www-форума, on-line системы публикации материалов в сети Интернет.
Лекционные занятия поддерживаются практическими и лабораторными занятиями, а также семинарами и проблемными конференциями, на которых учащиеся в очном или дистанционном режиме имеют возможность репрезентировать полученные знания и навыки с использованием инструментальных средств Учебно-методического комплекса.
Вариативность заданий и коллективное обсуждение наработок позволит в значительной мере повысить интенсивность процесса обучения и расширить общие представления обучающихся об информационных ресурсах Интернет для сопровождения образовательного процесса.
В программу включен диагностический блок (входная, выходная диагностика). Формой итоговой аттестации является курсовая работа - рефлексия, представляющая собой проект организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования.
Диагностика обученности
Входной контроль осуществляется в результате тестирования и анкетирования слушателей.
Итоговый контроль в разделах 1 и 2 осуществляется в форме промежуточных тестов Учебно-методического комплекса, в разделе 3 в форме проведения телекоммуникационного образовательного проекта и создании курсовой работы - рефлексии-проекта организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования, в ходе которых критериями оценки деятельности обучаемых являются:
- образовательная активность слушателей;
- умение практически осмыслить и реализовать полученные знания и умения.
Учебно-тематический план
курса "Телекоммуникационная деятельность в образовательном учреждении"
Цель: осуществить теоретическую, практическую и методическую подготовку слушателей для организации телекоммуникационной деятельности в учреждении образования.
Категория слушателей: педагоги и администрация учреждений основного и дополнительного образования.
Формы обучения: очная в форме лекционных, практических занятий, проблемных конференций, дистанционная в форме телекоммуникационных образовательных проектов, образовательной телеконференции, WWW-форума.
Структура программы
| часов |
Лекции | 36 |
Семинарские, практические занятия | 34 |
Формы дистанционного обучения | 12 |
Зачетные работы (тест) | 2 |
Всего | 84 |
|
|