Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Суворова Галина Михайловна

г.Ярославль
школа 59

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ


МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ ГОРОДА КАК КОМПОНЕНТА ПРОФИЛЬНОГО КУРСА ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ


В век глобальной информатизации становится актуальной проблема выживания человечества. В России данная проблема требует решения на разных уровнях и направлениях. Одним из направлений является изучение экологии города в старших классах как компонента профильного курса экологии. Город есть коренным образом измененное состояние окружающей природы. В процессе образования города происходит либо полное уничтожение, либо преобразование естественных экологических связей. Это вызывает обострение определенных проблем:

  • защиты и улучшение здоровья горожан как следствие, зависимости ряда экономических и социальных показателей;
  • защиты и улучшение физического, психического и эмоционального здоровья и развития детей в условиях городской среды;
  • сохранение биоразнообразия, привлечение и изучение синантропных организмов;
  • поддержание экологического качества городской среды;
  • формирование экологической культуры через создание системы непрерывного экологического образования, которое обеспечит ценностное отношение, экологически грамотное поведение и деятельность горожан, практическое улучшение качества городской среды.

За истекшие десятилетие были выполнены исследования в области методики изучения города. По вопросам " урбоэкологии" вышли несколько программ и учебных пособий ( Захлебный А.Н., Скалон В.Н.,1993, Скалон В.Н, 1997).Отдельные знания по экологии города вошли в учебный комплект "Экология России"(1995). Создан учебник "Экология города" для 10-11 классов естественнонаучного профиля, где предусмотрены практические задания по изучению родного города ( Камерилова Г.С.,1997). Разработана Региональная программа по экологии для учащихся Ярославской области (Поярков Б.В.,1996), выпущено пособие "Экология Ярославской области" (Щенев В.А., Колбовский Е.Ю., РохмистровВ.Л.,1995). Однако учащиеся мало знакомы с городскими экосистемами, их функционированием, слабо привлекаются к их сохранению, а также плохо знают причины экологических проблем в городской среде и не включаются в их решение. Необходимо разрабатывать методики изучения экологии города. Все выше изложенное подтверждает обострение ряда противоречий:

  • между возрастанием роли городов в цивилизованном развитии России и недостаточным вниманием к изучению особенностей их экологии в образовательных системах;
  • между сложным междисциплинарным характером знаний об экологии города и слабой разработанностью минимального содержания, программы и планируемых результатов обучения;
  • между необходимостью разработки для каждого регионам учебных курсов типа модуля "Экология города" и отсутствием подобной методики для старшей школы в Ярославской области.

Возникает проблема исследования в разработке модуля "Экология города (на примере города Ярославля)" на междисциплинарной основе в рамках профильного курса экологии для старших классов. Это является одним из способов интеграции в экологическом образовании.

Модуль - блок занятий на одну тему, связанных с реальной проблемой современности устойчивости городов. Так в рамках модуля рекомендуются разнообразные активные формы организации учебной деятельности учащихся - межпредметная лекция, практические занятия, семинарское занятие, деловая игра и практическая деятельность (5, с.7).

В старших классах появляется возможная необходимость использовать и развивать интеллектуальный потенциал, приобщать к опыту и процессу творческой деятельности, применяя метод конкретных ситуаций, учащиеся сами обнаруживают, формулируют познавательные задачи и сами их решают (3, с.91). Основным показателем экологической культуры личности является способность решать конкретные проблемы улучшения окружающей среды (1, с.5).

Правильная организация учебной деятельности позволит раскрыть школьникам свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды (6, с.12).

Анализ научной и методической литературы позволил определить основные особенности изучения экологии города данного региона:

  • выделение типичных наземных и водных экосистем города;
  • определение специфики экологических проблем городской среды;
  • учет этнокультурных традиций взаимодействия населения с окружающей средой;
  • практическая деятельность по изучению и охране городской среды.
  • критерий эффективности организации экологического образования.

Эти положения определяют специфику изучения экологии региона, что требует разработки соответствующей методики и средств обучения (2, с. 117,118).

В модуле "Экология города (на примере города Ярославля)" разработаны следующие формы организации учебной деятельности школьников:

  • Вводная лекция по экологии города как типичной урбоэкосистемы. Особое внимание уделяется району, где расположена школа (1 час).
  • Практические занятия по изучению специфики урбоэкосистемы: изучение наземных и водных преобразованных экосистем в черте города, их экологическое описание (2 часа).
  • Семинарское занятие анализа экологических проблем в урбоэкосистеме (1 час).
  • Деловая игра " Что я могу сделать для того, чтобы городская экосистема была устойчивой?", направленная на выработку тактики и стратегии экологической ответственности во взаимоотношении "человек - город" и "общество - город" (2 часа).
  • Практическая деятельность в городской среде по решению конкретной экологической ситуации (2 часа).
  • Обобщение результатов модуля. Зачет (1час).

Каждая форма учебной деятельности модуля предполагает включение школьников в активную познавательную, эмоциональную и практическую деятельность.

Разработаны поурочные задания для учащихся при изучении модуля "Экология города ( на примере города Ярославля)".

Урок 1. Введение. Экосистема города

Урок 2. Преобразованные городские наземные экосистемы. Практическая работа в черте города.

Урок 3. Преобразованные городские водные экосистемы. Практическая работа в черте города.

Урок 4. . Анализ экологической ситуации состояния наземных и водных экосистем городской среды. Семинарское занятие.

Уроки 5 и 6. Тема "Что я могу сделать для того, чтобы городская экосистема была устойчивой?". Деловая игра.

Уроки 7 и 8. Решение конкретной экологической ситуации в родном городе. Практическая работа.

Урок 9. Зачет по теме " Экосистема города Ярославля".






Rambler's Top100