Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Первичная регистрация данных

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников

[возврат к плану]

Все наблюдения или опыты и их результаты должны быть зафиксированы, задокументированы, то-есть оформлены письменно, зарисованы, сфотографированы, записаны на видеопленку, на магнитофон и т.д.

При экспериментальной работе в особом журнале (им может служить любая тетрадь или блокнот) регистрируются результаты каждого опыта. Эти результаты могут быть оформлены в виде словесного описания какого-то события, например: “при стуке карандашом по стеклу здоровая рыбка гуппи (самец № 1) отплывает на расстояние от 10 до 20 см”, или представлены в виде таблицы.

Например, при изучении поведения грызунов (лабораторных мышей, хомяков, крыс) в Т-образном лабиринте с целью определения среди них “правшей” и “левшей” результаты проще всего протоколировать так:

Опыт №_____________________________________________________

Дата________________________________________________________

Хомяк №

Сворачивает

 

Направо

Налево

1

+

-

2

+

-

3

-

+

4

+

-

5

+

-

и т.д.

Каждую повторность опыта при этом заносят на отдельную страницу из соображений удобства.

При проведении наблюдений, особенно в полевых условиях, записи ведутся в дневнике наблюдений. Для дневника используют обычно небольшую записную книжку в твердой обложке. На титульном листе обычно указывают фамилию и имя владельца дневника, а также его домашний адрес на случай его потери, поскольку данные из дневника восстановить нельзя. В полевых условиях записи делают обычно простым карандашом. Каждая запись начинается с даты и места наблюдения. Часто записывают и состояние погоды на момент наблюдения: облачность, сила и направление ветра, осадки и др.

Запись в дневнике должна напоминать протокол следователя при описании места происшествия: быть подробной, не заключать в себе выводов, содержать только факты. Мысли, приходящие во время наблюдения, необходимо записывать так, чтобы их можно было сразу отличить. Например, во фразе “при моем приближении воробей испугался и улетел” содержится невольная ложь или неточность. Ведь воробей мог улететь не потому что испугался вас, а по другим причинам. Подробность в записях идет только на пользу делу, а способность замечать мелкие детали всегда очень полезна в любом исследовании.



[Вверх]
Rambler's Top100