Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Планирование и выбор методики исследования

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников

[возврат к плану]

После того, как выбрана тема исследования, следует начать сбор по ней конкретной информации. Прежде всего это работа в библиотеке с научной литературой. Необходимо постараться собрать как можно больше информации по предмету исследования. Найдя несколько книг, близких к теме работы, необходимо просмотреть их, и в списках литературы, приводимых в конце, найти новые книги и статьи. В поисках нужных книг можно обратиться к учителю, руководителю кружка, преподавателю вуза, библиотекарю. Поскольку большинство необходимых книг, как правило, на руки в библиотеке не выдаются, надо сделать из них выписки и сохранить их. Впоследствии эти выписки могут составить одну из частей научной работы (так называемый обзор литературы).

Знакомство с литературой позволяет избежать повторения уже сделанной кем-то работы (не изобретать велосипед) и уточнить задачу исследования, полностью войти в курс дела.

Следующим этапом будет составление плана исследования. Он подразумевает выбор методики (методик) исследования, расчет необходимого объема наблюдений или количества опытов и их повторностей, предварительное планирование времени на выполнение каждой части работы. Обычно на сбор первичного фактического материала и его первичную обработку уходит около 2/3, а на написание и оформление работы — 1/3 общего времени, затраченного на работу.

При экспериментальных работах опыт заранее планируется, условия, в которых находятся подопытные животные или растения, строго контролируются. Тут надо учитывать две вещи. Во-первых, любой опыт нуждается в контроле. Во-вторых, в повторностях. Разберем сказанное на примере.

Допустим. мы хотим выяснить действие 10-процентного раствора английской соли на инфузорий-туфелек. В 1 мл культуры с инфузориями добавляем каплю раствора соли. Через некоторое время инфузории перестают двигаться. а затем погибают. Это действие соли? Спешить с выводами не следует. Вдруг ядовитой оказалась вода. в которой растворили соль, а не сама соль? Поэтому делают контрольный опыт: в 1 мл такой же культуры добавляют каплю той же воды, в которой растворяли соль. После этого с культурой ничего не происходит. Значит, теперь можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что на культуру подействовала именно соль, а не вода. в которой она была растворена. Однако для окончательного вывода надо проделать несколько таких опытов (скажем, 4-5, т.е. как говорят, сделать пятикратную повторность). Если в каждой повторности результат оказался одинаковым, можно делать выводы. В любой научной работе экспериментального характера обязательно указывается и повторность опытов, и наличие контроля.

4.1. Статистика в научной работе

Если в основе выбранной методики лежит не эксперимент, а наблюдения или сбор научных коллекций, требование повторяемости не отменяется, но принимает нередко иную форму. Сходных наблюдений должно быть несколько. Если результаты их несколько отличаются, а чаще всего так и бывает, следует оценить их с помощью статистических методов (в самом простом случае — подсчитать среднюю арифметическую и оценить ее достоверность, то-есть выяснить, с какой вероятностью она не случайна). Для серьезной биологической работы статистическая обработка совершенно необходима. Освоение простейших статистических методов (например, метод хи-квадрат, см. приложение) вполне доступно старшекласснику.

Планируя объем материала, необходимый для надежных выводов, надо иметь в виду, что слишком много его почти никогда не бывает. Чем больше объем и количество проводимых опытов, тем достовернее полученные результаты. Причем эти опыты или наблюдения должны быть именно однотипными. Повторение неоднотипных опытов (то-есть таких, в которых условия опыта меняются), не только не имеет смысла. но может привести к серьезным ошибкам. Например, если вы сравниваете видовой состав птиц в городских парках г. Ярославля в разные сезоны, нельзя летние наблюдения проводить, скажем, в Скобыкинской роще, а летние — в Петропавловском парке.



[вверх]
Rambler's Top100