Информационная "копилка" опыта педагогов в сфере экологического образования и воспитания


Ошмарин Александр Петрович

г.Ярославль
кандидат биологических наук
доцент кафедры зоологии Государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского

Ваш вклад в "копилку"

Возврат к списку авторов


Заглянуть в "копилку"
Обработка данных опытов и наблюдений

Рекомендации для учителей, педагогов дополнительного образования и школьников

[возврат к плану]

Любая обработка первичных научных данных сводится к концентрации информации в максимально сжатом виде. Обычно результаты опытов или наблюдений можно представить в виде таблиц, графиков, схем и диаграмм, которые позволяют легко заметить определенные тенденции, закономерности.

Первое, что обычно делают, это сводят полученные результаты в таблицы. С таблицами гораздо удобнее работать, чем с первичными записями данных. Поясним сказанное на примере. Допустим, изучалась скорость роста растений какого-либо вида. В определенный день после посева появились проростки, затем у растений через некоторые промежутки времени измерялась высота стебля — у каждого в отдельности, разумеется.

Первичные данные выглядят так:

5-й день: 24 мм, 27 мм, 19 мм, 21 мм, 25 мм

10-й день: 28 мм, 32 мм, 22 мм, 26 мм, 25 мм

В итоговой таблице это будет выглядеть иначе:

День после

Высота стебля, мм

Средняя высота

посева

N 1

N 2

N 3

N 4

N 5

стебля в мм

5

24

27

19

21

29

23,2

10

28

32

22

26

29

27,4

По данным таблицы легко построить графики роста каждого из подопытных растений; кроме того, можно построить обобщенный график на основе подсчитанных средних высот стебля.

Другой пример. Изучалась размерная структура популяции улиток, то-есть выяснялось, какой процент популяции составляют улитки каждого размера. Для этого было измерено огромное количество экземпляров определенного вида моллюсков. Как сконцентрировать эти данные. Для этого близкие значения высоты раковины группируют в классы. При этом надо помнить, что классов должно быть не более 6-7, величина классов должна быть одинаковой и границы классов не должны перекрываться, то-есть если значение высоты раковины совпадает с граничным значением класса, оно должно быть отнесено только в один класс.

Выглядит это так:

Высота раковины, мм

Количество экземпляров

11—15

8

16—20

17

21—25

43

Графически такие данные обычно изображают в виде столбчатой гистограммы:

В тех случаях, когда речь идет о доле чего-либо от целого, удобнее всего изобразить полученный результат в виде секторной диаграммы. График, гистограмма и секторная диаграмма — наиболее популярные способы графического изображения результатов исследования, хотя, конечно, существуют и используются и многие другие способы.

Работа с таблицами, графиками, диаграммами нужна не только для того, чтобы представить материал читателю. Она помогает самому исследователю посмотреть на материал с новой стороны, глубже вникнуть в существо данных, сделать новые выводы.

После обработки данных можно приступать к оформлению результатов в форме научного отчета, статьи, доклада и т.д. Обычно первичным является отчет.



[вверх]
Rambler's Top100