Мастер жидкостей:  

-..Родники вы мои, родники,

Цвет небесный, серебряно-синий.

Если будут звенеть родники,

Будет биться и сердце России.

Олег Газманов


Команды:

Юные экологи, Тутаев, Дом природы
Мудрые совята, Переславль, клуб "Мудрая сова"
Родничок, г. Волковыск, Белоруссия
Universal, Ярославль, школа 33
Лесовичок, Любим, Центр детского творчества
Озерки, Заозерская школа, Угличский район
Эколог-1, Ярославль, Детский эколого-биологический центр


команда "Родничок", г. Волковыск, Белоруссия

Паспорт родника

Номер источника - 1

Данный источник образован в нижней части реки Волковые, на которой поставили перемычку, что привело к образованию Волковысского водохранилища. Так вот, данный родник образован в нижней части речной долины. Родник расположен в самом начале дачных участков, принадлежащих горожанам г.Волковыска (на восток от города, примерно на расстоянии 600 м от крайних домов города, а также на расстоянии 50 м на юг от Волковысского водохранилища). Поскольку родник окультурен, то в месте выхода его на поверхностьу нас не было возможности определить состав горных пород, поэтому мы сделали это в метрах 2-х ниже по течению. В результате исследования было выяснено следующее.

- Название источника - "Дачный"
- Гродненская область
- Волковыский район
- г.Волковыск
- Левый берег Волковыского водохранилища
1) Геологические условия воды
- Характеристика пласта, из которого вытекает вода - песчаный - 0.45 м.
- Породы водоупорного пласта - глина
- Выход воды на поверхность - из промежутков между частицами пород
- Характер вытекания - вытекает спокойно
- Высота источника над уровнем воды в реке - 1 м.
- Расстояние источника от уреза водохранилища - 50 м.
2) Растительность вблизи родника - тростник обыкновенный, болотница сосочковая, василистник водосбористый, вахта трилистная, осока острая, ольха черная, ива.
3) Животный мир вблизи родника - пеночка-теньковка, зарянка, зяблик, воробей, лягушка остромордая, жаба серая, овсянка.
4) Физические особенности воды источника
- Цветность - 0 баллов
- Запах - 0 баллов
- Привкус - 0 баллов
- Осадок - до 2 мг/л, бикарбонаты; железо не обнаружено .
- Температура воды - +8oС
- Температура воздуха - +14oС (11 час.)
- Замерзание источника - замерзает
- Сроки замерзания - конец декабря, иногда в январе
- Дебит источника - подземные воды
- Влияние родника на окружающую местность - образование ручейка с образованием характерного заболоченного ландшафта. При наступании на почву около ручья выделяется незначительное количество воды, что свидетельствует об избыточном увлажнении.
5) Определение мощности родника. Банка емкостью 1 л заполнилась за 2 мин 10 сек, а за 1 час из родника вытекает примерно 28 л воды, за сутки - 650 л воды.

6) Зависит ли количество воды в роднике от погоды?
Только после обильных дождей и таяния снега 1 л воды набирается за 2 мин, т.е. быстрее, чем обычно.

7) Хозяйственное использование источника - дачники и отдыхающие используют в качестве питьевой воды. Колеиндекс <10.

8) Куда течет вода из источника?
Вода из источника образует ручеек, который впадает в Волковысское водохранилище, что видно из карты (см. карту) Волковысское водохранилище.

9) Влияние рродника на окружающую местность.
Воды родника способствуют заболачиванию территории. В результате смыкания поверхностных и подземных вод, обычно в понижениях, при близком расположении водного пласта к поверхности. Признаками заболоченности являются: избыточное увлажнение, не пересыхающие даже летом участки и наличие растений-индикаторов.

Лабораторный журнал

Название (N источника) Р-н Волковыского водохранилища "Дачный"
toC +8
Плотность г/л 0.996
Цветность 0 бал.
Мутность Не обнаружена
Запах 0 бал.
Интенсивность запаха 0 баллов
Сухой остаток г/л 2
pH 6.9

Хозяйственное использование источника - дачники и отдыхающие используют в качестве питьевой воды.


Проект проводится

при поддержке Департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Ярославской области.

при содействии Ярославской областной организации Всероссийского общества охраны природы

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2004