Итоги 2 тура: 10 класс


[9 Классы]
10 Классы [11 Классы]

игровой номер команда учреждение география 1 2/1 2/2 Тесты Всего
Н130-10 Регион - 35 школа N16 Вологда 8 8 8 4 28
H086-10 Последователи школа N 1 Камышин 6 9 8 4 27
Н354-10 Колосова Тамара гимназия 2 Ярославль 5 8 9 4 26
Н176-10 Максимова Надежда Гум. колледж Ярославль 9 8 8 0 25
Н137-10 Слово и дело Гимназия N4 Пермь 7 7 6 4 24
Н298-10 Рюрик и Ко Школа N87 Ярославль 7 7 6 4 24
Н287-10 Патриоты школа N 1 р.п. Сузун 6 7 7 4 24
Н001-10 КЛИК СОШ N96 Москва 9 6 5 4 24
Н204-10 Павлов Сергей школа 23 Ярославль 5 7 7 4 23
Н194-10 Москвина Юлия Лицей Архангельск 5 8 7 3 23
Н235-10 Юный историк школа N2 Медвежьегорск 6 6 7 4 23
Н321-10 Лицеисты Тех. лицей Новосибирск 8 8 3 3,66 22,66
Н091-10 Клио Эврика-Развитие Ростов- на-Дону 8 4 8 2,66 22,66
Н234-10 Наследники школа N2 Медвежьегорск 6 6 6 4 22
Н309-10 Рифей школа N 100 Пермь 6 7 5 4 22
Н018-10 Краеведы школа 4 Ярославль 7 5 6 4 22
Н063-10 Кузнецова Наталья средняя школа Курманаевка 6 5 5 4 21
Н133-10 Бригада-1 Школа N 4 Лесосибирск 5 6 6 4 21
Н065-10 Синицин Денис средняя школа Курманаевка 5 5 6 4 20
Н066-10 Еркович Нина средняя школа Курманаевка 5 6 5 4 20
Н134-10 Бригада-2 Школа N 4 Лесосибирск 5 6 5 4 20
Н329-10 НЛО школа 68 Ярославль 5 5 6 3 19
H031-10 сибиряк-2 Гимназия N12 Омск 3 5 7 4 19
Н077-10 Наследники Гимназия Лесосибирск 4 5 5 4 18
Н310-10 Лицеисты лицей N1 Ангарск 4 5 4 4 17
Н104-10 Капелла школа N 54 Новосибирск 3 3 3 4 13
Н089-10 Долженков Иван школа Курманаевка 0 5 7 0 12


Аналитическая справка
по результатам второго тура
дистанционной олимпиады
по истории отечественной культуры
2002-2003 г.



На второй тур прислали ответы 28 коллективных и индивидуальных участника. Общие впечатления таковы. В целом школьники справились с заданиями тура (лишь 2 участника прислали неполные работы). Однако в целом количество баллов не превышает 28 из 34 возможных, что свидетельствует о достаточно скромном уровне ответов и отсутствии явных лидеров, чьи работы носили бы яркий, индивидуальный характер. Ниже предлагается анализ ответов по 4 основным типам заданий.




Перед вами памятник великому русскому драматургу А.Н. Островскому. Когда и где он был установлен? Кто автор этого памятника? Что вы знаете об истории его создания? Почему именно это место было избрано для установки памятника?

Этот тип задания носит название "Рассуждение на тему". Видимо, не все участники олимпиады обратили на это внимание, поэтому в большинстве работ не оказалось или оказалось очень коротким именно обоснование выбора места для памятника. Например, работа Н-104-10 представляет собой две строчки вместо ожидаемого рассуждения. Это не является ответом. В ряде работ давали подробную историю Малого театра или просто биографию драматурга. Например, авторы работы Н-354-10, увлекшись последней частью задания, практически забыли о необходимости осветить историю создания памятника. Такие ответы оценивались невысоким количеством баллов. Многие ребята не ответили на все вопросы здания. Например, работа Н-309-10 не освещает историю создания памятника, но приводит очень подробную биографию скульптора Н.А.Андреева. Но были и такие ответы, где достаточно подробно описана работа над проектом и самим памятником, и содержится достаточно развернутое обоснование выбора места памятника. Хотелось бы пожелать участникам олимпиады быть внимательнее при прочтении задания: учитывать тип задания, четко в ответах следовать формулировке вопроса, не упускать из вида всех вопросов.




Перед вами портрет известной русской балерины рубежа XIX-ХХ вв. Кто автор данного портрета? Кто эта балерина? Охарактеризуйте ее вклад в развитие русского балета. Опишите процесс вашего исследовательского поиска.

С этим заданием справились более успешно. Лишь в одной работе художником был назван некий "выдающийся" Павел Суриков и автор работы утверждает, что нашел подтверждение своей версии в альбоме этого художника. Однако чаще все-таки давалось жизнеописание балерины, причем механически скопированное из интернетовских источников, а вклад ее в развитие балета либо не отмечался вовсе или отмечался очень кратко. Последняя часть задания была выполнена не всеми. Например, в работах Н-310-10, Н-104-10, Н-018-10, Н-309-10 не указана система поиска. В таком случае сразу же из максимальной суммы баллов вычиталось три балла при оценке этого задания. В работе Н-077-10 приведена цепочка поиска, но она имеет столь общий характер, что не дает никакого представления о тех источниках и исследованиях, которыми пользовались школьники. Приводим этот ответ, как образец неверного выполнения задания:

    "Цепочка нашего исследования.
  1. Мы определили какая балерина изображена картине.
  2. Установили, кто, когда и для чего написал эту картину.
  3. Мы отыскали биографию балерины.
  4. Нашли там еЈ творческие заслуги и описали их".

Есть работы с другим подходом к выполнению этого задания. Например, в этой связи работа Н-086-10 может быть названа одной из лучших, поэтому приведем их ответ на последнюю часть задания полностью.
    "Процесс исследовательского поиска:
  1. Рассмотрев портрет мы решили работать в двух направлениях : искать художника по его творческой манере и искать личность, изображенную на картине (было создано две поисковые группы)
  2. Поиски художника: а) Было две версии - Дега (он рисовал балерин в сине-голубом цвете) и В.Серов, так как прозрачные краски и нежный мазок чем-то напоминали стиль его картин; б)просмотрев альбомы именно этих художников нашли иллюстрацию афиши В.Серова 1909 года с изображением Анны Павловой; в) В энциклопедиях стали просматривать статьи об А.Павловой - нашли много ссылок на литературу; г) Достали все доступные в библиотеках города источники и написали небольшой очерк о знаменитой балерине
  3. Поиски балерины: а) Было две версии - Галина Уланова или Анна Павлова (самые известные русские балерины); б) наша группа работала не с книжными источниками, а с Интернетом: через поисковики Rambler и Яндекс нашли несколько интересных сайтов о балете (правда некоторые материалы были в платном доступе и мы не смогли с ними познакомиться); в) на одном из сайтов было упоминание об афише В.Серова с портретом Анны Павловой; г) первая поисковая группа подтвердила нашу догадку и мы стали искать в Интернете материал по более конкретному запросу:"Анна Павлова"
  4. Совместными усилиями обобщили все полученные материалы (многое пришлось сокращать) и сочинили ответ".

В целом от ответов на это задание у экспертов осталось впечатление, что ребятам было интересно знакомиться с жизнью и творчеством этой балерины.




Перед вами два портрета одного и того же человека, вошедшего в историю русской литературы как великий сатирик XIX в. Кто это? Охарактеризуйте его вклад в развитие русской литературы? Кто и когда написал эти портреты? Опишите процесс вашего исследовательского поиска.

Все участники олимпиады верно определили, что в этом задании речь идет о М.Е.Салтыкове-Щедрине. Не все правильно определили художников. Чаще верно называли работу И.Н.Крамского, но и портрет работы Н.Н.Ге тоже приписывали Крамскому. В текстах преобладает подробная биография писателя и гораздо меньше внимания уделено оценке его творческий вклад в развитие русской литературы. Чаще всего анализ вклада растворен в обширной биографической справке.
На наш взгляд, это свидетельствует, во-первых, о невнимательности участников олимпиады к формулировке задания, а, во-вторых, о недостаточном их умении вычленить и организовать собранный материал в соответствии с заданным ракурсом.
Описывая систему поиска, в некоторых работах ребята ограничивались такими фразами: "Спросили в библиотеке, нам дали книжки". Не были при этом указаны ни авторы, ни названия. Но были и очень детальные описания процесса поиска, где указывались отдельные этапы и итоги каждого из них.
При оценке задания этому моменту - выстраиванию цепочки логического поиска - придавалось особенное значение, так именно здесь эксперты получали возможность определить индивидуальные исследовательские навыки участников. Это тем более важно, что основная масса участников, к сожалению, ограничивалась копированием найденных на сайтах материалов, никак не проявляя к ним критического отношения. При этом они чаще всего ограничивались первым же найденным материалов, не пытаясь проверить или дополнить его, что приводило в ряде случаев к досадному тиражированию ошибок или опечаток.



В блоке почти все справились с заданием успешно. Только в двух работах в первом задании ответили не верно (новгородская земля, вместо псковской). В двух других работах не определили городецкую роспись. Поскольку это было частью одного задания, за который давался 1 балл, экспертами было принято решение снизить оценку за данный вопрос до 0,33 с учетом, что из трех позиций две были определены верно. В одной работе не узнали художника Верещагина (написали Греков - советский баталист). И в одной работе вообще не дали ответа на последний, четвертый вопрос о Тенишевой.
Обращает на себя внимание тот факт, что многие участники не понимают специфики тестовых заданий, требующих однозначного ответа или подчеркивания правильного ответа. Они сопровождают ответы порой очень обширными комментариями. Эти усилия оказываются в определенной степени бессмысленными, так как экспертами никак не оцениваются, но работу их затрудняют.



Старший преподаватель исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова В.Н.Дегтеревская

Старший преподаватель исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова И.А.Федорчук


E-mail: mark@edu.yar.ru
тел:(0852)32-88-91
Копрусова Марина Викторовна




Rambler's Top100