Итоги 2 тура: 10 класс


[9 Классы]
[10 Классы] 11 Классы

игровой номер название команды организация география 1 2 Видео-ряд Тесты Всего
H027-11 Будаев Вячеслав Школа-интернат Лесосибирск 9 9 10 4 32
Н255-11 Насибуллова Наталия Лицей Архангельск 9 9 10 3 31
Н320-11 Выпускник - 2003 Лицей Новосибирск 8 9 10 3 30
Н101-11 Васильев Павел МОУ СОШ 57 Иркутск 9 9 7 4 29
H021-11 Шокин Павел Школа N 14 Ярославль 9 9 3 4 25
Н277-11 Ибраимкулова Альмира школа N 301 р.п. Сузун 8 7 7 3 25
Н189-11 Судникова Юля Центр образования Коткозеро 6 8 6 4 24
H020-11 Ильяная Ольга школа 4 г.Ярославль 6 9 1 4 20
H038-11 Историки Лицей 2 Рыбинск 5 9 1 4 19
Н288-11 Виктория школа N 1 р.п. Сузун 5 7 3 4 19
Н308-11 Байкальские знайки школа-интернат 1 Слюдянка 7 7 1 3 18
Н105-11 Цивилизация Шк.космонавтики Железногорск 8 5 1 2,5 16,5



Аналитическая справка
по результатам второго тура
дистанционной олимпиады
по истории отечественной культуры
2002-2003 г.




На второй тур прислали ответы 12 коллективных и индивидуальных участников. Общие впечатления таковы. В целом школьники вполне успешно справились с заданиями тура. Максимальное количество баллов 32 из 34 возможных, что свидетельствует о достаточно хорошем уровне ответов. Выделились явные лидеры, чьи работы получили не менее 30 баллов. Во многих ответах чувствовалась некоторая самостоятельность мышления и индивидуальный характер. Ниже предлагается анализ ответов по 4 основным типам заданий.




Перед вами репродукция картины, на которой изображен великий русский писатель. Кто автор этой картины? Когда она создана? Как вы думаете, почему именно так художник изобразил этого писателя?

Все школьники правильно назвали автора этой картины, но время ее создания в разных работах определено по-разному. В некоторых работах содержалась очень подробная информация о взаимоотношениях И.Е.Репина и Л.Н.Толстого, об истории написания этой картины, даже приводились выдержки из дневников художника. Безусловно, это помогает понять, почему именно так художник изобразил Л.Н.Толстого. Но ограничиваться только этим ракурсом проблемы в данном случае не допустимо (а такие работы встречались).
Достаточно подробно освещена и вторая часть задания. Но порой она теряется из-за перегруженности и излишней подробности ответа на первую, в общем-то, не большую по объему ответа часть.
Встретились работы, где попытка ответить на вопрос не подкреплена серьезным знакомством с биографическим материалом писателя. В результате ответы выливаются в умозрительные, ничем не подкрепленные конструкции.
Наиболее высоко были оценены работы, где авторам удалось органично соединить в объяснении подобного образа писателя и духовные искания Л.Н.Толстого, и восприятие его современниками, в том числе И.Е.Репиным.




Перед вами портрет выдающегося деятеля русской культуры. Он был разносторонне образованным и очень деятельным человеком, попробовавшим себя на нескольких поприщах. Однажды, еще в детстве, бабушка спросила, не хочет ли он, как она, стать переводчиком? Мальчик ответил: "не хочу все время искать слова". Кто мог тогда подумать, что поиск слов станет главным делом его жизни? Первая значительная книга этого человека - сборник "Русские сказки" вышла в 1832 году под псевдонимом Казак Луганский. Когда ему шел уже восьмой десяток, к нему обратился знаменитый Павел Третьяков с предложением написать его портрет, который он собирался заказать известному художнику (эту работу вы видите на репродукции).
Кто и когда написал этот портрет? Кто изображен на этом портрете? Охарактеризуйте его вклад в развитие русской культуры. Опишите процесс вашего исследовательского поиска.

Все участники олимпиады правильно определили художника - В.Г.Перова и дату создания портрета. Очень порадовало то, что все верно назвали и изображенного деятеля культуры - В.И.Даля. Было приятно читать вдохновенные ответы, полные уважения и осознания роли этого человека в развитии русской культуры. Во всем втором туре, по мнению экспертов, именно ответы на это задание были лучшими. Достаточно отметить, то восемь работ получили здесь оценку в 9 баллов.




Перед вами шесть репродукций. Подпишите авторов и названия этих картин. Сформируйте из них два видеоряда (по три изображения в каждом) и объясните, по какому признаку вы это сделали. Опишите процесс вашего исследовательского поиска.

Сами участники олимпиады признали, что это задание вызвало у них наиболее затруднение. Может быть, поэтому не все с ним справились в полном объеме. Главная трудность для школьников заключалась в том, что в формулировке задания действительно не было ни одной логической подсказки или "зацепки". Задание было рассчитано на проверку самостоятельно исследований и анализа. Подразумевалось, что участники смогут по репродукциям определить хронологический период создания приведенных полотен, выйдут на группу передвижников. Затем им предстоял долгий путь сугубо эмпирического характера, чтобы атрибутировать данные произведения. Только верно определив авторов и названия их картин, можно было логически организовать их в два видеоряда. Поскольку это удалось не всем, то либо получились неверные видеоряды (не выдержан единый логический критерий), либо школьники вообще отказались от попытки выстроить видеоряд. Так, например, неверно атрибутированный автопортрет И.Е.Репина, привел некоторых школьников к попытке организовать полотна по принципу их нынешнего местонахождения. Но ведь автопортрет Репина хранится в Национальной галерее Праги. Значит, такой критерий организации использовать было нельзя.
Однако задание не было невыполнимо вообще. Многие участники все-таки справились с возникшими трудностями. Приводим один из вариантов правильного ответа с подробным описанием логики исследования:
  1. файл 2-2а1 - И.Н.Крамской "Автопортрет"
  2. файл 2-2b1 - И.Е. Репин "Автопортрет за работой"
  3. файл 2-2с - И.Н.Крамской "И.И.Шишкин"
  4. файл 2-2d - И.Е.Репин. "Портрет В.Д.Поленова"
  5. файл 2-2e - И.И.Шишкин "Дорожка в лесу"
  6. файл 2-2f - В.Д.Поленов "В парке"

видеоряд: 1. файл 2-2а1, файл 2-2с, файл 2-2e
И.Н.Крамской "Автопортрет" (файл 2-2а1) И.Н.Крамской "И.И.Шишкин" (файл 2-2с) И.И.Шишкин "Дорожка в лесу" (файл 2-2e)


видеоряд: 2. файл 2-2b1, файл 2-2d, файл 2-2f
И.Е.Репин "Автопортрет за работой" (файл 2-2b1) И.Е.Репин "Портрет В.Д.Поленова" (файл 2-2d) В.Д.Поленов "В парке" (файл 2-2f)

На мой взгляд, данное задание было самым сложным. Во-первых, не было дано никаких пояснений и даже самой маленькой подсказки. Нужно было найти какую-нибудь зацепку, чтобы оттолкнуться от нее и продолжить исследование. Из представленных изображений я сначала узнала лишь "Автопортрет" И.Н. Крамского. Просмотрев ряд его работ, я нашла-таки портрет И.И.Шишкина. Казалось, что, продолжая поиск таким же образом, я быстро определю авторов и названия картин и самое главное логически распределю их в два видеоряда.
Но сделать последнее было совсем не просто. Оставив изучение пейзажей на потом, я нашла авторов и названия оставшихся двух портретов: И.Е.Репин "Автопортрет за работой" и его же кисти портрет В.Д.Поленова. Меня это открытие окончательно сбило с толку, и все мои призрачные теории и догадки мигом рухнули: если я определила самих авторов и их картины, то зачем же еще 2 пейзажа! Но чтобы найти эти "творения" (в хорошем смысле) пришлось потратить уйму времени и сил! Как ни замечательны пейзажи, они все же они страшно друг на друга похожи... Однако же отыскав (наверное, в 10-й по счету энциклопедии) названия и авторов этих произведений я разрешила все свои сомнения, логическая связь была очевидна:
  1. автопортрет самого художника И.Н.Крамского> его работа - портрет И.И.Шишкина> и пейзаж самого И.И.Шишкина "Дорожка в лесу"
  2. автопортрет И.Е.Репина> его кисти портрет В.Д.Поленова>картина В.Д.Поленова "В парке".



С этим блоком справились полностью семь участников из двенадцати. К удивлению экспертов, первый вопрос вызвал затруднение у многих школьников. В одной работе даже содержалась попытка скорректировать задание. Хотя прямое отражение древнерусской литературы в живописи отмечается всеми исследователями средневековой русской культуры. Все остальные вопросы подобных затруднений не вызвали.
Обращает на себя внимание тот факт, что многие участники не понимают специфики тестовых заданий, требующих однозначного ответа или подчеркивания правильного ответа. Они сопровождают ответы порой очень обширными комментариями. Эти усилия оказываются в определенной степени бессмысленными, так как экспертами никак не оцениваются, но работу их затрудняют.



Старший преподаватель исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова В.Н.Дегтеревская

Старший преподаватель исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова И.А.Федорчук

E-mail: mark@edu.yar.ru
тел:(0852)32-88-91
Копрусова Марина Викторовна




Rambler's Top100