Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2002
Приглашение
Участники
Задания
9 класс
10 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2001
Выход
    1. Пародия на поэзию В. Хлебникова. Пародируется изобретенный будетлянами новый язык "заумь", по мысли В. Хлебникова, приближающий читателя к "ладу мира".

    2. Пародия на поэзию И. Северянина (в основе пародии - стихотворение "Ананасы в шампанском"). Пародируется пристрастие И. Северянина к "эстетству".

  1. "Бог с тобой. ..." - Лука,
    "Я ведь тоже через многое прошел..." - Сатин (М. Горький "На дне"),
    "А потом встретил человека необыкновенного..." - Левий Матвей и Иешуа Га-Ноцри (М. Булгаков "Мастер и Маргарита"),
    "... А все - люди! ..." - Лука.

  2. Журналы серебряного века:

    "Аполлон" - журнал связанный с символизмом, но достигший рассвета как акмеистический журнал (аполлоническое, гармоническое начало). Редактор С. Маковский. Издавался с 1909 по 1917 года.

    "Весы" - журнал символистов, фактическим руководителем которого был В.Я. Брюсов. Издавался в Москве с 1904 по 1909 года.

    "Мир искусства" - журнал-орган одноименного объединения. Выходил в Петербурге в 1899-1904 годах. Бессменным редактором журнала был С. Дягилев - организатор русских сезонов в Париже. Журнал обращался не к академическому искусству и передвижничеству, а к модерну.

  3. Праисточником текста Бродского является пушкинское стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный". Бродский с первых строк указывает на инаковость своего манифеста по сравнению с Пушкинским, не декларируя понятие доброты и свободы, а обращая внимание на ситуацию поэта XX века. Поэта, живущего в "постыдное столетье", где море, у романтиков олицетворявшее свободную стихию, принципиально несвободно ("море полуправд").

    Позиция поэта связана с вертикалью, обращеньем к вечности ("мне высота мила"). Обращение к Музе, характерное для пушкинского стихотворения в финале, здесь лишено значения финального тезиса. Отношение к памятникам в XX веке, вечная смена вех и авторитетов (указание на традиционную установку бюстов героев в тоталитарном пространстве) противопоставлено у Бродского облику незрячего (=мудрого) поэта, устремленного к высотам духа через страдание (в последних строках явная связь не столько с пушкинским стихотворением, сколько со стихотворением Тютчева "Фонтан").

  4. Понятие "маленький человек" относимо в литературе XIX века к герою, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии, что определяет его психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью). Среди авторов и произведений на эту тему: "Станционный смотритель" А.С. Пушкина, "Шинель" Н.В. Гоголя, "Бедные люди", "Униженные и оскорбленные" Ф.М. Достоевского и др.

    В XX веке тема маленького человека трансформируется. Для серебряного века характерны следующие тенденции:

    • маленький человек превращается в Человека (именно с большой буквы), дорастающего до духовной самостоятельности. Эта тенденция очевидна в творчестве писателей-"знаньевцев" (см. М. Горький "Человек", А. Куприн "Поединок": Ромочка становится Георгием и т.д.);
    • маленький человек мал причине своей смертности, мгновенности существования на фоне вечности бытия (в основном у модернистов, см. Ф. Сологуб "Маленький человек" и др.);
    • маленький человек ответственный за историю (И.А. Бунин "Деревня" и др.).

    В двадцатые года тема маленького человека рассматривается в системе: человек/массовое (тоталитарное) общество (Е. Замятин. "Мы", А. Солженицын "Один день Ивана Денисовича" и др.).

    Хорошо, если в ответе школьников будет указана одна-две тенденции.

    1. Выставка "Голубая роза" была организована символистами.
    2. Н. Гумилев - мэтр акмеизма, в 1913 году опубликовал статью "Наследие символизма и акмеизм".
    3. Одним из лучших сборников К. Бальмонта стал сборник 1903 года "Будем как Солнце".
    4. Марина Цветаева, живя в Париже, вела активную переписку с Б. Пастернаком.
    5. Произведение А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" впервые было опубликовано в журнале "Новый мир".
    6. Среди писателей - "деревенщиков" можно назвать Ф. Абрамова, В. Белова.

Со всеми вопросами обращайтесь:

  • e-mail: aliya@edu.yar.ru
  • тел: (0852) 32-88-91, 30-29-62, Хайбулина Алия Тагировна.

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100