Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2001
Приглашение
Участники
Задания
9 класс
10 класс
11 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2002
Выход

Правильные ответы
на задания литературного состязания
11 класс

  1. Анненский, Гумилев.

    Анненский тяготел к французской поэзии (указание на сборник Поля Верлена "Песни без слов", интерес к музыкальности образов, к вещности образов (банальность)). В стихотворении использованы эпитеты "безнадежный" и метафора "нищета зари" (ср. у Анненского "безнадежность вопроса", "нищенски синий лед"). Гумилев считал подобные акценты действительно банальными, его привлекала экзотика (отсюда увлечение Ницше и Бодлером), его поэзии свойственна излишняя театральность, за которой скрыто лирическое чувство, в то время как у Анненского лирический герой пропускает через себя страдания мира и вещи.

  2. а) А. Ахматова. Речь идет о коренном свойстве ее стихотворений: присутствие предмета (перчатки, беличьей шкурки и т.д.), "нагруженного" эмоцией, в то время как эмоция остается прямо не высказана.

    б) И. Бунин. Проза Бунина сверхдетализирована и в то же время каждая деталь - это синтез звука, запаха, ощущения (напр., "пахнет легкий холодок зари"). Качества поэзии приданы прозе (лирическая проза).

    в) М. Горький. Речь, вероятно, идет о ранних романтических рассказах Горького (герои - ходячие модели поведения, избыточная живописность и нарочитый пейзажный параллелизм, контрастность).

  3. а) Травестия пушкинского "Пророка" и "Вакханической песни".
    б) "Евгений Онегин", гл. 8(10) "Блажен, кто смолоду был молод... Кто постепенно жизни холод // С летами вытерпеть умел".
    в) "Евгений Онегин", гл. 5,(2), "Шалун уж отморозил пальчик...".

  4. Варианты ответов учащихся могут быть различны как по количеству названных произведений, так и по качеству анализа. Приведем пример.

    В "Пиковой даме" А.С. Пушкина важную роль играют тройка и семерка (магические числа). Здесь явно фольклорное начало (Да и в сказках Пушкина: тридцать лет и три года, троекратное закидывание невода в "Сказке и рыбаке и рыбке", семь богатырей в "Сказке о мертвой царевне", трое женихов Людмилы в балладе "Руслан и Людмила"). В тексте "Пиковой дамы" число карт равно трем; Чаплицкий проигрывает триста рублей; три служанки окружают графиню в будуаре; одевается она по моде 1770-х; ей 87 лет; Дарья Петровна умерла 7 лет назад и т.д. - все элементы, работающие на создание тонкой символики повести. Большинство чисел отмеряют время, то есть, связаны с бинарностью идеи жизни/смерти.

    В "Преступлении и наказании" Достоевского точные цифры и числа означают головную теорию Раскольникова, расчет оборачивается убийством.

    В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" количество главных героев - семь, близость к фольклорной традиции.

    В поэме А. Блока "Двенадцать" числом подчеркивается параллель 12 апостолов и 12 патрулирующих ( апостолов новой веры)...

  5. Два стихотворения с одноименными названиями различны уже по своей структуре.
    Текст К. Бальмонта единый без деления на строфы, картина зимнего леса - это повод для художественной фантазии. Текст А. Фета состоит из восьми строф.

    В тексте прямо указан и маркирован переход от реальности к фантазии и обратно (май, мера ..). Композиционно выделяются эти три части следующим образом: 1,2,3 строфы - 4 - 7 строфы - 8 строфа. Первая и последняя строфы образуют кольцо. От фантазии герой возвращаются в реальность, в тот время как у Бальмонта "рамки" реальности нети в финале лес погружается в сон = мечта = фантазия... .

    Антураж имеет некоторое сходство: месяц и луна, ночь, звезда. Однако время у Фета - май (переход от весны к лету.) май связан в читательском сознании с юностью, грезами, у Бальмонта - образ зимнего леса (зима связана скорее с образом сна, чем мечты.)

    Одним из общих образов стихотворений является образ сказки. У Бальмонта он в общем ряду образов сна и грезы, а у Фета доминирует и задан образом жар - птицы, позолотой, эпитетами "изумрудный", "жемчужной", "алмазной". Сходным в обоих текстах становится многокрасочность, насыщенность эпитетами, а также подвижность и динамичность: у Фета в третьей строфе - переходной от реальности к фантазии (ветер, дрожь), а у Бальмонта все стихотворение выстроено на доминанте вибрирующего трепета. Образ фантазии у Бальмонта построен на гипертрофии музыкального начала (повторы различных типов (... ... ), аллитерации и ассонансы (...)), да и энергичный хорей преобразован в восьмистопный так, что приобретает несвойственную ему плавность, образы утрачивают вещественность, становятся знаками творческого мира. У Фета доминирует живописная зримо - осязательная изобразительность. Итак, фантазия для Бальмонта - свобода творческого начала, для Фета - миг счастья, осознаваемый вне меры, вне реальности, вне идеи жизнетворчества.

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100