Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым.
Лихачев Д. С.


2001
Приглашение
Участники
Задания
9 класс
10 класс
Правильные ответы
9 класс
10 класс
11 класс
Итоги
2000 - I тур
2000 - II тур
2002
Выход

Задачи для 11 классов

  1. Вставьте в стихотворение Г. Иванова пропущенные имена, свой выбор объясните.

    Я люблю безнадежный покой,
    В октябре - хризантемы в цвету,
    Огоньки за туманной рекой,
    Догоревшей зари нищету...
    Тишину безымянных могил,
    Все банальности "песен без слов",
    То, что ... жадно любил,
    То, чего не терпел ...

  2. Определите, о ком данный отзыв. Ответ поясните.

    а) Нам кажется, что в отличие от других вещелюбов, ... обладает способностью понимать и любить вещи именно в их непонятной связи с переживаемыми минутами. Часто ... точно и определенно упоминает какой-нибудь предмет, казалось бы, не имеющий отношения ко всему стихотворению, брошенный и забытый, но именно от этого упоминания более ощутимый укол... (М. Кузмин).

    б) ... очень ново, очень свежо, очень здорово, но слишком компактно, вроде сгущенного бульона. (А. Чехов).

    в) "Вы пластичны, т.е. когда изображаете вещь, то видите ее и ощупываете руками. ... Говорить теперь о недостатках? ... Начну с того, что у Вас, по моему мнению, нет сдержанности. Вы как зритель в театре. Который выражает свои восторги так несдержанно, что мешает слушать себе и другим". (А. Чехов)

  3. Перекличка с какими строками пушкинских текстов наблюдается в представленных отрывках:

    а) Да здравствуют собаки! Да здравствуют тигры, попугаи, бегемоты, медведи-гризли! Да здравствует птица секретарь в атласных панталонах и золотых очках! Да здравствует все, что живет вообще в траве, в пещерах, среди камней. (Ю. Олеша)

    б) Но мать не вытерпела долго жить. (А. Платонов)

    в) Время упавшее сильно ниже нуля. Обжигает ваш мозг, как пальчик шалуна из русского стихотворения. (И. Бродский)

  4. Вспомните, в каких произведениях русской классики, известных вам, употребляются числа и цифры и каково их значение?
  5. Перед вами стихотворения А. Фета и К. Бальмонта "Фантазия". В чем своеобразие трактовки темы? Предложите сравнительную интерпретацию.

    ФАНТАЗИЯ
    Мы одни; из сада в стекла окон
    Светит месяц... тусклы наши свечи;
    Твой душистый, твой послушный локон,
    Развиваясь, падает на плечи.

    Что ж молчим мы? Или самовластно
    Царство тихой, светлой ночи мая?
    Иль поет и ярко так и страстно
    Соловей, над розой изнывая?

    Иль проснулись птички за кустами,
    Там, где ветер колыхал их гнезды,
    И, дрожа ревнивыми лучами,
    Ближе, ближе к нам нисходят звезды?

    На суку извилистом и чудном,
    Пестрых сказок пышная жилица,
    Вся в огне, в сиянье изумрудном,
    Над водой качается жар - птица;

    Расписные раковины блещут
    В переливах чудной позолоты,
    До луны жемчужной пеной мечут
    И алмазной пылью водометы.

    Листья полны светлых насекомых,
    Все растет и рвется вон из меры,
    Много снов проносится знакомых,
    И на сердце много сладкой веры.

    Переходят радужные краски,
    Раздражает око светом ложным;
    Миг еще - и нет волшебной сказки.
    И душа опять полна возможным.

    Мы одни; из сада в стекла окон
    Светит месяц... тусклы наши свечи;
    Твой душистый, твой послушный локон,
    Развиваясь, падает на плечи.
    (А. Фет)

    ФАНТАЗИЯ
    Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
    Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
    Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
    И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
    Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
    В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
    Ни о чем не вспоминая, ничего не проклиная,
    Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.
    Чьи-то вздохи, чье-то пенье, чье-то скорбное моленье,
    И тоска, и упоенье - точно искрится звезда,
    Точно светлый дождь струится, - и деревьям что-то мнится,
    То, что людям не приснится, никому и никогда.
    Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
    В час глубокий полуночи мчатся духи через лес.
    Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
    Отчего их рой не может петь отрадный гимн небес?
    Все сильней звучит их пенье, все слышнее в нем томленье,
    Неустанного стремленья неизменная печаль, -
    Точно их томит тревога, жажда веры, жажда бога,
    Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
    А луна все льет сиянье, и без муки, без страданья
    Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
    Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют
    И с спокойствием приемлют чары ясных, светлых снов.
    (К. Бальмонт)

  

© Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании, 2003.

Rambler's Top100